USD/BYN 2.1102EUR/BYN 2.395100 RUB/BYN 3.2

Обзор источников валютных ресурсов для экономики Республики Беларусь в 2018 г

МИНСК, 7 мая – Аналитическое агентство ПраймПресс. 2 мая Национальный банк Беларуси (НББ) опубликовал доклад об итогах реализации денежно-кредитной политики за I квартал 2018 г. Среди прочего в докладе были обнародованы факты о погашении и обслуживании валютных обязательств властей. Часть из этих данных публикуется НББ на регулярной основе. Так, с лета 2017 г имеется статистика исполнения НББ и правительством внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте. В январе-апреле 2018 г власти затратили на погашение валютных долгов 2,532 млрд долл.

В помесячной динамике объем погашений валютного долга в 2018 г выглядит следующим образом: 1,4 млрд долл – за январь, 470 млн долл – за февраль и 415 млн долл – за март. 7 мая были обнародованы также данные за апрель - 332 млн долл. В целом можно констатировать, что пиковые выплаты по 2018 г уже прошли.

ОБНАРОДОВАНЫ ДАННЫЕ ПО ИСТОЧНИКАМ ПОПОЛНЕНИЯ ЗВР

Полную статистику об источниках поддержания золотовалютных резервов Беларуси (ЗВР) власти, напротив, дают спорадически. В начале мая НББ сообщил, что основными источниками пополнения ЗВР в январе-марте 2018 г стали привлечение 1 млрд долл заемных ресурсов, поступления от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, иных валютных платежей в бюджет в объеме 0,7 млрд долл, положительное сальдо покупки-продажи НББ валюты в размере 0,1 млрд долл.

Поступление заемных ресурсов на 1 млрд долл сформировали 0,6 млрд долл от размещения евробондов, 0,3 млрд долл от выпуска валютных облигаций НББ и 0,1 млрд долл от продажи валютных облигаций Минфина Беларуси. Одновременно власти погашали валютные обязательства: за I квартал 2018 г НББ уменьшил их на 0,4 млрд долл.

ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК ДАСТ НЕМНОГО В АПРЕЛЕ

Возможности НББ по покупке валюты в апреле 2018 г зависели от состояния внутреннего валютного рынка. С одной стороны, на апрель традиционно выпадает период уплаты квартальных налогов, а также выплаты большинством госпредприятий годовых дивидендов в доход бюджета. С другой стороны, в апреле 2018 г произошло ослабление курса российского рубля, за которым последовала девальвация белорусского рубля к доллару и евро и укрепление к российскому рублю. Официальный курс белорусского рубля к доллару в среднем за апрель упал на 2,2%, к евро – на 1,8%, к российскому рублю поднялся на 3,7%. Поскольку валютная корзина НББ так и не стала для населения основным ориентиром, не заместив доллар, сальдо покупки-продажи валюты физлицами можно ожидать худшим, чем в апреле 2015-2017 гг (ниже 200 млн долл в пользу банков).

РОСТ ЗАРПЛАТ ПРОДОЛЖИТ ВЫКАЧИВАТЬ ВАЛЮТУ

Дополнительное давление на валютный рынок оказало сезонное повышение заработных плат. В марте 2018 г средняя зарплата в Беларуси увеличилась к февральской на 9%, что является максимальным показателем роста за последние 10 лет. Риски заравновесного повышения доходов населения отмечает сам регулятор. Излишне быстрое увеличение зарплат послужило одним из обоснований мартовского решения НББ оставить ставку рефинансирования и ставки по операциям с ликвидностью неизменными как минимум до конца июня.

Судя по всему, растущие доходы населения будут оказывать негативное влияние на состояние внутреннего валютного рынка до конца 2018 г. На отчетном заседании правительства 28 апреля премьер-министр Андрей Кобяков констатировал, что властям не удалось достигнуть целевого уровня средней зарплате за март – 1 000 бел руб. Таким образом, Совмин с высокой вероятностью будет работать в режиме выхода на среднегодовую зарплату в 1 000 бел руб, что означает ее рост к 2017 г на 23%.

ИМПОРТ ОПЕРЕЖАЕТ ЭКСПОРТ

В связи с оживлением в экономике наметилась тенденция к опережающему росту импорта товаров. Если в январе темпы роста экспорта по данным Белстата превышали темпы роста импорта, то в феврале они сравнялись, а в марте рост импорта опередил рост экспорта.

Бурный рост импорта можно объяснить повышением цен на российскую нефть. Однако в ответ на увеличение импорта из РФ белорусские экспортеры не смогли адекватно нарастить поставки товаров восточным соседям. Лучше прочих увеличивается экспорт в страны ЕС, но это связано с низкой базой 2017 г (нефтегазовый спор).

Кроме того, экспорт нефтепродуктов в ЕС является производным от импорта нефти из РФ и растет на благоприятной ценовой конъюнктуре. Последнее означает, что поток экспортных поступлений нельзя рассматривать как надежный источник для поддержания ЗВР Беларуси.

Одним из следствий политики НББ по ориентации на стоимость трехвалютной корзины, а не ее отдельных компонентов, стало укрепление белорусского рубля к российскому. По итогам биржевых торгов 2 мая официальный курс составил 3,1837 бел руб за 100 рос руб, что является рекордным значением с 13 декабря 2016 г.

Если российский рубль продолжит дешеветь к белорусскому в течение мая, в конечном счете такая курсовая политика создаст проблемы с ценовой конкурентоспособностью отечественных товаров на рынке РФ. В свою очередь, это приведет к снижению экспортных поступлений, давлению на ЗВР Беларуси и ухудшению общей макроэкономической ситуации в стране.

Пока же власти рассчитывают, что до конца 2020 г погашение и обслуживание валютных долгов будет идти в прежнем режиме – 75% за счет рефинансирования новым долгом и 25% за счет работы экономики. По крайней мере, такую мысль 24 апреля высказал председатель правления НББ Павел Каллаур. А премьер-министр Андрей Кобяков после совещания у президента 3 мая заявил, что в Беларуси доходы бюджета от нефтепошлин в 2018 г позволят погасить половину подлежащего уплате в этом году внешнего долга.

Понятно, что в условиях волатильности экспортных поступлений и сильной привязки к России ритмичное закрытие валютных обязательств зависит не только от воли властей.

ЕФСР И МВФ

В острой фазе кризисов правительство и НББ привыкли обращаться к кредиторам последней инстанции – международным финансовым организациям. Однако Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР) и Международный валютный фонд (МВФ) обусловливают получение финансовой помощи выполнением той или иной программы реформ.

Пятый из семи траншей кредита ЕФСР Беларусь получила полгода назад – 25 октября 2017 г. С тех пор власти ведут работу по выделению шестого и седьмого траншей, но из-за невыполнения Беларусью части показателей кредитной программы в ЕФСР настаивают на корректировке матрицы мер экономической политики и структурных преобразований.

Переговоры правительства и НББ с руководством ЕФСР постоянно сдвигают сроки возможного получения последних 400 млн долл на все более отдаленную перспективу. По словам замминистра финансов Юрия Селиверстова, шестой транш в 200 млн долл власти ожидают увидеть в бюджете до конца мая.

В отношении МВФ переговоры остаются поставленными «на паузу». 25 апреля зампред правления НББ Дмитрий Калечиц сообщил, что в июле в Беларусь прибудет плановая миссия фонда, осенью – еще одна. Миссии окажут техническую поддержку властям, но мандатов на переговоры не получат.

ПРИВАТИЗАЦИЯ В ВЯЛОТЕКУЩЕМ РЕЖИМЕ

В вялотекущем режиме в апреле шла подготовка к продаже отдельных предприятий госсектора. Национальному агентству инвестиций и приватизации поручили поиск стратегических инвесторов для 4 ОАО – «Крион», «Лакокраска», «8 Марта», и «Лента». Госкомимущество опубликовало перечень из 33 ОАО, акции которых государство готово продать в 2018 г. Список основан на аналогичных документах прошлых лет.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) подписал с правительством меморандум о предприватизационном содействии для ОАО «Криница» в 2018-2020 гг. Саму возможность приватизации «Криницы» с участием ЕБРР предполагается рассмотреть лишь в 2021 г.

Таблица. Возможные источники поступления валютных средств в Республику Беларусь

п/п

Источник средств

Предполагаемая сумма

Описание ситуации

Вероятность поступления

1

Кредит из средств ЕФСР (ранее – АКФ ЕврАзЭС)

2 млрд долл; как сообщили в июне 2016 г в ЕФСР, ставка по кредиту зафиксирована на уровне 4,06% годовых.

Кредит состоит из семи траншей. Первый транш на 500 млн долл поступил 30 марта 2016 г, второй (300 млн долл) – 29 июля 2016 г, третий (300 млн долл) – 26 апреля 2017 г, четвертый (300 млн долл) – 29 июня 2017 г, пятый (200 млн долл) – 25 октября 2017 г.

С момента получения пятого транша прошло полгода, власти не комментируют ход переговоров с ЕФСР. Получение шестого транша анонсировано Минфином на конец весны. Поступление седьмого транша вероятно в III квартале.

 

2

Перечисление экспортных пошлин на нефтепродукты из российской нефти целиком в белорусский бюджет

В проект бюджета на 2018 г заложено поступление 486,5 млн долл пошлин на нефтепродукты (при цене нефти Urals в 43 долл за баррель).

По данным Минфина России, в январе 2018 г средняя цена нефти марки Urals сложилась на уровне 68,46 долл за баррель, в феврале – 63,27 долл за баррель, в марте – 63,68 долл за баррель.

 

В 2018 г при сохранении уровня цен I квартала высока вероятность получить в бюджет свыше 700 млн долл экспортных пошлин на нефтепродукты.

3

Кредит МВФ в рамках программы расширенного финансирования

До 3 млрд долл под 2,28% на 10 лет. В октябре 2016 г в НББ заявляли, что объем программы может быть увеличен до 3,4 млрд долл.

В июле и осенью в Беларуси будут работать технические миссии МВФ. Переговоров о выделении кредита не ожидается. Условия могут измениться лишь при критической корректировке внешней конъюнктуры.

 

По мнению замглавы Минфина Максима Ермоловича, переговоры по новой программе с МВФ начнутся не ранее 2020 г. Рейтинговое агентство Fitch не рассчитывает на поступление средств от МВФ в 2018 г.

4

Приватизация государственных активов

План по поступлению средств от приватизации госимущества на 2018 г составляет 254,8 млн бел руб

Выполнить план на 2018 г возможно при продаже пакета акций государства в Приорбанке, Белинвестбанке и Банке «Москва-Минск». Продажа акций Гомсельмаша малореалистична. Инвестпроект в Гродно Азот власти решили реализовывать своими силами.

В 2018 г приватизация госбанков и продажа акций государства в частных банках постоянно откладывается. Активность Госкомимущества ограничена составлением списков предприятий. В этой связи план на 2018 г с высокой вероятностью будет сорван.

 

5

Кредиты иностранных заимодателей (кроме международных финансовых организаций)

Бюджет на 2018 г предусматривает только погашение основного долга, отдельной строки «использование кредитов» нет.

По бюджету на 2018 г погашение основного долга по кредитам государств и иных иностранных кредиторов составит 1,850 млрд бел руб.

 

В феврале руководство Минфина сообщило о том, что в течение 2018 г Беларусь может выйти на китайский рынок заемного капитала.

6

 

Размещение Минфином Беларуси валютных облигаций

В 2018 году Минфин рассчитывает занять через продажу валютных облигаций на внешнем рынке 600 млн долл, на внутреннем – 400 млн долл.

 

На начало мая 2018 г доходность по выпуску евробондов Беларуси с погашением в феврале 2023 г была на уровне 5,8%, с погашением в июне 2027 г – 6,5%, с погашением в феврале 2030 г – 6,7%. Котировки евробондов-2023 находились на отметке в 105,3% от номинала, евробондов-2027 – 108,1%, евробондов-2030 – 97,3%.

 

28 февраля 600 млн долл от размещения евробондов с погашением в феврале 2030 г поступили в Беларусь. За январь-апрель 2018 г Минфин продал валютные облигации внутри страны на 116,5 млн долл и 47,7 млн евро. Все облигации были реализованы через торги в системе валютно-фондовой биржи.

7

Экспортная пошлина на калийные удобрения

Около 200 млн евро при ставке пошлины в 20 евро за тонну.

Ставка пошлины на калийные удобрения с 1 января по 31 марта 2017 г находилась на уровне 55 евро за тонну. С 1 апреля по 31 декабря 2017 г ставка была снижена до 20 евро за тонну.

Точная ставка пошлины на экспорт калийных удобрений в 2018 г пока не известна. Решение об изменении ставки пошлины с 1 апреля 2017 г было принято задним числом – указом от 6 июня.

 

8

Пошлины от реэкспорта российской нефти за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

До 700 млн долл при сохранении ставок пошлин на экспорт нефти за пределы ЕАЭС на уровне января-апреля 2018 г.

Республиканский бюджет на 2018 г сверстан с учетом поступления средств от реэкспорта нефти исходя из цены на сырье в 43 долл за баррель

При текущей конъюнктуре цен на нефтяном рынке начальный план Минфина Беларуси по поступлению пошлин от реэкспорта сырья из РФ (по цене 43 долл) будет перевыполнен примерно на 45-50%.

 

9

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) на чистой основе

В 2018 г Совмин рассчитывает на поступление ПИИ на чистой основе в объеме не ниже 1,4 млрд долл.

Фактическое поступление ПИИ за 2017 г составило 1,247 млрд долл, в том числе в банковский сектор – 111 млн долл, в реальный сектор – 1,044 млрд долл. Первые данные о ПИИ в 2018 г (за январь-март) будут доступны в конце мая. По оценке Андрея Кобякова, план на I квартал 2018 г (515 млн долл) выполнен.

 

Прогноз властей на 2018 г исполнится при условии успешного завершения всех планируемых сделок в банковском секторе. Перевыполнение плана вероятно при покупке иностранными инвесторами крупных активов в реальном секторе.

 

Поделиться: