В Беларуси проводится масштабная реструктуризация кредитов госсектора – эксперты
<p> МИНСК, 20 марта – ПраймПресс. В Беларуси проводится масштабная реструктуризация кредитов госсектора. Об этом говорится в обзоре, подготовленном Центром макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка России. </p> <p> В декабре-январе объем просроченной задолженности в Беларуси снизился на 87%, или на 1,4 млрд бел руб (665 млн долл по курсу Национального банка Беларуси), что эквивалентно 1,2% ВВП. «Мы не нашли в официальных документах Нацбанка Беларуси каких-либо указаний на изменение методологии, поэтому причина, скорее всего, кроется в другом», - отмечают авторы обзора, имея ввиду реструктуризацию долгов. </p> <p> Основное снижение просроченной задолженности отмечено у госпредприятий - около 1,1 млрд бел руб (552 млн долл, 1 долл – 2,1064 бел руб). Причем, большая часть сокращения коснулась валютных кредитов. </p> <p> Вполне вероятно, что таким образом государство пытается частично компенсировать эффект от постепенного прекращения директивного кредитования, отмечают эксперты. </p> <p> Однако реструктуризация долгов не принесла желаемого улучшения финансовых результатов. «Неоднозначный результат, принимая во внимание падение чистой прибыли организаций в 2018 г на 39%», - констатируют эксперты. </p> <p> Они обращают также внимание, что на фоне снижения просроченной задолженности проблемная задолженность продолжает расти, прибавив в январе 2019 г 0,4 млрд бел руб (190 млн долл). Так как риски невозврата просроченной задолженности значительно ниже, чем у проблемной, списывать или передавать такие кредиты в агентство по управлению активами не имеет большого смысла. Поэтому наблюдаемое снижение просроченной задолженности вряд ли объясняется подобными операциями. </p> <p> «Судя по практически неизменному портфелю кредитов, выданных госкомпаниям (+1% в январе), сокращение просрочки не связано с активизацией директивного кредитования, которое практиковалось в предыдущие годы», - отмечается в обзоре. </p> <p> «Самое вероятное объяснение происходящего – масштабная реструктуризация кредитов госсектора. Кредиты «переупаковывают», причем, скорее всего, со снижением ставок. Спрэд между ставками по выданным кредитам в валюте с учетом льготных кредитов и без них вырос в декабре, что говорит либо о выдаче новых льготных кредитов, либо о пересмотре условий части таких кредитов. Другими словами, – реструктуризации. Вполне вероятно, что таким образом государство пытается частично компенсировать эффект от постепенного прекращения директивного кредитования», - отмечают эксперты Сбербанка России. </p> <p> Как ранее сообщалось, в Беларуси в 2019 г объем директивного кредитования должен быть снижен до 0,8 млрд бел руб (380 млн долл) против 1,24 млрд бел руб (589 млн долл) в 2018 г и полностью прекратиться в 2020 г. Постепенная отмена льготного кредитования на административных началах была одним из требований кредитора Беларуси – Евразийского фонда стабилизации и развития, об этом неоднократно говорил и МВФ. </p>
2019-03-20
Primepress
МИНСК, 20 марта – ПраймПресс. В Беларуси проводится масштабная реструктуризация кредитов госсектора. Об этом говорится в обзоре, подготовленном Центром макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка России.
В декабре-январе объем просроченной задолженности в Беларуси снизился на 87%, или на 1,4 млрд бел руб (665 млн долл по курсу Национального банка Беларуси), что эквивалентно 1,2% ВВП. «Мы не нашли в официальных документах Нацбанка Беларуси каких-либо указаний на изменение методологии, поэтому причина, скорее всего, кроется в другом», - отмечают авторы обзора, имея ввиду реструктуризацию долгов.
Основное снижение просроченной задолженности отмечено у госпредприятий - около 1,1 млрд бел руб (552 млн долл, 1 долл – 2,1064 бел руб). Причем, большая часть сокращения коснулась валютных кредитов.
Вполне вероятно, что таким образом государство пытается частично компенсировать эффект от постепенного прекращения директивного кредитования, отмечают эксперты.
Однако реструктуризация долгов не принесла желаемого улучшения финансовых результатов. «Неоднозначный результат, принимая во внимание падение чистой прибыли организаций в 2018 г на 39%», - констатируют эксперты.
Они обращают также внимание, что на фоне снижения просроченной задолженности проблемная задолженность продолжает расти, прибавив в январе 2019 г 0,4 млрд бел руб (190 млн долл). Так как риски невозврата просроченной задолженности значительно ниже, чем у проблемной, списывать или передавать такие кредиты в агентство по управлению активами не имеет большого смысла. Поэтому наблюдаемое снижение просроченной задолженности вряд ли объясняется подобными операциями.
«Судя по практически неизменному портфелю кредитов, выданных госкомпаниям (+1% в январе), сокращение просрочки не связано с активизацией директивного кредитования, которое практиковалось в предыдущие годы», - отмечается в обзоре.
«Самое вероятное объяснение происходящего – масштабная реструктуризация кредитов госсектора. Кредиты «переупаковывают», причем, скорее всего, со снижением ставок. Спрэд между ставками по выданным кредитам в валюте с учетом льготных кредитов и без них вырос в декабре, что говорит либо о выдаче новых льготных кредитов, либо о пересмотре условий части таких кредитов. Другими словами, – реструктуризации. Вполне вероятно, что таким образом государство пытается частично компенсировать эффект от постепенного прекращения директивного кредитования», - отмечают эксперты Сбербанка России.
Как ранее сообщалось, в Беларуси в 2019 г объем директивного кредитования должен быть снижен до 0,8 млрд бел руб (380 млн долл) против 1,24 млрд бел руб (589 млн долл) в 2018 г и полностью прекратиться в 2020 г. Постепенная отмена льготного кредитования на административных началах была одним из требований кредитора Беларуси – Евразийского фонда стабилизации и развития, об этом неоднократно говорил и МВФ.