Беларуси невыгодно поставлять бензин в РФ пока не сравняются внутренняя и экспортная цены - эксперт
МИНСК, 9 апреля – ПраймПресс. Белорусским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ, ОАО «Мозырский НПЗ», Гомельская область, и ОАО Нафтан», Новополоцк, Витебская область) невыгодно поставлять автомобильное топливо в Россию, пока его стоимость на внутреннем рынке РФ примерно на треть ниже экспортной цены. Такое мнение высказал руководитель отдела анализа и маркетинговых исследований компании Refinitiv Александр Шкурин 9 апреля на международной конференции «Нефтегазовые рынки Центральной и Восточной Европы», организованной британской группа компаний Confidence Capital. <br> <br> Ранее у РФ и Беларуси были договоренности, обязывающие белорусские НПЗ поставлять на российский рынок 1 млн бензинов в год. «Но для белорусских поставщиков это было экономически невыгодно, и поставки фактически прекратились. Ведь когда у вас цена на внутреннем рынке РФ ниже на 30% в сравнении с экспортной ценой, поставлять себе в убыток никто не будет. Поэтому белорусы смогут поставлять топливо в РФ только в том случае, если внутренние цены реально выровняются с экспортными, - то есть, когда будет экономическая целесообразность и эффективность таких поставок», - сказал Шкурин.<br> <br> Он сообщил, что российский рынок не испытывает дефицита автомобильного топлива, в том числе бензинов. Существующие мощности российских НПЗ сейчас оцениваются в 280-300 млн т. «И многие эксперты считают, что они избыточные», - сказал он.<br> <br> По оценке Минэнерго РФ, в результате реализации налогового маневра в нефтяной отрасли в России могут закрыться неэффективные НПЗ суммарной мощностью 25-35 млн т.<br> <br> «Но даже если эти неэффективные мощности закроются, недостающие объемы топлива могут покрыть крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи)», - сказал эксперт. <br> <br> По его словам, когда проходила модернизация российских НПЗ, ВИНКи в первую очередь модернизировали процессы, направленные на повышение качества дизтоплива, поскольку его для в экспорте российских нефтепродуктов достигает 90%, а бензина – лишь 10%. «По этой причине модернизация процессов, направленных на увеличение производства бензина, была оставлены на потом. С учетом данного обстоятельства, а также с учетом постоянного спроса на топливо в России и отсутствия драйверов роста его потребления, думаю, что какого-то заметного увеличения потребления бензинов в РФ в ближайшее время мы не увидим», - сказал Шкурин.<br> <br> При этом он не исключает возможности увеличения поставок в РФ белорусского бензина. «Они возможны только с учетом экономической целесообразности для белорусских поставщиков», - сказал эксперт.<br> <br> Председатель совета директоров компании «Юнитер», член совета директоров ПАО НК «РуссНефть» Андрей Дерех в ходе конференции отметил, что прогнозируемое в РФ сокращение мощностей по нефтепереработке вследствие реализации налогового маневра в нефтяной отрасли фактически открывает для белорусских НПЗ российский рынок нефтепродуктов.<br> <br> По его словам, реализация налогового маневра в РФ может привести к закрытию мелких неэффективных НПЗ – то есть, к выводу из эксплуатации до 30 млн т нефтеперерабатывающих мощностей и к росту внутренних цен на нефтепродукты. Вследствие этого российский рынок, благодаря выгодной логистике, может стать ключевым для белорусских поставщиков нефтепродуктов.<br> <br> Дерех сказал, что в сложившейся ситуации белорусская сторона должна договариваться с Россией о распространении на белорусских поставщиков топлива действующего в РФ механизма поддержки нефтепереработчиков. По его словам, такой подход наряду с модернизацией белорусских НПЗ позволит минимизировать негативное влияние налогового маневра экономику Беларуси.<br> <br> «Белорусские НПЗ или менеджеры должны четко вести переговоры (с РФ – ред.), чтобы стоимость нефтепродуктов для белорусских и российских НПЗ (при реализации на российском рынке – ред.) была одинаковой», - отметил эксперт. Такой подход, по его мнению, отвечает нормативной базе Евразийского экономического союза, предусматривающей создание единого рынка энергоресурсов.<br> <br> Мощности двух белорусских НПЗ потенциально составляют 24 млн т нефти в год, сейчас они перерабатывают 18 млн т в год. Экспорт белорусских нефтепродуктов в 2018 г составил 11,9 млн т. В структуре экспорта около 49,2% - поставки в Великобританию, 26,5%, - в Украину,15% - в Нидерланды, 4% - в Польшу, 1,1% - в Литву, 0,8% - в Латвию.<br> <br>
2019-04-09
Primepress