Проект нового Налогового кодекса Беларуси: какие новшества ожидают иностранный бизнес
<p> МИНСК, 2 августа - ПраймПресс. Проект нового Налогового кодекса Беларуси содержит ряд изменений, касающихся интересов иностранного бизнеса. Они затрагивают, прежде всего, регулирование постоянных представительств и налог на доходы иностранных организаций. Это отметила <b>старший юрист ИООО «ПрайсвотерхаусКуперс</b><i><b>» </b></i><b>Дарья Денисюк</b> в комментарии агентству ПраймПресс. </p> <p> ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО </p> <p> Проект отражает изменения, связанные со сближением понимания института постоянного представительства в Беларуси и в государствах-участницах ОЭСР, а также «прописывает» некоторые практические составляющие регулирования, отметила Дарья Денисюк. </p> <p> <b>Определение постоянного места деятельности</b>. Проект определяет постоянное место деятельности иностранной организации как место деятельности, через которое иностранная организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую или иную деятельность на территории Беларуси. </p> <p> Такое определение практически полностью копирует формулировку Модельной конвенции ОЭСР о налогах на доходы и капитал. Сближение формулировок достигнуто за счет исключения из определения постоянного места деятельности примерного перечня условно «традиционных» форм деятельности иностранной организации, при осуществлении которых она признавалась имеющей постоянное представительство в Беларуси. </p> <p> Среди таких форм, на данный момент, – деятельность, связанная с выполнением предусмотренных договором работ и (или) оказанием услуг по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, с продажей товаров с расположенных на территории Беларуси складов. </p> <p> «Если проект будет принят, то понимание постоянного места деятельности, с одной стороны, не должно кардинально измениться (поскольку, перечень форм был лишь примерным), с другой стороны, – у налоговых органов появится больше оснований толковать постоянное место деятельности широко (не ограничиваясь «традиционными» формами). Возможно, могут появиться прецеденты отнесения к деятельности через постоянное представительство в Беларуси деятельности компаний с цифровым элементом (например, при оказании иностранной компанией электронных услуг, услуг хостинга, услуг по обработке информации с использованием серверов или другого оборудования, расположенного на территории Беларуси)», - пояснила эксперт. </p> <p> <b>180 дней для услуг</b>. Проект увеличивает срок для признания места выполнения работ, оказания услуг иностранной организацией постоянным представительством с 90 до 180 дней. </p> <p> Если документ будет принят, то иностранным организациям больше не нужно будет испытывать трудности с квалификацией той или иной деятельности в рамках проекта (например, шеф-монтажные работы или услуги, надзор за строительством объекта) для целей правильного применения норм Налогового кодекса о сроке возникновения постоянного представительства в Беларуси и, как следствие, постановки на учет в налоговых органах по договору выполнения работ или оказания услуг. </p> <p> При этом некоторые соглашения об избежании двойного налогообложения устанавливают срок для возникновения постоянного представительства в форме строительного, монтажного или сборочного объекта, который превышает 180 дней (например, соглашения с Нидерландами, Казахстаном, Китаем). Следовательно, для применения положений таких соглашений вопрос о квалификации деятельности (т.е. о характере оказываемых услуг) иностранной организации останется. </p> <p> <b>Зарубежные затраты</b>. Проект дает определение управленческим и общеадминистративным затратам, учитываемым в качестве зарубежных затрат при налогообложении прибыли постоянного представительства. Такими затратами предлагается считать затраты, которые, во-первых, относятся к управленческим расходам, косвенным общехозяйственным затратам в соответствии с белорусским законодательством о бухгалтерском учете и отчетности и, во-вторых, в понимании регулирования постоянного представительства могут быть включены в состав затрат. </p> <p> «Введение определения, полагаем, направлено на упрощение процесса администрирования деятельности постоянных представительств в Беларуси», - сказала Дарья Денисюк. </p> <p> НАЛОГ НА ДОХОДЫ </p> <p> Проект также содержит небольшие, но важные дополнения в отношении налога на доходы иностранных организаций, касающиеся документального подтверждения статуса фактического владельца доходов<b>.</b> </p> <p> Проект закрепляет право иностранных организаций, которые хотя и не имеют договорных отношений с белорусским резидентом и не получают от него доход напрямую, но являются налоговыми резидентами государств, с которыми у Беларуси имеются соглашения об избежании двойного налогообложения, применять их в отношении фактически полученного дохода. </p> <p> «Кроме того, проект указывает, какие именно документы должны предоставляться в таком случае. Это: подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации, претендующей на применение соглашения, а также копии документов, подтверждающих наличие между двумя организациями обязательств в отношении такого дохода. Такой подход соответствует подходу плана BEPS, получившему название «look through» или «сквозной подход», - пояснила эксперт. </p>
2018-08-02
Primepress
МИНСК, 2 августа - ПраймПресс. Проект нового Налогового кодекса Беларуси содержит ряд изменений, касающихся интересов иностранного бизнеса. Они затрагивают, прежде всего, регулирование постоянных представительств и налог на доходы иностранных организаций. Это отметила старший юрист ИООО «ПрайсвотерхаусКуперс» Дарья Денисюк в комментарии агентству ПраймПресс.
ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО
Проект отражает изменения, связанные со сближением понимания института постоянного представительства в Беларуси и в государствах-участницах ОЭСР, а также «прописывает» некоторые практические составляющие регулирования, отметила Дарья Денисюк.
Определение постоянного места деятельности. Проект определяет постоянное место деятельности иностранной организации как место деятельности, через которое иностранная организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую или иную деятельность на территории Беларуси.
Такое определение практически полностью копирует формулировку Модельной конвенции ОЭСР о налогах на доходы и капитал. Сближение формулировок достигнуто за счет исключения из определения постоянного места деятельности примерного перечня условно «традиционных» форм деятельности иностранной организации, при осуществлении которых она признавалась имеющей постоянное представительство в Беларуси.
Среди таких форм, на данный момент, – деятельность, связанная с выполнением предусмотренных договором работ и (или) оказанием услуг по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, с продажей товаров с расположенных на территории Беларуси складов.
«Если проект будет принят, то понимание постоянного места деятельности, с одной стороны, не должно кардинально измениться (поскольку, перечень форм был лишь примерным), с другой стороны, – у налоговых органов появится больше оснований толковать постоянное место деятельности широко (не ограничиваясь «традиционными» формами). Возможно, могут появиться прецеденты отнесения к деятельности через постоянное представительство в Беларуси деятельности компаний с цифровым элементом (например, при оказании иностранной компанией электронных услуг, услуг хостинга, услуг по обработке информации с использованием серверов или другого оборудования, расположенного на территории Беларуси)», - пояснила эксперт.
180 дней для услуг. Проект увеличивает срок для признания места выполнения работ, оказания услуг иностранной организацией постоянным представительством с 90 до 180 дней.
Если документ будет принят, то иностранным организациям больше не нужно будет испытывать трудности с квалификацией той или иной деятельности в рамках проекта (например, шеф-монтажные работы или услуги, надзор за строительством объекта) для целей правильного применения норм Налогового кодекса о сроке возникновения постоянного представительства в Беларуси и, как следствие, постановки на учет в налоговых органах по договору выполнения работ или оказания услуг.
При этом некоторые соглашения об избежании двойного налогообложения устанавливают срок для возникновения постоянного представительства в форме строительного, монтажного или сборочного объекта, который превышает 180 дней (например, соглашения с Нидерландами, Казахстаном, Китаем). Следовательно, для применения положений таких соглашений вопрос о квалификации деятельности (т.е. о характере оказываемых услуг) иностранной организации останется.
Зарубежные затраты. Проект дает определение управленческим и общеадминистративным затратам, учитываемым в качестве зарубежных затрат при налогообложении прибыли постоянного представительства. Такими затратами предлагается считать затраты, которые, во-первых, относятся к управленческим расходам, косвенным общехозяйственным затратам в соответствии с белорусским законодательством о бухгалтерском учете и отчетности и, во-вторых, в понимании регулирования постоянного представительства могут быть включены в состав затрат.
«Введение определения, полагаем, направлено на упрощение процесса администрирования деятельности постоянных представительств в Беларуси», - сказала Дарья Денисюк.
НАЛОГ НА ДОХОДЫ
Проект также содержит небольшие, но важные дополнения в отношении налога на доходы иностранных организаций, касающиеся документального подтверждения статуса фактического владельца доходов.
Проект закрепляет право иностранных организаций, которые хотя и не имеют договорных отношений с белорусским резидентом и не получают от него доход напрямую, но являются налоговыми резидентами государств, с которыми у Беларуси имеются соглашения об избежании двойного налогообложения, применять их в отношении фактически полученного дохода.
«Кроме того, проект указывает, какие именно документы должны предоставляться в таком случае. Это: подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации, претендующей на применение соглашения, а также копии документов, подтверждающих наличие между двумя организациями обязательств в отношении такого дохода. Такой подход соответствует подходу плана BEPS, получившему название «look through» или «сквозной подход», - пояснила эксперт.