Сокращение госсектора не обязательно приведет к оперативной оптимизации экономики – представитель КГК
<p> </p> <p> МИНСК, 20 августа – ПраймПресс. Сокращение госсектора не обязательно приведет к оперативной оптимизации экономики. Такое мнение высказала заместитель начальника управления контроля за использованием государственной собственности Комитета государственного контроля (КГК) Беларуси Наталья Халитова в ходе организованного газетой «СБ. Беларусь сегодня» круглого стола. </p> <p> В Программе социально-экономического развития страны на 2016-2020 гг определен ключевой критерий эффективности управления госактивами - обеспечение максимальной прибыли, отметила Халитова. </p> <p> «Было намечено, что будут определены стратегические предприятия, институциональные организации на республиканском уровне, часть активов будет передана в холдинги, а оставшиеся - на уровень местных властей. К сожалению, эта работа в полном объеме не выполнена», - сказала Халитова. Не нашли окончательного решения и вопросы разделения функций регулятора и собственника, а также разделения компаний по функциональному принципу («Интуитивно все понимают различия между предприятиями или организациями, но четкие критерии не закреплены ни в одном нормативно-правовом акте»). </p> <p> Халитова напомнила, что в 2018 г КГК проанализировал экономическую динамику примерно 100 акционерных обществ, которые в 2016-2017 гг «точечными» решениями были переданы в коммунальную собственность. </p> <p> «К сожалению, тенденция такова, что заметных улучшений нет. Хотя программа социально-экономического развития предполагает, что местные власти должны разрабатывать мероприятия по повышению эффективности управляемых ими активов. Несмотря на то, что окончательные результаты мониторинга еще подводятся, предварительно можно сказать, что финансово-экономические показатели работы акционерных обществ не улучшились. А у отдельных обществ наблюдается тенденция к уменьшению, к примеру, таких показателей, как чистая прибыль, экспорт. Правда, на эти результаты, скорее, влияет общая ситуация в экономике, чем факт передачи. Но пока радоваться нечему», - отметила Халитова. </p> <p> В то же время она подчеркнула, что наличие или отсутствие планов приватизации не влияет на активность потенциальных покупателей и проявление интереса к приобретению предприятий. </p> <p> «Еще в 2012 г руководством страны было определено: в частные руки может передаваться любое предприятие. Вопрос в цене и определенных условиях для нового собственника: проведение модернизации, сохранение рабочих мест или создание новых, объемов производства, уплачиваемых налогов и так далее. Немаловажно и мнение трудового коллектива. И каждое предприятие оценивается индивидуально с этих позиций. Это всем известно, информация до всех заинтересованных доведена. Другое дело, что не каждый потенциальный инвестор готов взять на себя ответственность за будущее предприятия и работающих там людей», - заявила Халитова. </p> <p> Так, в 2011 г под эгидой Национального агентства инвестиций и приватизации был начат пилотный проект по приватизации 8 акционерных обществ. К подготовительным работам привлекли авторитетных финансовых консультантов, а конкретные условия отчуждения объектов приватизации предлагались самими инвесторами. «И чем проект завершился? Ни одной сделки», - констатировала представитель КГК. </p> <p> Халитова скептически оценила прозвучавшее в ходе дискуссии мнение о том, что проблемы белорусской экономики во многом обусловлены значительной долей госсектора: «Если уменьшится количество госпредприятий, не факт, что экономика вдруг и сразу заработает лучше. И если мы ликвидируем неэффективные сегодня предприятия, что будем делать с высвободившейся рабочей силой?». </p> <p> </p> <p> В собственности государства в Беларуси находится 404,1 млрд. акций 405 акционерных обществ, что составляет 69,3% общего количества акций, выпущенных в стране. Управление республиканскими акциями осуществляется через сложившуюся систему владельческого надзора органами государственного управления. Пакеты акций распределены между 24 органами госуправления, как правило, по отраслевому признаку. Правительство пытается повысить эффективность госсектора через внедрение корпоративного управления и назначение министров и высоких чиновников в наблюдательные советы госпредприятий. В 2018 г Госкомимущество сформировало реестр из 45 кандидатов в независимые директора для работы в наблюдательных советах ОАО. Также для работы в наблюдательных советах прошли специальное обучение 323 представителя государства. </p> <p> </p>
2019-08-20
Primepress
МИНСК, 20 августа – ПраймПресс. Сокращение госсектора не обязательно приведет к оперативной оптимизации экономики. Такое мнение высказала заместитель начальника управления контроля за использованием государственной собственности Комитета государственного контроля (КГК) Беларуси Наталья Халитова в ходе организованного газетой «СБ. Беларусь сегодня» круглого стола.
В Программе социально-экономического развития страны на 2016-2020 гг определен ключевой критерий эффективности управления госактивами - обеспечение максимальной прибыли, отметила Халитова.
«Было намечено, что будут определены стратегические предприятия, институциональные организации на республиканском уровне, часть активов будет передана в холдинги, а оставшиеся - на уровень местных властей. К сожалению, эта работа в полном объеме не выполнена», - сказала Халитова. Не нашли окончательного решения и вопросы разделения функций регулятора и собственника, а также разделения компаний по функциональному принципу («Интуитивно все понимают различия между предприятиями или организациями, но четкие критерии не закреплены ни в одном нормативно-правовом акте»).
Халитова напомнила, что в 2018 г КГК проанализировал экономическую динамику примерно 100 акционерных обществ, которые в 2016-2017 гг «точечными» решениями были переданы в коммунальную собственность.
«К сожалению, тенденция такова, что заметных улучшений нет. Хотя программа социально-экономического развития предполагает, что местные власти должны разрабатывать мероприятия по повышению эффективности управляемых ими активов. Несмотря на то, что окончательные результаты мониторинга еще подводятся, предварительно можно сказать, что финансово-экономические показатели работы акционерных обществ не улучшились. А у отдельных обществ наблюдается тенденция к уменьшению, к примеру, таких показателей, как чистая прибыль, экспорт. Правда, на эти результаты, скорее, влияет общая ситуация в экономике, чем факт передачи. Но пока радоваться нечему», - отметила Халитова.
В то же время она подчеркнула, что наличие или отсутствие планов приватизации не влияет на активность потенциальных покупателей и проявление интереса к приобретению предприятий.
«Еще в 2012 г руководством страны было определено: в частные руки может передаваться любое предприятие. Вопрос в цене и определенных условиях для нового собственника: проведение модернизации, сохранение рабочих мест или создание новых, объемов производства, уплачиваемых налогов и так далее. Немаловажно и мнение трудового коллектива. И каждое предприятие оценивается индивидуально с этих позиций. Это всем известно, информация до всех заинтересованных доведена. Другое дело, что не каждый потенциальный инвестор готов взять на себя ответственность за будущее предприятия и работающих там людей», - заявила Халитова.
Так, в 2011 г под эгидой Национального агентства инвестиций и приватизации был начат пилотный проект по приватизации 8 акционерных обществ. К подготовительным работам привлекли авторитетных финансовых консультантов, а конкретные условия отчуждения объектов приватизации предлагались самими инвесторами. «И чем проект завершился? Ни одной сделки», - констатировала представитель КГК.
Халитова скептически оценила прозвучавшее в ходе дискуссии мнение о том, что проблемы белорусской экономики во многом обусловлены значительной долей госсектора: «Если уменьшится количество госпредприятий, не факт, что экономика вдруг и сразу заработает лучше. И если мы ликвидируем неэффективные сегодня предприятия, что будем делать с высвободившейся рабочей силой?».
В собственности государства в Беларуси находится 404,1 млрд. акций 405 акционерных обществ, что составляет 69,3% общего количества акций, выпущенных в стране. Управление республиканскими акциями осуществляется через сложившуюся систему владельческого надзора органами государственного управления. Пакеты акций распределены между 24 органами госуправления, как правило, по отраслевому признаку. Правительство пытается повысить эффективность госсектора через внедрение корпоративного управления и назначение министров и высоких чиновников в наблюдательные советы госпредприятий. В 2018 г Госкомимущество сформировало реестр из 45 кандидатов в независимые директора для работы в наблюдательных советах ОАО. Также для работы в наблюдательных советах прошли специальное обучение 323 представителя государства.