МИНСК, 2 января - ПраймПресс. Закон Беларуси №160-З от 30 декабря 2018 г «О республиканском бюджете на 2019 г» официально опубликован на Национальном правовом интернет-портале 1 января 2019 г.
Доходы республиканского бюджета на 2019 г предусматриваются в сумме 23,683 млрд бел руб (10,965 млрд долл по курсу Национального банка Беларуси), что на 0,8% больше к ожидаемому исполнению 2018 г. Основными источниками налоговых доходов республиканского бюджета являются налог на добавленную стоимость, акцизы, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.
Расходы республиканского бюджета на 2019 г предусматриваются в сумме 21,981 млрд бел руб (10,177 млрд долл, 1 долл – 2,1598 бел руб), или на 5,1% больше к ожидаемому исполнению 2018 г.
Таким образом, ожидаемый профицит республиканского бюджета составит 1,702 млрд бел руб (788 млн долл).
В основу бюджета положен консервативный сценарий развития белорусской экономики, предусматривающий рост ВВП на 2,1%, среднегодовую инфляцию на уровне 5,3% при цене нефти 60 долл за 1 барр.
Расходы на национальную экономику вырастут почти на треть
Согласно закону, расходы на общегосударственную деятельность составят 10,36 млрд бел руб (4,797 млрд долл), на национальную оборону – 1,24 млрд бел руб (574,1 млн долл), судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение национальной безопасности - 2,312 млрд бел руб (1,07 млрд долл). Указанные выше статьи расходов незначительно выросли по сравнению с данными закона о бюджете на 2018 г.
Расходы на национальную экономику в 2019 г значительно вырастут по сравнению с данными закона о бюджете на 2018 г – на 28% до 3,214 млрд бел руб (1,5 млрд долл).
Расходы на социальную политику составят 1,958 млрд бел руб (906,57 млн долл).
Часть внебюджетных фондов войдет в бюджет
В 2019 г в республиканский бюджет будут включены средства государственных целевых бюджетных фондов: фонда национального развития (80,983 млн бел руб, или 37,5 млн долл), республиканского централизованного инновационного фонда (173 млн бел руб, или 80,1 млн долл) и республиканского дорожного фонда (560,54 млн бел руб, или 259,53 млн долл), а в местные бюджеты - средства местных инновационных фондов, образуемых областными и Минским городским исполнительными комитетами.
В законе планируется передать в 2019 г из республиканского бюджета в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Беларуси субвенции в сумме 1,29 млрд руб (597,3 млн долл).
Лимит внешнего долга вырос на 1,4 млрд долл
В 2019 г лимит внешнего государственного долга Беларуси увеличится, согласно закону о бюджете, до 21 млрд долл против 19,6 млрд долл в 2018 г, лимит внутреннего госдолга останется на уровне 2018 г – 10 млрд бел руб (4,63 млрд долл). Размер лимитов внешнего и внутреннего государственного долга, гарантированного Республикой Беларусь, сохранен на уровне 2018 г и составляет для внешнего долга - 3 млрд долл, для внутреннего долга - 3,1 млрд бел руб (1,44 млрд долл).
Привлечение средств через размещение государственных ценных бумаг на внешних рынках запланировано в размере 1,108 млрд бел руб (513 млн долл). Эта сумма соответствует ранее заявленным планам властей по размещению облигаций в Китае. Правительство уже сделало ряд шагов для осуществления таких заимствований в 2019 г (получение страной в сентябре 2018 г рейтинга китайского агентства CCXI).
Бюджет не предусматривает компенсацию от налогового маневра
Правительство Беларуси не закладывало в бюджет на 2019 г получение компенсации за реализацию в России налогового маневра в нефтяной сфере.
В России на 2019-2024 гг намечена реализация так называемого налогового маневра, предусматривающего постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки НДПИ. Дополнительные издержки у Беларуси возникают из-за ожидаемого увеличения цены на нефть из РФ и снижения экспортных пошлин на нефтепродукты. В октябре премьер-министр Беларуси Сергей Румас сообщил, что механизм компенсации Минску потерь от реализации в РФ налогового маневра должен быть определен до конца года, однако позже в Минске сообщили, что российская сторона отказалась обсуждать компенсацию. Ранее потери бюджета от маневра Минск оценил примерно в 300 млн долл в 2019 г. Последние оценки белорусской стороны – потери составят 10-11 млрд долл за пять лет.
Как сообщал министр финансов Беларуси Максим Ермолович, бюджет уже адаптирован к самому неблагоприятному сценарию развития переговоров с Россией о компенсации. Министр пояснил, что если развитие событий пойдет по негативному сценарию, то тогда бюджет будет исполняться в стандартном состоянии, и рисков с точки зрения социальной сферы, работников бюджетных организаций, реализации государственных программ не возникнет.
Ермолович также сообщал, что если будет принято решение о перечислении Россией Беларуси определенной компенсации, то эти дополнительные доходы будут зачисляться в резервный фонд и использоваться по решению президента Беларуси.