Выравнивание цен на российские энергоносители для Беларуси возможно через рыночные механизмы и при условии взаимной интеграции - эксперт
<p> МИНСК, 23 августа – ПраймПресс. Выравнивание цен на российские энергоносители для Беларуси возможно через рыночные механизмы и при условии взаимной интеграции, решить эту задачу административно – через формулу «цены на газ для Беларуси как в Смоленске» - не получится. Такое мнение высказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший научный сотрудник Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович в интервью порталу «Евразия. Эксперт». </p> <p> «Для интеграции пока что выступает преградой нежелание Александра Лукашенко соглашаться на более углубленное сотрудничество, которое будет выражаться в создании какого-то общего наднационального регулирования. Иными словами, для того, чтобы дальше интегрироваться, нужно согласие на то, что белорусское руководство уже не имеет абсолютных возможностей по регулированию, например, местных цен на газ», - отметил Митрахович. </p> <p> В этой связи он обратил внимание, что сейчас газ белорусским потребителям продает белорусская госкомпания «Белтопгаз», которая, в свою очередь, покупает его у «Газпрома». «Если бы местные потребители могли покупать газ напрямую, это бы и называлось интеграцией, и тогда можно было бы предположить, что и цены могут измениться», - отметил Митрахович. </p> <p> По его словам, «интеграция, как показал опыт Европейского союза, например, – это создание полноценных наднациональных органов власти, единого законодательства, в том числе, касающегося экономической деятельности, движение в сторону гармонизации гражданского кодекса и так далее». </p> <p> «Например, я вижу на улицах Москвы белорусские палатки, где на ярмарках продается, допустим, белорусская сметана. Логика простая: если вы можете продавать белорусскую сметану в Москве напрямую, то тогда и газ должен продаваться напрямую, а сейчас «Белтопгаз» покупает газ у России и далее определяет цены», - подчеркнул эксперт. </p> <p> По его словам, это выливается в то, что цены на газ для конечного потребителя в Беларуси достаточно высокие, в том числе потому, что есть посредники. «Надо пустить российский бизнес на белорусский рынок, это и была бы интеграция. Пока что правом экспорта газа из России обладает только «Газпром», но я не исключаю, что в перспективе это изменится», - сказал Митрахович. </p> <p> Он считает, что если бы интеграция была более глубокой, и компании имели бы право работать на территории друг друга, тогда, возможно, и цены были бы другие. «Все цены на газ, кстати, в России разные – на Ямале они одни, а в Ленинградской области, например, больше, чем в Смоленской. С какими именно цифрами Александр Лукашенко сравнивает? Со Смоленской областью? Смоленская область дотируется, а есть регионы в России, где цены значительно больше», - отметил эксперт. </p> <p> По его словам, непонятно, как в Союзном государстве будет происходить выравнивание цен на газ. «За счет субсидий? Непонятно, поэтому сложно оценить. Я не думаю, что это случится. Выравнивание может произойти рыночными механизмами при условии взаимной интеграции. Есть, допустим, полноценный рынок в Беларуси. Есть покупатель газа, и есть его продавец («Белтопгаз» может продавать газ, «Газпром» может продавать, может, какой-нибудь «Новатэк» придет). И компания, которая покупает газ в Беларуси, может выбрать поставщика. Тогда и будет цена, которая будет похожа на цену в России, потому что это будет единый рынок», - подчеркнул эксперт. </p> <p> Как сообщалось, правительства Беларуси и РФ в сентябре 2019 г парафировали программу углубления интеграции в рамках СГ, а также утвердили перечень из 31 «дорожной карты» в различных сферах, проекты которых планировалось подготовить и согласовать к ноябрю того же года. Президенты Беларуси и России Александр Лукашенко и Владимир Путин должны были утвердить весь пакет интеграционных документов 8 декабря 2019 г в рамках торжеств к 20-летию СГ. Однако подписание пакета не состоялось. По версии белорусской стороны, не удалось достичь «сопутствующих» договоренностей - по ценам на российские энергоносители, компенсации Беларуси потерь от негативных последствий «налогового маневра» в нефтяной отрасли РФ, а также снятию ограничений на рынке РФ для белорусского экспорта. Как заявлял Лукашенко, он не подпишет «дорожные карты» до урегулирования этих принципиальных вопросов. </p> <p> В 2021 г «дорожные карты» переименовали в «союзные программы», а их количество сократили до 28. Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей 31 мая сказал, что Беларуси и России осталось согласовать две союзные программы, которые касаются таможенно-налоговой сферы и нефтегазовой. Ожидается, что программы будут утверждены на Высшем госсовете Союзного государства, который запланирован на осень 2021 г. </p>
2021-08-23
Primepress
МИНСК, 23 августа – ПраймПресс. Выравнивание цен на российские энергоносители для Беларуси возможно через рыночные механизмы и при условии взаимной интеграции, решить эту задачу административно – через формулу «цены на газ для Беларуси как в Смоленске» - не получится. Такое мнение высказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший научный сотрудник Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович в интервью порталу «Евразия. Эксперт».
«Для интеграции пока что выступает преградой нежелание Александра Лукашенко соглашаться на более углубленное сотрудничество, которое будет выражаться в создании какого-то общего наднационального регулирования. Иными словами, для того, чтобы дальше интегрироваться, нужно согласие на то, что белорусское руководство уже не имеет абсолютных возможностей по регулированию, например, местных цен на газ», - отметил Митрахович.
В этой связи он обратил внимание, что сейчас газ белорусским потребителям продает белорусская госкомпания «Белтопгаз», которая, в свою очередь, покупает его у «Газпрома». «Если бы местные потребители могли покупать газ напрямую, это бы и называлось интеграцией, и тогда можно было бы предположить, что и цены могут измениться», - отметил Митрахович.
По его словам, «интеграция, как показал опыт Европейского союза, например, – это создание полноценных наднациональных органов власти, единого законодательства, в том числе, касающегося экономической деятельности, движение в сторону гармонизации гражданского кодекса и так далее».
«Например, я вижу на улицах Москвы белорусские палатки, где на ярмарках продается, допустим, белорусская сметана. Логика простая: если вы можете продавать белорусскую сметану в Москве напрямую, то тогда и газ должен продаваться напрямую, а сейчас «Белтопгаз» покупает газ у России и далее определяет цены», - подчеркнул эксперт.
По его словам, это выливается в то, что цены на газ для конечного потребителя в Беларуси достаточно высокие, в том числе потому, что есть посредники. «Надо пустить российский бизнес на белорусский рынок, это и была бы интеграция. Пока что правом экспорта газа из России обладает только «Газпром», но я не исключаю, что в перспективе это изменится», - сказал Митрахович.
Он считает, что если бы интеграция была более глубокой, и компании имели бы право работать на территории друг друга, тогда, возможно, и цены были бы другие. «Все цены на газ, кстати, в России разные – на Ямале они одни, а в Ленинградской области, например, больше, чем в Смоленской. С какими именно цифрами Александр Лукашенко сравнивает? Со Смоленской областью? Смоленская область дотируется, а есть регионы в России, где цены значительно больше», - отметил эксперт.
По его словам, непонятно, как в Союзном государстве будет происходить выравнивание цен на газ. «За счет субсидий? Непонятно, поэтому сложно оценить. Я не думаю, что это случится. Выравнивание может произойти рыночными механизмами при условии взаимной интеграции. Есть, допустим, полноценный рынок в Беларуси. Есть покупатель газа, и есть его продавец («Белтопгаз» может продавать газ, «Газпром» может продавать, может, какой-нибудь «Новатэк» придет). И компания, которая покупает газ в Беларуси, может выбрать поставщика. Тогда и будет цена, которая будет похожа на цену в России, потому что это будет единый рынок», - подчеркнул эксперт.
Как сообщалось, правительства Беларуси и РФ в сентябре 2019 г парафировали программу углубления интеграции в рамках СГ, а также утвердили перечень из 31 «дорожной карты» в различных сферах, проекты которых планировалось подготовить и согласовать к ноябрю того же года. Президенты Беларуси и России Александр Лукашенко и Владимир Путин должны были утвердить весь пакет интеграционных документов 8 декабря 2019 г в рамках торжеств к 20-летию СГ. Однако подписание пакета не состоялось. По версии белорусской стороны, не удалось достичь «сопутствующих» договоренностей - по ценам на российские энергоносители, компенсации Беларуси потерь от негативных последствий «налогового маневра» в нефтяной отрасли РФ, а также снятию ограничений на рынке РФ для белорусского экспорта. Как заявлял Лукашенко, он не подпишет «дорожные карты» до урегулирования этих принципиальных вопросов.
В 2021 г «дорожные карты» переименовали в «союзные программы», а их количество сократили до 28. Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей 31 мая сказал, что Беларуси и России осталось согласовать две союзные программы, которые касаются таможенно-налоговой сферы и нефтегазовой. Ожидается, что программы будут утверждены на Высшем госсовете Союзного государства, который запланирован на осень 2021 г.