Власти не прислушались к предложениям бизнеса по налогам и финансам предприятий
<p> МИНСК, 21 ноября – ПраймПресс. Принятые восемь из десяти нормативно-правовых документов по стимулированию деловой активности в Беларуси ориентированы преимущественно на развитие самозанятости, создание новых микробизнесов индивидуальных предпринимателей, а не на развитие уже действующих частных предприятий. Такое мнение агентству ПраймПресс высказала <b>исполнительный директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей (БСПН) им. профессора М.С. Кунявского Жанна Тарасевич</b>. </p> <p> Напомним, <b>президент Беларуси Александр Лукашенко</b> 13 января 2017 г своим распоряжением создал рабочую группу по стимулированию деловой активности в стране. Спустя месяц Лукашенко поручил этой группе подготовить проект документа, позволяющий разрубить «гордиев узел проблем в малом бизнесе». </p> <p> </p> <div class="highlighted-paragraph"> Итогом этой работы стал пакет из 10 проектов нормативных правовых актов, целью которых является повышение деловой активности в Беларуси. В него вошли проект декрета «О развитии предпринимательства», указы «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности», «О налоговом консультировании», изменения в несколько указов, касающихся агроэкотуризма, ремесленной деятельности, лицензирования и т.д. Пока подписаны восемь документов из этого пакета. Не подписаны декрет о развитии предпринимательства и проект указа о сокращении лицензируемых видов деятельности. Эти документы находятся на рассмотрении президента. </div> <p> «Не подписаны пока два ключевых документа. Декрет утверждает санитарные требования, правила пожарной безопасности – ожидаем, что они будут упрощены, и это позволит бизнесу развиваться более активно. Также декретом должен быть введен мораторий на повышение налоговых ставок до 2020 г. Предполагается исходить из того, что налоговое законодательство может изменяться, но только в сторону улучшения условий», - отметила <b>Тарасевич</b>. </p> <p> Еще один важный момент, добавила она, – заявительный принцип работы предприятий, который вводится по отдельным видам деятельности, при этом <b>предусмотрена дополнительная ответственность для руководителей</b>. Реформируется также контрольно-надзорная деятельность - акцент в работе перенесен на профилактическую составляющую. </p> <p> «В проекте заложено, что в случае обнаружения проверяющим органом какого-то нарушения бизнес сразу не накажут, а вынесут предупреждение и установят разумные сроки для его устранения. И только вторичная проверка влечет ответственность, если обнаружатся нарушения», - рассказала Тарасевич. </p> <p> <b>ЧТО УЧТЕНО</b> </p> <p> Из двухсот предложений, которые БСПН направил в рабочую группу по стимулированию деловой активности, около 50% касались санитарных норм и технических регламентов, поскольку именно эти вопросы, как выяснил бизнес-союз в ходе опроса, больше всего волнуют белорусский бизнес. </p> <p> По словам Тарасевич, предложения бизнес-союза в проекте декрета учтены примерно на 90%. «Ведь доходило до абсурда: минеральную воду в бутылках и тару невозможно было хранить на одном складе. С подписанием декрета эта проблема будет снята», - сказала Тарасевич. </p> <p> Она также сообщила, что приняты ряд предложений БСПН по лицензированию медицинской деятельности. В частности, упрощены требования к среднему медицинскому персоналу, к руководителю медучреждения, к стажу работы персонала и другие. </p> <p> <b>НОВАЦИИ НЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ</b> </p> <p> «Принятый пакет документов – это, безусловно, шаг вперед. Бизнес приветствует предпринятые шаги по стимулированию развития бизнеса в стране. Но, вместе с тем, хочу отметить, что ожидания бизнеса были большими», - подчеркнула Тарасевич. </p> <p> По ее словам, принятые документы направлены преимущественно на поддержку нового бизнеса, создание новых рабочих мест, на развитие самозанятости. </p> <p> </p> <blockquote> «Что же касается действующих частных предприятий, то для них дополнительных стимулов практически не создано. Самая главная проблема для них сегодня – их кризисное финансовое состояние. Сейчас в Беларуси практически две трети предприятий обрабатывающей промышленности – это убыточные, имеющие нулевую рентабельность или рентабельность не выше 5%. Поэтому бизнес ожидал шагов в части администрирования налогов, возможно, определенной господдержки, преференций в отношении доступа к финансированию и т. д. Однако предложения делового сообщества, направленные на финансовое оздоровление субъектов хозяйствования, не были учтены в уже принятом пакете документов», - отметила Тарасевич. <br> <div class="quote-caption"> <br> </div> </blockquote> <b>БСПН также предлагал внести коррективы в указ, касающийся лжепредпринимательской деятельности</b>. БСПН обеспокоен практикой отнесения предприятий и ИП к категории лжепредпринимательских структур. По ее данным, в Беларуси львиная доля субъектов хозяйствования оказались в реестре неблагонадежных лишь потому, что не находились по своему юридическому адресу. При этом немногие из них признаны лжепредпринимательскими по решению суда. <p> «Сложившаяся в Беларуси практика со лжепредпринимательством зачастую парализует деятельность предприятия. В БСПН считают, что нужно исключить ответственность добросовестного участника сделки за действия недобросовестного. Однако эти предложения пока не услышаны», - сказала Тарасевич. </p> <p> <b>ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС НЕ ПОДДЕРЖАНЫ</b> </p> <p> БСПН предложил много изменений в Налоговый кодекс. В частности, бизнес-союз рекомендовал упразднить право местных органов власти применять повышающие коэффициенты к земельному налогу и налогу на недвижимость, - объединить оба платежа в один имущественный налог. </p> <p> Кроме того, БСПН настаивал на расширении применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Предлагалось повысить позволяющий применять «упрощенку» порог годовой выручки до уровня, установленного в России. Также было предложено отменить ограничения по применению УСН в зависимости от состава учредителей коммерческой организации. </p> <p> Помимо этого, БСПН предлагал на период финансового оздоровления дать предприятиям возможность исчислять налоги не по методу отгрузки, а по методу оплаты. Такой шаг позволил бы белорусским компаниям пополнить оборотные средства и снизить затраты на привлечение кредитов для уплаты налогов. </p> <p> Также предлагалось <b>гармонизировать НДС </b>(снизить ставку НДС хотя бы до уровня действующей в РФ – 18%). «БСПН считает, что НДС нужно снизить хотя бы на 2 п. п., до 18%. Особенно это важно сейчас, когда планируется ввести <a href="https://primepress.by/news/ekonomika/biznes_ne_podderzhal_predlozhennyy_vlastyami_mekhanizm_proslezhivaemosti_tovarov-506/?sphrase_id=2189">систему прослеживаемости</a> товаров в электронном виде. В этом случае появится возможность зачета нулевой ставки НДС с РФ. Причем, сделать это на уровне обмена информацией налоговых органов, а не на уровне субъектов хозяйствования», - подчеркнула Тарасевич. </p> <p> БСПН изначально также предлагал заложить нормы по <b>реформе налогового законодательства</b> в проект нового декрета президента. Однако представители Минфина и МНС заявили, что реформу следует реализовывать не через декрет, а через Налоговый кодекс, и пообещали отразить в нем предложения бизнеса. Однако этого не произошло – предложения бизнеса по налогам не поддержали. </p> <p> <b>НОВАЦИЯ - ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ</b> </p> <p> Между тем, отметила Тарасевич, в новый Налоговый кодекс планируется ввести главу по <a href="https://primepress.by/news/finansi/planiruemye_izmeneniya_v_zakonodatelstve_o_transfertnom_tsenoobrazovanii_na_2018_god_kommentariy_ey-395/?sphrase_id=2188">трансфертному ценообразованию</a>. (Трансфертное ценообразование - сбыт товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам). </p> <p> «Это тоже вызовет определенные проблемы для бизнеса», - сказала она. </p> <p> Как отметила эксперт, под трансфертное ценообразование попадают <b>все сделки с недвижимостью</b>. «Однако сегодня МНС при контроле этих сделок не совсем воспринимает рыночную оценку оценщиком. Поэтому налоговики могут воспользоваться информацией БТИ, и тогда субъекты хозяйствования столкнутся с проблемами доначисления налога на прибыль, пени и т. д.», - пояснила Тарасевич. </p> <p> Второй момент. Под контролируемые сделки попадают сделки, если они заключаются взаимозависимыми лицами, а между ними присутствует субъект малого бизнеса, работающий на особом режиме – то есть, если он пользуется упрощенной системой налогообложения, платит единый налог, является резидентом СЭЗ и т. д. «С одной стороны, мы говорим, что стремимся развивать кооперацию малого и среднего бизнеса (МСБ), а с другой, если такие сделки будут подпадать под контроль (причем, под тотальный контроль), то крупные предприятия откажутся работать в кооперации с МСБ. Они будут выбрасывать из этого звена малый бизнес», - подчеркнула Тарасевич. </p> <p> Третье. Вводится обязательный отчет по трансферному ценообразованию, который предусматривает <b>экономическое обоснование цены</b>. «По большому счету, мы ушли от директивного ценообразования - пришли в основном к свободному ценообразованию, а здесь предлагается чуть ли не снова регистрация цен. Поэтому на заседании общественно-консультативного совета (ОКС) в МНС я прямо сказала: может быть, есть смысл ввести согласование трансфертной цены с МНС, а не ждать проверки контролеров? И хотя в МНС говорят: ничего страшного в этом нет, бизнес, тем не менее, видит опасность: ведь он должен быть готов доказать, что цена у него реальная», – отметила Тарасевич. </p> <p> Она также обратила внимание еще на одно обстоятельство. «Есть понятие - ценовой демпинг, который используется для завоевания внешних рынков. Как известно, многие крупные белорусские предприятия имеют в России свои торговые дома. Вопрос: <b>в течение какого периода предприятие может реализовывать продукцию по сниженной цене</b>? Если диапазон цен в пределах 20% - это нормально, а если выше, то контролирующие органы считают такой ценовой демпинг трансфертным ценообразованием, и потребуют от предприятия доплатить налоги», - рассказала Тарасевич. </p> <p> Глава о трансфертном ценообразовании (из 11 статей) недавно появилась в проекте Налогового кодекса, поэтому все острые вопросы, которая она вызывает, требуют обсуждения с бизнесом, подчеркнула Тарасевич. </p> <p> <b>БИЗНЕС-СОЮЗЫ БУДУТ ИНИЦИИРОВАТЬ НОВЫЕ ШАГИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ</b> </p> <p> Принятый пакет документов по развитию бизнеса в Беларуси – это лишь первый шаг по либерализации деловой среды в стране, и в дальнейшем через Совет по развитию предпринимательства, бизнес-союзы необходимо инициировать новые шаги, отметила исполнительный директор БСПН. </p> <p> Она надеется, что в ближайшее время возможности деловых союзов удастся расширить. «Право законодательной инициативы получить маловероятно. Но, может быть, нам удастся добиться того, чтобы БСПН <b>вернули возможность представлять наши предприятия в судах</b>: общественные объединения это могут делать, а организации юрлиц почему-то нет», - отметила Тарасевич. </p> <p> По ее словам, нужно также создать стимулы, чтобы предприниматели приходили в союз. Сейчас в Беларуси бизнес-союзы объединяют примерно 3–5% предпринимателей, в результате чего их позиция по лоббированию интересов бизнеса выглядит не совсем обоснованно. Неудивительно, что и власти далеко не всегда прислушиваются к предложениям бизнес-союзов. </p> <p> Одна из причин такой ситуации в том, что уплачивать членские взносы предприятиям нужно из прибыли, что отбивает охоту объединяться в бизнес-союзы. БСПН предлагает вычитать такие взносы из налогооблагаемой базы или относить на себестоимость, что должно повысить мотивацию вступать в бизнес-союзы. </p>
2017-11-21
Primepress
МИНСК, 21 ноября – ПраймПресс. Принятые восемь из десяти нормативно-правовых документов по стимулированию деловой активности в Беларуси ориентированы преимущественно на развитие самозанятости, создание новых микробизнесов индивидуальных предпринимателей, а не на развитие уже действующих частных предприятий. Такое мнение агентству ПраймПресс высказала исполнительный директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей (БСПН) им. профессора М.С. Кунявского Жанна Тарасевич.
Напомним, президент Беларуси Александр Лукашенко 13 января 2017 г своим распоряжением создал рабочую группу по стимулированию деловой активности в стране. Спустя месяц Лукашенко поручил этой группе подготовить проект документа, позволяющий разрубить «гордиев узел проблем в малом бизнесе».
«Не подписаны пока два ключевых документа. Декрет утверждает санитарные требования, правила пожарной безопасности – ожидаем, что они будут упрощены, и это позволит бизнесу развиваться более активно. Также декретом должен быть введен мораторий на повышение налоговых ставок до 2020 г. Предполагается исходить из того, что налоговое законодательство может изменяться, но только в сторону улучшения условий», - отметила Тарасевич.
Еще один важный момент, добавила она, – заявительный принцип работы предприятий, который вводится по отдельным видам деятельности, при этом предусмотрена дополнительная ответственность для руководителей. Реформируется также контрольно-надзорная деятельность - акцент в работе перенесен на профилактическую составляющую.
«В проекте заложено, что в случае обнаружения проверяющим органом какого-то нарушения бизнес сразу не накажут, а вынесут предупреждение и установят разумные сроки для его устранения. И только вторичная проверка влечет ответственность, если обнаружатся нарушения», - рассказала Тарасевич.
ЧТО УЧТЕНО
Из двухсот предложений, которые БСПН направил в рабочую группу по стимулированию деловой активности, около 50% касались санитарных норм и технических регламентов, поскольку именно эти вопросы, как выяснил бизнес-союз в ходе опроса, больше всего волнуют белорусский бизнес.
По словам Тарасевич, предложения бизнес-союза в проекте декрета учтены примерно на 90%. «Ведь доходило до абсурда: минеральную воду в бутылках и тару невозможно было хранить на одном складе. С подписанием декрета эта проблема будет снята», - сказала Тарасевич.
Она также сообщила, что приняты ряд предложений БСПН по лицензированию медицинской деятельности. В частности, упрощены требования к среднему медицинскому персоналу, к руководителю медучреждения, к стажу работы персонала и другие.
НОВАЦИИ НЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
«Принятый пакет документов – это, безусловно, шаг вперед. Бизнес приветствует предпринятые шаги по стимулированию развития бизнеса в стране. Но, вместе с тем, хочу отметить, что ожидания бизнеса были большими», - подчеркнула Тарасевич.
По ее словам, принятые документы направлены преимущественно на поддержку нового бизнеса, создание новых рабочих мест, на развитие самозанятости.
«Что же касается действующих частных предприятий, то для них дополнительных стимулов практически не создано. Самая главная проблема для них сегодня – их кризисное финансовое состояние. Сейчас в Беларуси практически две трети предприятий обрабатывающей промышленности – это убыточные, имеющие нулевую рентабельность или рентабельность не выше 5%. Поэтому бизнес ожидал шагов в части администрирования налогов, возможно, определенной господдержки, преференций в отношении доступа к финансированию и т. д. Однако предложения делового сообщества, направленные на финансовое оздоровление субъектов хозяйствования, не были учтены в уже принятом пакете документов», - отметила Тарасевич.БСПН также предлагал внести коррективы в указ, касающийся лжепредпринимательской деятельности. БСПН обеспокоен практикой отнесения предприятий и ИП к категории лжепредпринимательских структур. По ее данным, в Беларуси львиная доля субъектов хозяйствования оказались в реестре неблагонадежных лишь потому, что не находились по своему юридическому адресу. При этом немногие из них признаны лжепредпринимательскими по решению суда.
«Сложившаяся в Беларуси практика со лжепредпринимательством зачастую парализует деятельность предприятия. В БСПН считают, что нужно исключить ответственность добросовестного участника сделки за действия недобросовестного. Однако эти предложения пока не услышаны», - сказала Тарасевич.
ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС НЕ ПОДДЕРЖАНЫ
БСПН предложил много изменений в Налоговый кодекс. В частности, бизнес-союз рекомендовал упразднить право местных органов власти применять повышающие коэффициенты к земельному налогу и налогу на недвижимость, - объединить оба платежа в один имущественный налог.
Кроме того, БСПН настаивал на расширении применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Предлагалось повысить позволяющий применять «упрощенку» порог годовой выручки до уровня, установленного в России. Также было предложено отменить ограничения по применению УСН в зависимости от состава учредителей коммерческой организации.
Помимо этого, БСПН предлагал на период финансового оздоровления дать предприятиям возможность исчислять налоги не по методу отгрузки, а по методу оплаты. Такой шаг позволил бы белорусским компаниям пополнить оборотные средства и снизить затраты на привлечение кредитов для уплаты налогов.
Также предлагалось гармонизировать НДС (снизить ставку НДС хотя бы до уровня действующей в РФ – 18%). «БСПН считает, что НДС нужно снизить хотя бы на 2 п. п., до 18%. Особенно это важно сейчас, когда планируется ввести систему прослеживаемости товаров в электронном виде. В этом случае появится возможность зачета нулевой ставки НДС с РФ. Причем, сделать это на уровне обмена информацией налоговых органов, а не на уровне субъектов хозяйствования», - подчеркнула Тарасевич.
БСПН изначально также предлагал заложить нормы по реформе налогового законодательства в проект нового декрета президента. Однако представители Минфина и МНС заявили, что реформу следует реализовывать не через декрет, а через Налоговый кодекс, и пообещали отразить в нем предложения бизнеса. Однако этого не произошло – предложения бизнеса по налогам не поддержали.
НОВАЦИЯ - ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Между тем, отметила Тарасевич, в новый Налоговый кодекс планируется ввести главу по трансфертному ценообразованию. (Трансфертное ценообразование - сбыт товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам).
«Это тоже вызовет определенные проблемы для бизнеса», - сказала она.
Как отметила эксперт, под трансфертное ценообразование попадают все сделки с недвижимостью. «Однако сегодня МНС при контроле этих сделок не совсем воспринимает рыночную оценку оценщиком. Поэтому налоговики могут воспользоваться информацией БТИ, и тогда субъекты хозяйствования столкнутся с проблемами доначисления налога на прибыль, пени и т. д.», - пояснила Тарасевич.
Второй момент. Под контролируемые сделки попадают сделки, если они заключаются взаимозависимыми лицами, а между ними присутствует субъект малого бизнеса, работающий на особом режиме – то есть, если он пользуется упрощенной системой налогообложения, платит единый налог, является резидентом СЭЗ и т. д. «С одной стороны, мы говорим, что стремимся развивать кооперацию малого и среднего бизнеса (МСБ), а с другой, если такие сделки будут подпадать под контроль (причем, под тотальный контроль), то крупные предприятия откажутся работать в кооперации с МСБ. Они будут выбрасывать из этого звена малый бизнес», - подчеркнула Тарасевич.
Третье. Вводится обязательный отчет по трансферному ценообразованию, который предусматривает экономическое обоснование цены. «По большому счету, мы ушли от директивного ценообразования - пришли в основном к свободному ценообразованию, а здесь предлагается чуть ли не снова регистрация цен. Поэтому на заседании общественно-консультативного совета (ОКС) в МНС я прямо сказала: может быть, есть смысл ввести согласование трансфертной цены с МНС, а не ждать проверки контролеров? И хотя в МНС говорят: ничего страшного в этом нет, бизнес, тем не менее, видит опасность: ведь он должен быть готов доказать, что цена у него реальная», – отметила Тарасевич.
Она также обратила внимание еще на одно обстоятельство. «Есть понятие - ценовой демпинг, который используется для завоевания внешних рынков. Как известно, многие крупные белорусские предприятия имеют в России свои торговые дома. Вопрос: в течение какого периода предприятие может реализовывать продукцию по сниженной цене? Если диапазон цен в пределах 20% - это нормально, а если выше, то контролирующие органы считают такой ценовой демпинг трансфертным ценообразованием, и потребуют от предприятия доплатить налоги», - рассказала Тарасевич.
Глава о трансфертном ценообразовании (из 11 статей) недавно появилась в проекте Налогового кодекса, поэтому все острые вопросы, которая она вызывает, требуют обсуждения с бизнесом, подчеркнула Тарасевич.
БИЗНЕС-СОЮЗЫ БУДУТ ИНИЦИИРОВАТЬ НОВЫЕ ШАГИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ
Принятый пакет документов по развитию бизнеса в Беларуси – это лишь первый шаг по либерализации деловой среды в стране, и в дальнейшем через Совет по развитию предпринимательства, бизнес-союзы необходимо инициировать новые шаги, отметила исполнительный директор БСПН.
Она надеется, что в ближайшее время возможности деловых союзов удастся расширить. «Право законодательной инициативы получить маловероятно. Но, может быть, нам удастся добиться того, чтобы БСПН вернули возможность представлять наши предприятия в судах: общественные объединения это могут делать, а организации юрлиц почему-то нет», - отметила Тарасевич.
По ее словам, нужно также создать стимулы, чтобы предприниматели приходили в союз. Сейчас в Беларуси бизнес-союзы объединяют примерно 3–5% предпринимателей, в результате чего их позиция по лоббированию интересов бизнеса выглядит не совсем обоснованно. Неудивительно, что и власти далеко не всегда прислушиваются к предложениям бизнес-союзов.
Одна из причин такой ситуации в том, что уплачивать членские взносы предприятиям нужно из прибыли, что отбивает охоту объединяться в бизнес-союзы. БСПН предлагает вычитать такие взносы из налогооблагаемой базы или относить на себестоимость, что должно повысить мотивацию вступать в бизнес-союзы.