Перспективы перевалки белорусских нефтепродуктов через порты РФ зависят от компенсации Беларуси убытков от налогового маневра - эксперт
МИНСК, 21 мая - ПраймПресс. Перспективы перевалки белорусских нефтепродуктов через порты РФ во многом зависят от компенсации Беларуси негативных последствий от налогового маневра в нефтяной сфере России. Об этом сказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков на круглом столе 20 мая.<br> <br> Как сообщалось, налоговый маневр в нефтяной отрасли РФ предусматривает постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки налога на ее добычу. Из-за этого стоимость поставляемой в Беларусь российской нефти постепенно приближается к мировой. Дополнительные издержки у белорусских переработчиков возникают из-за ожидаемого увеличения цены на нефть и снижения экспортных пошлин на нефтепродукты. Белорусские чиновники оценивали потери за шесть лет с 2019 г в сумму до 11 млрд долл.<br> <br> Юшков напомнил, что налоговый маневр до сих пор остается дискуссионным вопросом в отношениях России и Беларуси. «Если стороны не договорятся, то в 2024 г мы придем к тому, что белорусские НПЗ будут покупать нефть по мировой цене. Но если цена будет возрастать, то встанет вопрос об объемах переработки на белорусских НПЗ и, соответственно, об объемах транспортировки через российские порты», - сказал эксперт.<br> <br> Таким образом, добавил он, без решения важного для Беларуси вопроса налогового маневра «мы не можем прогнозировать объем экспорта и, соответственно, объем перевалки белорусских нефтепродуктов через российские порты».<br> <br> «То есть, не все зависит от транспортной составляющей (логистики – ред.). Этот вопрос, вероятно, привязан к более высоким переговорным позициям по налоговому маневру. Без этого сложно прогнозировать объемы перевалки дольше, чем на пять лет. Экономика белорусских НПЗ может поменяться, рынки сбыта - тоже», - сказал Юшков.<br> <br> По его словам, «еще одна болезненная тема: что будет дальше с загрузкой Нафтана (ОАО «Нафтан», Новополоцк, Витебская область – ред.) из-за санкций США». «На основании того, что пока мы не видим в публичном пространстве, делаю прогноз - поставки российской нефти (на Нафтан – ред.) будут продолжаться. Но, возможно, найдется другая схема этих поставок. Тем не менее, мы это также можем обозначить как фактор риска (для перевалки белорусских нефтепродуктов через порты РФ – ред.)», - сказал Юшков.<br> <br> Он предположил, что по итогам 2021 г объем перевалки белорусских нефтепродуктов через российские порты может составить 3-3,5 млн т. «Наверное, на 3-3,5 млн т мы должны выйти. Дальше в том числе многое будет зависеть от объемов спроса на европейских рынках, и это - тоже один из факторов риска. В 2020 г переработка белорусских НПЗ была меньше, но не из-за проблем с нефтью, а из-за того, что европейцы сидели на карантине и не потребляли топливо. К тому же европейцы уже утвердили программу, в соответствии с которой к 2050 г они вообще отказываются от углеводородов. Поэтому в перспективе спрос на топливо из углеводородов будет сжиматься. Придется искать новые рынки - это, в частности, азиатские страны, которые пока не заявляют о таких смелых планах», - отметил Юшков.<br> <br> Как сообщалось, РФ и Беларусь 19 февраля 2021 г заключили межправительственное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов на экспорт через морские порты РФ, которое предусматривает перевалку предприятиями Беларуси более 9,8 млн т мазута, бензина и масла в морских портах РФ в 2021-2023 гг. За три года предполагается поставить 2,9 млн т мазута с ОАО «Мозырский НПЗ» (Гомельская область) и 0,96 млн т нефтепродуктовых масел с ОАО «Нафтан» через порт Санкт-Петербург. Усть-Луга должна перевалить 4,3 млн т бензина и 0,4 млн т газойля с Мозырского НПЗ, а также 1,3 млн т - с Нафтана. <br> <br> Минфин США с 3 июня 2021 г возобновит действие санкций в отношении девяти белорусских компаний – концерна «Белнефтехим» и его филиала в США, ОАО «Белшина», «Гродно Азот», «Гродно Химволокно», «Лакокраска», «Полоцк Стекловолокно» и УП «Белорусский нефтяной торговый дом», а также ОАО «Нафтан». <br> <br> ОАО «Нафтан», один из крупнейших в Европе нефтеперерабатывающих заводов, введен в эксплуатацию в 1963 г, акционирован в 2002 г. Доля государства в уставном фонде - 99,83%. В 2008 г реорганизован путем присоединения ОАО «Полимир». Производит более 70 наименований продукции, в том числе масла, бензины, дизельное топливо стандартов Евро-4 и Евро-5. Экспортирует 70% продукции в страны СНГ, Евросоюза, на Ближний Восток и в США.<br> <br>
2021-05-21
Primepress