Так ли важна прибыльность белорусских НПЗ
<p> МИНСК, 20 февраля – ПраймПресс. По заявлению вице-премьера Беларуси Владимира Семашко, белорусские нефтеперерабатывающие заводы в январе 2018 г сработали с убытком: ОАО «Нафтан» (Новополоцк, Витебская область) получил 12-13 млн долл убытков, а ОАО «Мозырский НПЗ» (Гомельская область) - 25 млн долл убытков. Чем объясняются убытки в белорусской нефтепереработке и так ли важна прибыльность НПЗ для белорусского бюджета? </p> <p> <b>УБЫТКИ ПРОВОЦИРУЕТ ПОДОРОЖАВШЕЕ СЫРЬЕ</b> </p> <p> Профильные белорусские чиновники отмечают, что к убыточной работе белорусские НПЗ привела, прежде всего, цена импортируемой российской нефти. </p> <p> В 2017 г средняя цена российского сорта баррель нефти Urals выросла на 11,13 долл за баррель, или на 27%, до 53,03 долл. В январе 2018 г цена на нефть марки Urals увеличилась на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 68,46 долл за баррель. </p> <p> Цена на нефть для Беларуси выросла не только в связи с мировой конъюнктурой, но и из-за налогового маневра, который Россия проводит с 1 января 2015 г. По этой причине еще недавно, когда нефть на мировых рынках дешевела, для Беларуси она дорожала. Еще три-четыре года назад белорусские НПЗ покупали российскую нефть по цене 50% от мировой, а в 2017 г – уже по цене 80% от мировой. </p> <p> Напомним, налоговый маневр в России предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть с параллельным ростом ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Увеличение ставки НДПИ вызывает рост стоимости нефти. </p> <p> <b>НИЗКИЕ ЦЕНЫ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ</b> </p> <p> По заявлению заместителя председателя госконцерна «Белнефтехим» Андрея Рыбакова, для компенсации роста стоимости нефти внутренние цены на автомобильное топливо в Беларуси нужно повысить на 23%. Это было сказано в начале 2018 г. С тех пор стоимость бензина и дизтоплива для внутреннего рынка повысилась один раз – с 8 февраля на 1,6%. </p> <p> Если доверять заявлениям чиновников, цены внутреннего рынка не обеспечивают рентабельную работу нефтепереработки. Однако здесь встает вопрос об эффективности работы НПЗ. Цены, которые сегодня есть на белорусском розничном рынке, обеспечивают транзитную привлекательность Беларуси – они ниже, чем у соседей, и автомобильные перевозчики предпочитают заправляться в Беларуси. При существенном повышении розничных цен это преимущество потеряется. Рост розничных цен также приведет к раскрутке инфляции на внутреннем рынке. </p> <p> Отметим также, что один месяц (январь) не является показательным с точки зрения финансовых результатов работы предприятия. Например, за 2017 г нефтепереработка была прибыльной. Прибыль в отрасли составила, по данным Белстата, 372 млн бел руб (190 млн долл по курсу Национального банка Беларуси), увеличившись почти в два раза по сравнению с 2016 г. </p> <p> Вместе с тем, на фоне выручки отрасли в размере 14,1 млрд бел руб (7,2 млрд долл, 1 долл – 1,9605 бел руб) размер прибыли небольшой. А сопоставление темпов роста выручки (+31,5%) и темпов роста себестоимости (+30%) за прошлый год показывает действительно крайне низкую эффективность белорусской нефтепереработки. </p> <p> Тем не менее, предположим, что основной вклад в убыток дает стоимость сырья, так как продажи на внутреннем рынке составляют около 25-30% в объеме продаж отечественных НПЗ. Отсюда следует, что механическое повышение цен на внутреннем рынке не приведет к существенному повышению прибыльности нефтепереработки. </p> <p> <b>ЗАРАБАТЫВАЕТ БЮДЖЕТ, А НЕ ЗАВОДЫ</b> </p> <p> Вероятно, в сложившейся ситуации правительству Беларуси более выгодно финансово поддержать НПЗ, чем поменять политику ценообразования на внутреннем рынке. В частности, по неофициальным данным, во второй половине 2017 г белорусские власти оказали финансовую поддержку Нафтану, чтобы завод смог выйти на рентабельную работу и продолжить реализацию программы модернизации. </p> <p> Для бюджета Беларуси нефтеперерабатывающие заводы – это, в первую очередь, поставщики пошлин на нефтепродукты и акцизов. Если растет цена на нефть, то увеличиваются экспортные пошлины на нефтепродукты. При сохранении уровня цен начала 2018 г высока вероятность получить в этом году в бюджет до 700 млн долл пошлин от экспорта белорусских нефтепродуктов. </p>
2018-02-20
Primepress
МИНСК, 20 февраля – ПраймПресс. По заявлению вице-премьера Беларуси Владимира Семашко, белорусские нефтеперерабатывающие заводы в январе 2018 г сработали с убытком: ОАО «Нафтан» (Новополоцк, Витебская область) получил 12-13 млн долл убытков, а ОАО «Мозырский НПЗ» (Гомельская область) - 25 млн долл убытков. Чем объясняются убытки в белорусской нефтепереработке и так ли важна прибыльность НПЗ для белорусского бюджета?
УБЫТКИ ПРОВОЦИРУЕТ ПОДОРОЖАВШЕЕ СЫРЬЕ
Профильные белорусские чиновники отмечают, что к убыточной работе белорусские НПЗ привела, прежде всего, цена импортируемой российской нефти.
В 2017 г средняя цена российского сорта баррель нефти Urals выросла на 11,13 долл за баррель, или на 27%, до 53,03 долл. В январе 2018 г цена на нефть марки Urals увеличилась на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 68,46 долл за баррель.
Цена на нефть для Беларуси выросла не только в связи с мировой конъюнктурой, но и из-за налогового маневра, который Россия проводит с 1 января 2015 г. По этой причине еще недавно, когда нефть на мировых рынках дешевела, для Беларуси она дорожала. Еще три-четыре года назад белорусские НПЗ покупали российскую нефть по цене 50% от мировой, а в 2017 г – уже по цене 80% от мировой.
Напомним, налоговый маневр в России предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть с параллельным ростом ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Увеличение ставки НДПИ вызывает рост стоимости нефти.
НИЗКИЕ ЦЕНЫ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ
По заявлению заместителя председателя госконцерна «Белнефтехим» Андрея Рыбакова, для компенсации роста стоимости нефти внутренние цены на автомобильное топливо в Беларуси нужно повысить на 23%. Это было сказано в начале 2018 г. С тех пор стоимость бензина и дизтоплива для внутреннего рынка повысилась один раз – с 8 февраля на 1,6%.
Если доверять заявлениям чиновников, цены внутреннего рынка не обеспечивают рентабельную работу нефтепереработки. Однако здесь встает вопрос об эффективности работы НПЗ. Цены, которые сегодня есть на белорусском розничном рынке, обеспечивают транзитную привлекательность Беларуси – они ниже, чем у соседей, и автомобильные перевозчики предпочитают заправляться в Беларуси. При существенном повышении розничных цен это преимущество потеряется. Рост розничных цен также приведет к раскрутке инфляции на внутреннем рынке.
Отметим также, что один месяц (январь) не является показательным с точки зрения финансовых результатов работы предприятия. Например, за 2017 г нефтепереработка была прибыльной. Прибыль в отрасли составила, по данным Белстата, 372 млн бел руб (190 млн долл по курсу Национального банка Беларуси), увеличившись почти в два раза по сравнению с 2016 г.
Вместе с тем, на фоне выручки отрасли в размере 14,1 млрд бел руб (7,2 млрд долл, 1 долл – 1,9605 бел руб) размер прибыли небольшой. А сопоставление темпов роста выручки (+31,5%) и темпов роста себестоимости (+30%) за прошлый год показывает действительно крайне низкую эффективность белорусской нефтепереработки.
Тем не менее, предположим, что основной вклад в убыток дает стоимость сырья, так как продажи на внутреннем рынке составляют около 25-30% в объеме продаж отечественных НПЗ. Отсюда следует, что механическое повышение цен на внутреннем рынке не приведет к существенному повышению прибыльности нефтепереработки.
ЗАРАБАТЫВАЕТ БЮДЖЕТ, А НЕ ЗАВОДЫ
Вероятно, в сложившейся ситуации правительству Беларуси более выгодно финансово поддержать НПЗ, чем поменять политику ценообразования на внутреннем рынке. В частности, по неофициальным данным, во второй половине 2017 г белорусские власти оказали финансовую поддержку Нафтану, чтобы завод смог выйти на рентабельную работу и продолжить реализацию программы модернизации.
Для бюджета Беларуси нефтеперерабатывающие заводы – это, в первую очередь, поставщики пошлин на нефтепродукты и акцизов. Если растет цена на нефть, то увеличиваются экспортные пошлины на нефтепродукты. При сохранении уровня цен начала 2018 г высока вероятность получить в этом году в бюджет до 700 млн долл пошлин от экспорта белорусских нефтепродуктов.