В Беларуси вводится уведомительный порядок выполнения строительно-монтажных работ
<p> МИНСК, 8 января - ПраймПресс. В Беларуси разрешительный порядок выполнения строительно-монтажных работ будет заменен на уведомительный. Данная норма закреплена в декрете президента Беларуси №7 «О развитии предпринимательства». Об этом рассказала агентству ПраймПресс юрист практики строительства и недвижимости REVERA Анна Анискевич, комментируя положения декрета, относящиеся к регулированию строительной деятельности. </p> <p> </p> <p> На сегодняшний день строительно-монтажные работы могут быть начаты исключительно после получения в органе государственного строительного надзора соответствующего разрешения (за исключением объектов, в отношении которых получение такого разрешения не требуется). Согласно положениям декрета, к выполнению строительно-монтажных работ можно будет приступать после направления соответствующего уведомления в органы государственного строительного надзора. </p> <p> </p> <p> Вместе с тем, разработанный порядок направления уведомления в законодательстве на сегодняшний день отсутствует, его должен утвердить Совет министров. </p> <p> </p> <p> Эксперт обратила внимание, что в случае если по истечении двух лет с даты получения положительного заключения органов госэкспертизы по проектной документации работы по строительству объекта не будут начаты, такое заключение теряет силу. </p> <p> </p> <p> <b>ПОРЯДОК РАБОТ ПО КАПРЕМОНТУ УПРОСТИТСЯ</b> </p> <p> </p> <p> Согласно декрету заказчиком строительства при проведении капитальных работ может выступать лицо, которому объект недвижимости принадлежит на ином вещном праве нежели право собственности, при условии получения предварительного письменного согласия собственника. «Фактически это означает, что, например, арендатор имущества при письменном согласии собственника может делать капитальный ремонт и техническую модернизацию арендуемого объекта», - отметила эксперт. </p> <p> </p> <p> Во-вторых, декрет устанавливает изъятие из общего правила относительно наличия строительных допусков у юридического лица, которое осуществляет капитальный ремонт и техническую модернизацию в отношении объектов 1-4 класса сложности. В частности, для выполнения данного вида работ наличие аттестата соответствия не является обязательным. </p> <p> </p> <p> В-третьих, для капитального ремонта и технической модернизации заказчик не обязан получать разрешительную документацию на строительство, выдаваемую местными исполнительными и распорядительными органами. </p> <p> </p> <p> <b>ОПРЕДЕЛЕНЫ ФУНКЦИИ ЗАКАЗЧИКА, КОТОРЫЕ НЕ ПЕРЕДАЮТСЯ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ</b> </p> <p> </p> <p> Декрет закрепляет сложившуюся до его принятия практику и подход государственных органов к тому, что существует перечень функций заказчика, которые даже при заключении договора на комплексное управление строительной деятельностью (когда все функции заказчика передаются инженеру) и договора подряда при строительстве объектов «под ключ» (когда функции инженера принимается на себя генеральный подрядчик), не подлежат передаче третьим лицам. </p> <p> </p> <p> К ним относят: </p> <p> - принятие решения о строительстве объекта; </p> <p> - утверждение проектной документации; </p> <p> - обеспечение финансирования объекта строительства и контроля расходования средств, направляемых на его финансирование; </p> <p> - принятие решения о консервации объекта либо о продлении его строительства; </p> <p> - утверждение состава приемочной комиссии и акта приемки объекта в эксплуатацию. </p> <p> </p> <p> Таким образом, данный функционал заказчик оставляет за собой и при этом для осуществления таких функций аттестат соответствия получать не требуется. </p> <p> </p> <p> <b>ЗАКУПКИ СТАНУТ ПРОЩЕ</b> </p> <p> </p> <p> На сегодняшний день по общему правилу каждый участник того или иного строительного проекта, строительство которого осуществляется не за счет бюджетных или «околобюджетных» средств, выбирается по процедуре переговоров (упрощенная форма закупки). </p> <p> </p> <p> В свою очередь декрет определяет, что: </p> <p> - если для строительства бюджетные или «околобюджетные» средства не привлекались, то процедура закупки может не проводиться в принципе; </p> <p> - если необходимо провести аварийно-восстановительные работы (независимо от источника финансирования), то проведение процедуры закупок не является обязательным. </p> <p> </p> <p> «Данное нововведение направлено на упрощение строительного процесса в целом и позволит заказчику самостоятельно и по своим внутренним критериям выбирать того или иного контрагента, с которым он будет участвовать в реализации строительного проекта», - отметила Анна Анискевич. </p> <p> </p> <p> <b>УПРОЩЕНА ПРЕДПРОЕКТНАЯ СТАДИЯ</b> </p> <p> </p> <p> Декретом отменена аттестация юридических лиц, которые занимаются разработкой предыинвестиционной документации. С 2014 г разработка предпроектной документации является неотъемлемой стадией реализации проекта по строительству объекта. Для осуществления такой деятельности требовался аттестат соответствия на разработку предпроектной документации. </p> <p> Вместе с тем, хотя Декрет не отменяет рассматриваемую стадию как обязательную часть проекта, он отменяет необходимость получать аттестаты соответствия для занятия такой деятельностью. </p> <p> </p> <p> <b>КАК ПЕРЕПРОФИЛИРОВАТЬ НЕДВИЖИМОСТЬ?</b> </p> <p> </p> <p> Декретом уточнена административная процедура перепрофилирования объекта недвижимого имущества. В случае, когда изменение целевого назначения объекта не связано с проведением строительно-монтажных работ, то такое изменение, осуществляется: </p> <p> - местными исполкомами; </p> <p> - в течение 15 календарных дней с даты подачи документов; </p> <p> - в рамках одной процедуры вместе с изменением целевого назначения земельного участка, на котором такой объект расположен; </p> <p> - собственником объекта, а при наличии письменного согласия собственника – лицом, у которого объект находится в пользовании согласно условиям гражданско-правового договора (например, арендатор). </p> <p> </p> <p> Также декретом в части строительства закреплены требования по проверке объекта при его приемке в эксплуатацию, уточнен порядок передачи затрат заказчика на строительство объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и их благоустройства эксплуатирующим организациям. </p> <p> </p> <p> Декрет президента Беларуси №7 о развитии предпринимательства был подписан 21 ноября 2017 г. Его основные положения <a href="https://primepress.by/news/ekonomika/samye_vazhnye_punkty_dekreta_o_razvitii_predprinimatelstva_vstupyat_v_silu_cherez_tri_mesyatsa-869/?sphrase_id=2447">вступают в силу</a> в конце февраля 2018 г. </p> <p> </p>
2018-01-08
Primepress
МИНСК, 8 января - ПраймПресс. В Беларуси разрешительный порядок выполнения строительно-монтажных работ будет заменен на уведомительный. Данная норма закреплена в декрете президента Беларуси №7 «О развитии предпринимательства». Об этом рассказала агентству ПраймПресс юрист практики строительства и недвижимости REVERA Анна Анискевич, комментируя положения декрета, относящиеся к регулированию строительной деятельности.
На сегодняшний день строительно-монтажные работы могут быть начаты исключительно после получения в органе государственного строительного надзора соответствующего разрешения (за исключением объектов, в отношении которых получение такого разрешения не требуется). Согласно положениям декрета, к выполнению строительно-монтажных работ можно будет приступать после направления соответствующего уведомления в органы государственного строительного надзора.
Вместе с тем, разработанный порядок направления уведомления в законодательстве на сегодняшний день отсутствует, его должен утвердить Совет министров.
Эксперт обратила внимание, что в случае если по истечении двух лет с даты получения положительного заключения органов госэкспертизы по проектной документации работы по строительству объекта не будут начаты, такое заключение теряет силу.
ПОРЯДОК РАБОТ ПО КАПРЕМОНТУ УПРОСТИТСЯ
Согласно декрету заказчиком строительства при проведении капитальных работ может выступать лицо, которому объект недвижимости принадлежит на ином вещном праве нежели право собственности, при условии получения предварительного письменного согласия собственника. «Фактически это означает, что, например, арендатор имущества при письменном согласии собственника может делать капитальный ремонт и техническую модернизацию арендуемого объекта», - отметила эксперт.
Во-вторых, декрет устанавливает изъятие из общего правила относительно наличия строительных допусков у юридического лица, которое осуществляет капитальный ремонт и техническую модернизацию в отношении объектов 1-4 класса сложности. В частности, для выполнения данного вида работ наличие аттестата соответствия не является обязательным.
В-третьих, для капитального ремонта и технической модернизации заказчик не обязан получать разрешительную документацию на строительство, выдаваемую местными исполнительными и распорядительными органами.
ОПРЕДЕЛЕНЫ ФУНКЦИИ ЗАКАЗЧИКА, КОТОРЫЕ НЕ ПЕРЕДАЮТСЯ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ
Декрет закрепляет сложившуюся до его принятия практику и подход государственных органов к тому, что существует перечень функций заказчика, которые даже при заключении договора на комплексное управление строительной деятельностью (когда все функции заказчика передаются инженеру) и договора подряда при строительстве объектов «под ключ» (когда функции инженера принимается на себя генеральный подрядчик), не подлежат передаче третьим лицам.
К ним относят:
- принятие решения о строительстве объекта;
- утверждение проектной документации;
- обеспечение финансирования объекта строительства и контроля расходования средств, направляемых на его финансирование;
- принятие решения о консервации объекта либо о продлении его строительства;
- утверждение состава приемочной комиссии и акта приемки объекта в эксплуатацию.
Таким образом, данный функционал заказчик оставляет за собой и при этом для осуществления таких функций аттестат соответствия получать не требуется.
ЗАКУПКИ СТАНУТ ПРОЩЕ
На сегодняшний день по общему правилу каждый участник того или иного строительного проекта, строительство которого осуществляется не за счет бюджетных или «околобюджетных» средств, выбирается по процедуре переговоров (упрощенная форма закупки).
В свою очередь декрет определяет, что:
- если для строительства бюджетные или «околобюджетные» средства не привлекались, то процедура закупки может не проводиться в принципе;
- если необходимо провести аварийно-восстановительные работы (независимо от источника финансирования), то проведение процедуры закупок не является обязательным.
«Данное нововведение направлено на упрощение строительного процесса в целом и позволит заказчику самостоятельно и по своим внутренним критериям выбирать того или иного контрагента, с которым он будет участвовать в реализации строительного проекта», - отметила Анна Анискевич.
УПРОЩЕНА ПРЕДПРОЕКТНАЯ СТАДИЯ
Декретом отменена аттестация юридических лиц, которые занимаются разработкой предыинвестиционной документации. С 2014 г разработка предпроектной документации является неотъемлемой стадией реализации проекта по строительству объекта. Для осуществления такой деятельности требовался аттестат соответствия на разработку предпроектной документации.
Вместе с тем, хотя Декрет не отменяет рассматриваемую стадию как обязательную часть проекта, он отменяет необходимость получать аттестаты соответствия для занятия такой деятельностью.
КАК ПЕРЕПРОФИЛИРОВАТЬ НЕДВИЖИМОСТЬ?
Декретом уточнена административная процедура перепрофилирования объекта недвижимого имущества. В случае, когда изменение целевого назначения объекта не связано с проведением строительно-монтажных работ, то такое изменение, осуществляется:
- местными исполкомами;
- в течение 15 календарных дней с даты подачи документов;
- в рамках одной процедуры вместе с изменением целевого назначения земельного участка, на котором такой объект расположен;
- собственником объекта, а при наличии письменного согласия собственника – лицом, у которого объект находится в пользовании согласно условиям гражданско-правового договора (например, арендатор).
Также декретом в части строительства закреплены требования по проверке объекта при его приемке в эксплуатацию, уточнен порядок передачи затрат заказчика на строительство объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и их благоустройства эксплуатирующим организациям.
Декрет президента Беларуси №7 о развитии предпринимательства был подписан 21 ноября 2017 г. Его основные положения вступают в силу в конце февраля 2018 г.