В Беларуси необходимо улучшить и удешевить процедуры таможенного транзита - эксперты
МИНСК, 18 июля – ПраймПресс. В Беларуси необходимо выработать и реализовать комплекс мер по совершенствованию организации работы пунктов таможенного оформления (ПТО) и удешевить процедуры, связанные с осуществлением таможенного транзита. Об этом говорится в аналитической записке Совета по развитию предпринимательства при президенте Беларуси по исследованию проблем и перспектив развития системы таможенного транзита и гарантий при осуществлении международных автомобильных перевозок, которую совет направил в правительство Беларуси.<br> <br> Кроме того, для совершенствования международной системы таможенного транзита и гарантий при осуществлении международных автомобильных перевозок предлагается увеличить гарантийное покрытие по книжке международной дорожной перевозки (МДП) на территории Беларуси до 100 тыс евро. Сейчас в Беларуси максимальная сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин по книжке МДП составляет 60 тыс евро, что, по мнению экспертов Ассоциации «БАМАП», не отвечает современным требованиям экономики и зачастую является причиной того, что универсальная система МДП перестает работать в полном объеме.<br> <br> «Если стоимость перевозимого по территории страны товара превышает установленный предел гарантий, транспортной компании необходимо искать иные способы обеспечения уплаты таможенных платежей, обращаться к посредникам, что влечет дополнительные финансовые и временные расходы, образование очередей в пограничных пунктах пропуска», - отмечается в аналитической записке.<br> <br> По данным БАМАП, с 25 апреля по 15 мая 2018 г только в отношении белорусских перевозчиков при въезде на территорию Беларуси были закрыты свыше 400 книжек МДП по причине недостаточного гарантийного обеспечения. Между тем, уже 32 государства, среди которых страны Европейского союза, страны-участницы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) - Армения и Кыргызстан, а также Украина, Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Китай и т.д., увеличили предел гарантии до 100 тыс евро.<br> <br> Эксперты Совета обращают внимание, что Беларусь присоединилась к соглашению между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. При автомобильных перевозках товаров из Европы в Китай наиболее оптимальным путем, с точки зрения логистики, является путь транзитом через Беларусь. При увеличении гарантийного покрытия по одной книжке МДП до 100 тыс евро количество транзитных перевозок увеличится, что будет иметь положительный эффект для экономики страны.. Различный же уровень гарантийного покрытия на территории ЕАЭС и в Китае будет являться сдерживающим фактором при принятии решения о перевозке дорогостоящих товаров.<br> <br> Также эксперты совета считают необходимым активизировать внедрение электронных и информационных технологий в систему МДП. В частности, речь идет о реализации проекта e-TIR, предполагающего применения электронной формы книжки МДП.<br> <br> По оценкам экспертов, е-TIRпозволяет более эффективно организовать процесс транспортировки грузов, поскольку перевозчик освобождается не только от необходимости оформления в таможенных органах транзитной декларации (с учетом национальных особенностей), но и от необходимости предоставления в таможенный орган книжки МДП в бумажном виде. <br> <br> Данная система также представляет интерес и для таможенных органов, поскольку позволяет снизить объемы работ с документами, упростить и ускорить осуществление таможенного контроля.<br> <br> «Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) выразил готовность по инвестированию в систему e-TIR и созданию благоприятных условий для скорейшей реализации инновационного проекта по компьютеризации процедуры МДП, то есть, МСАТ готов финансировать расходы, связанные с разработкой, техническим обслуживанием и реализацией международной системы e-TIR. Деловые круги Беларуси и Литвы высказали заинтересованность в организации межгосударственного пилотного проекта. Но эта инициатива не получила поддержки со стороны Государственного таможенного комитета Беларуси», - отмечается в записке.<br> <br> Вступивший в силу с 1 января 2018 г Таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает такие нововведения, как электронное таможенное декларирование и автоматическое совершение операций, исключающее участие в процедуре выпуска товаров сотрудников таможни, подачу таможенных деклараций без предоставления подтверждающих ее документов.<br> <br> «В этой связи внедрение электронных и информационных технологий в систему МДП будет очередным шагом в развитии данного процесса», - считают эксперты Совета по развитию предпринимательства.<br> <br> По их мнению, таможенные органы оказались недостаточно технически готовы к работе в условиях, определяемых Таможенным кодексом ЕАЭС. На практике это проявляется в отсутствии необходимых программных продуктов для внедрения электронного документооборота, а также технических и инфраструктурных возможностей для упрощения работы уполномоченных экономических операторов (в частности, речь идет об оформлении в первоочередном порядке процедуры таможенного транзита в пограничных пунктах пропуска).<br> <br> Совет по развитию предпринимательства также отмечает отсутствие в Минске и Минском районе ПТО с круглосуточным режимом работы, вследствие чего у субъектов хозяйствования не имеется возможности для обращения в ночное время за продлением сроков доставки или внесением изменений в транзитные декларации. На практике это приводит не только к дополнительным издержкам перевозчиков, но и к ухудшению качества услуг.<br> <br> Кроме того, эксперты отмечают минимальные возможности электронного бронирования мест в очереди на границе. В настоящее время услуга электронного бронирования доступна только на погранпереходах Котловка и Григоровщина. Поэтому забронировать очередь на конкретный автомобиль, например, на пятницу можно не позднее четверга предыдущей недели, что с учетом загрузок и расстояний движения не всегда представляется возможным.<br> <br> В Беларуси также отсутствует альтернатива платным программным продуктам для подачи в таможенные органы электронного предварительного информирования (ЭПИ). Например, ежемесячные расходы ООО «Интертрансавто» только на передачу информации составляют порядка 4 тыс долл. При этом подготовка, формирование и пересылка ЭПИ осуществляется сотрудниками компании. При этом практически во всех странах-участницах ЕАЭС существуют бесплатные способы подачи ЭПИ.<br> <br>
2018-07-18
Primepress