В Беларуси готовятся меры по либерализации интернет-торговли
МИНСК, 8 июня - ПраймПресс. В Беларуси необходимо либерализовать интернет-торговлю и следовать актуальным трендам e-commerce. Такое мнение высказывали участники круглого стола, проведенного в четверг в Минске. <br> <br> По данным МАРТ, на 30 марта 2017 г в Беларуси насчитывалось 14,4 тысячи интернет-магазинов (столько их было зарегистрировано в Торговом реестре, то есть они могли вести законную деятельность). 43,4% принадлежит юридическим лицам, 56,6% - индивидуальным предпринимателям. <br> <br> В последние годы идет активное развитие региональной интернет-торговли. Если несколько лет назад в Минске работали 80% всех интернет-магазинов, то сейчас их доля снизилась до 64,3%. <br> <br> Что касается товарооборота, то по последним официальным данным, он составил 2% от общего розничного товарооборота (в 2015 г). Экспертные данные по первой половине 2017 г позволяют судить о его росте до 2,5% в целом по стране и до 5% в Минске. <br> <br> Если в целом непродовольственная группа товаров в общем товарообороте занимает около 50%, то в сегменте e-commerce она составляет примерно 80%. Похожая ситуация в крупном онлайн-гипермаркете «21 век»: в группе товаров, где есть белорусские и иностранные производители, отечественная продукция занимает 30% продаж. В сегменте продовольственных интернет-магазинов игроков мало, но они мощные. <br> <br> УПРОЩЕНКУ ВЕРНУТ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАМ<br> <br> Характеризуя законодательную базу, которая регулирует интернет-торговлю (Закон о госрегулировании розничной торговли, закон о рекламе, правила торговли по образцам и т.д.) замминистра антимонопольного развития и регулирования торговли Ирина Наркевич высказала мнение, что регулирование было жестким, его необходимо ослаблять.<br> <br> «Активная точка роста интернет-торговли была с 2009 г по 2016 г, но, наверное, есть тема зарегулированности. Это (жесткие правила – ред.) было оправдано, так как ранее было много нелегальных субъектов, которые создавали недобросовестную конкуренцию легально работающим. Мы прописали нормы о том, что интернет-торговля идет через систему регистрации интернет-магазина в Торговом реестре. Настало время актуализировать эту норму в плане законодательства с учетом мнения бизнеса, новых участников, таких как Ламода, Вайлдберриз, нужно двигаться дальше», - отметила Наркевич. <br> <br> В качестве примера жестких подходов она привела ограничение для интернет-магазинов, которые были лишены права использовать в своей работе упрощенную систему налогообложения (УСН). Данная норма действует уже полтора года. Сейчас предполагается вернуть «упрощенку» для интернет-магазинов. <br> <br> «Есть в проектах готовящихся законодательных актов норма, чтобы отменить это ограничение, вернув право применять УСН. Для малого бизнеса это была бы хорошая норма. В течение года, когда отменили УСН, было много запросов по этому вопросу», - сказала Наркевич. <br> <br> Он добавила, что данная норма содержится в пакете законодательных актов о либерализации предпринимательства. <br> <br> Представитель МАРТ добавила, что также планируется введение моратория на введение новых налогов до 2020 г. <br> <br> «МНС изучил международный опыт и подготовил правила налогообложения электронных услуг, которые предусматривают взимание НДС с электронных услуг, оказываемых иностранными компаниями, они вступают в силу с 1 января 2018 г. Обязательство НДС будет нивелировать преимущества для иностранных компаний, думаю, это будет поддержано бизнесом», - отметила Наркевич. <br> <br> КАК ДОСТАВИТЬ В РЕГИОНЫ?<br> <br> Наркевич обратила внимание на необходимость создания условий для интернет-торговли, чтобы она была заинтересована в работе в регионах. <br> <br> «Белпочта» тоже осуществляет продажи товаров, в первую очередь, белорусских: у нее 5,8 тысяч товаров от 270 производителей. Чем она отличается? В Минске доставить нет проблемы – проблема завезти в небольшой населенный пункт. Это - стратегическая задача для будущего. Государство должно выработать преференции для тех, кто будет там работать, это должен быть взаимовыгодный вариант», - сказала замминистра. <br> <br> Пока ситуация выглядит таким образом, что отечественные интернет-магазины ввиду высокой стоимости логистики не продают в регионы. Как ни парадоксально, туда с помощью «Белпочты» доставляют товары из иностранных интернет-магазинов. <br> <br> «На сегодня у нас по данным Яндекса прямой зарубежный поставщик для 21% наших интернет-пользователей – это китайский поставщик. По данным Яндекса, с 1 апреля 2016 га (начало действия ограничения на беспошлинную покупку в иностранных интернет-магазинах в 22 евро в месяц – ред.) число покупателей в китайских интернет-магазинах выросло до 70%. С учетом, что китайцы стали активно развивать платформы в России, 11% - это китайско-российская платформа», - рассказала Наркевич. <br> <br> КУРЬЕРСКИМ СЛУЖБАМ ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ<br> <br> В качестве меры по либерализации работы интернет-магазинов в ходе круглого стола упоминалась подготовка законодательного акта, который бы разрешил прием денежных средств в пользу третьих лиц. <br> <br> «Мы убедили всех, это необходимо для того, чтобы развивались курьерские службы. Нацбанк тоже согласился. Как быть малому бизнесу, когда тот, кто приносит товар потребителю, должен быть владельцем, то есть курьер должен быть в штате магазина, а если аутсорсинг? Эта тема дискутировалась долго, так как затрагивает вопросы лицензирования банковской деятельности и почтовых отправлений. Сейчас могу гарантированно сказать: документ будет принят, в него вошли наши предложения. Но есть временной фактор, как скоро он может начать работу. С точки зрения прохождения времени на эти законодательные инициативы - китайцы проводили реформы быстро, и у них наблюдается стремительный рост. Но мы делаем это осмысленно и постепенно», - отметила Наркевич. <br> <br> РЫНОК ВЫРАСТЕТ БЫСТРЕЕ<br> <br> Анонсированные изменения прокомментировал Максим Маринич, руководитель маркетплейса Deal.by: «Для меня это прекрасная новость. Наш маркетплейс активно лоббировал возврат УСН для интернет-магазинов. Это выгодно предпринимателям, чтобы снижался порог входа в этот бизнес, чтобы больше малых и средних предприятий торговали в интернете. Также отличным является предложение по развитию курьерских служб. Это вытолкнет рынок на новые условия работы и доля e-commеrce может вырасти до 5-10% от всей торговли. Рынок и покупатели готовы, растут безналичные платежи. Если будут условия для этого, они будут расти быстрее». <br> <br> В свою очередь Сергей Вайнилович, основатель и руководитель онлайн-гипермаркета 21vek.by, отметил: «Запрет УСН для интернет-торговли нас беспокоил не столько как запрет, а как дискриминация. Мы почувствовали, что отрасль стали отделять от обычной торговли и регулировать. Упала репутация МНС, которое допустило этот запрет. Второй момент: МНС обосновало запрет на УСН тем, что у компаний, ведущих деятельность в интернете, ниже издержки – если ниже, то почему нужно вводить ограничения? Что касается приема платежей в пользу третьих лиц, то здесь необходимы новые правила. Интернет-торговля меняется и появляются новые инструменты платежей. Мы опаздываем. Для курьерских служб появилась необходимость платежей уже в пользу маркетплейсов. Инструменты появляются значительно быстрее, чем мы можем менять старые нормы».<br>
2017-06-08
Primepress