S&P повысило долгосрочные рейтинги Беларуси с «В-» до «В», прогноз — «Стабильный»
<p> МИНСК, 9 октября – ПраймПресс. Рейтинговое агентство S&P Global Ratings повысило долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Беларуси с «В-» до «В» ввиду улучшения темпов экономического роста в стране и обеспеченного внешнего финансирования, прогноз — «Стабильный». Об этом сообщается в пресс-релизе агентства от 6 октября. </p> <p> </p> <p> РЕЙТИНГОВОЕ ДЕЙСТВИЕ </p> <p> </p> <p> 6 октября 2017 г. S&P Global Ratings повысило долгосрочные рейтинги Республики Беларусь по обязательствам в иностранной и национальной валюте с «B-» до «В». </p> <p> </p> <p> В то же время агентство подтвердило краткосрочные рейтинги Республики Беларусь по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «В». </p> <p> </p> <p> Прогноз изменения долгосрочных рейтингов — «Стабильный». </p> <p> </p> <p> ПОДДЕРЖКА РОССИИ – КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР </p> <p> </p> <p> «Мы ожидаем, что в 2017-2020 гг рост ВВП в Республике Беларусь в среднем будет составлять 2% в год. В то же время благодаря выпуску еврооблигаций и предоставлению официальных кредитов правительство обеспечило большую часть своих потребностей в финансировании на 2018 г. В связи с этим мы повышаем долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Беларусь с «В-» до «В», сказано в пресс-релизе. </p> <p> </p> <p> Агентство ожидает циклический рост экономики Беларуси ввиду ожидаемого улучшения экономических показателей ключевых торговых партнеров страны. </p> <p> </p> <p> Позитивное влияние на рейтинги страны оказывает в первую очередь потенциальная финансовая поддержка со стороны российского правительства, которая неоднократно предоставлялась в прошлом, несмотря на периодически возникающие разногласия между двумя странами. </p> <p> </p> <p> Негативное влияние на рейтинги по-прежнему оказывают малоэффективная институциональная система, уязвимые показатели бюджета и платежного баланса, а также ограниченная эффективность монетарной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь, отмечает агентство. </p> <p> </p> <p> При этом риски, связанные с платежным балансом, остаются ключевым негативным фактором, влияющим на суверенные рейтинги. «Несмотря на то, что дефицит счета текущих операций (СТО) оценивается как сравнительно небольшой (в среднем около 4% ВВП за последние три года), уровень внешнего долга (за вычетом внешних ликвидных активов государственного и банковского сектора) является высоким и в соответствии с прогнозами составит 83% СТО в 2017 г. Республика Беларусь регулярно сталкивается с повышенными потребностями во внешнем финансировании. Значительная часть внешнего долга (брутто) Республики Беларусь относится к долговым обязательствам государственного сектора и характеризуется тяжелым и неравномерным графиком погашения с пиками выплат каждые несколько лет», сказано в пресс-релизе. </p> <p> </p> <p> «Мы полагаем, что ключевым фактором, обусловливающим способность Республики Беларусь в будущем обслуживать коммерческий долг, является поддержка со стороны России. В настоящее время мы полагаем, что двусторонние отношения останутся стабильными в среднесрочной перспективе, но возможность ухудшения сохраняется», отмечает агентство. </p> <p> </p> <p> Прогноз «Стабильный» отражает ожидания того, что внешнеэкономические дисбалансы Беларуси несколько уменьшатся, а фискальная политика будет оставаться достаточно сдержанной в ближайшие 12 месяцев. Он также отражает ожидания того, что правительство сможет успешно реализовать планы рефинансирования долговых обязательств со сроками погашения после 2018 г. </p> <p> </p> <p> ПРОГНОЗ </p> <p> </p> <p> Агентство может понизить рейтинги, если выполнение планов рефинансирования долга в будущем окажется под угрозой, например, в связи с изменением политики России в отношении поддержки Республики Беларусь, сказано в пресс-релизе. </p> <p> </p> <p> «Негативное рейтинговое действие также возможно в случае материализации условных обязательств, связанных с банковским сектором или государственными компаниями, в большем объеме, чем мы ожидаем в данный момент», отмечает агентство. </p> <p> </p> <p> S&P может повысить рейтинги Республики Беларусь в случае реализации программы реформ, результатом которой станет значительное снижение внешнеэкономических рисков и урегулирование проблем в секторе государственных предприятий и банков. </p> <p> </p> <p> </p> <div class="highlighted-paragraph"> «Вместе с тем мы отмечаем ограниченные возможности для повышения темпов структурного роста. В июне 2017 г Республика Беларусь разместила выпуск еврооблигаций, а также благодаря улучшению отношений с Россией смогла получить двусторонний кредит на сумму 700 млн долл и затем добиться возобновления финансирования со стороны Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). По нашим оценкам, привлечение этих средств позволит правительству произвести выплаты по государственному долгу в 2018 г. В связи с этим правительство Республики Беларусь уже не столь заинтересовано в привлечении финансирования от Международного валютного фонда (МВФ), как ранее, и, как следствие, стимул проводить масштабные структурные реформы, вероятно, уменьшился», сказано в пресс-релизе. </div> <p> </p> <p> </p> <p> ФАКТОРЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ </p> <p> </p> <p> Агентство отмечает, что за последние несколько лет власти предприняли ряд важных мер, включая переход к более жесткой фискальной политике и более гибкому обменному курсу. Однако эксперты агентства по-прежнему отмечают ряд фундаментальных факторов, ограничивающих перспективы развития Республики Беларусь, в том числе вмешательство государства в экономику, которое в конечном счете ведет к неэффективному распределению ресурсов и существованию многочисленных убыточных государственных предприятий. В связи с этим темпы экономического роста Беларуси, несмотря на их улучшение, останутся ниже показателей стран с аналогичным уровнем экономического развития. </p> <p> </p> <p> «В целом эффективность институциональной системы Республики Беларусь остается слабой. Президент Александр Лукашенко контролирует все ветви власти. Высокая степень централизации власти ведет к тому, что процесс принятия решений является труднопредсказуемым, и мы полагаем, что существует лишь ограниченная система сдержек и противовесов между государственными институтами. Так называемый «налог на тунеядство» привел к протестам в начале 2017 г, но с тех пор они прекратились. Мы не ожидаем значительных изменений политической ситуации в стране в ближайшие несколько лет», сказано в пресс-релизе. </p> <p> </p> <p> Несмотря на то что фискальная политика будет оставаться жесткой, объем государственного долга продолжит увеличиваться в связи с прогнозируемым умеренным ослаблением национальной валюты и материализацией условных обязательств. </p> <p> </p> <p> Гибкость денежно-кредитной политики является ограниченной в связи с недостаточной независимостью Национального банка, неразвитыми внутренними рынками капитала и высоким уровнем долларизации экономики. </p> <p> </p> <p> Бюджетные показатели страны также остаются слабыми, отмечает агентство. Несмотря на то что, согласно данным отчетности, бюджет расширенного правительства исполнялся в среднем с профицитом около 1% ВВП за последние пять лет, темпы роста долговых обязательств были более быстрыми и составляли в среднем более 6% ВВП в год за тот же период. Рост долга был в первую очередь обусловлен обесценением национальной валюты и материализацией части условных обязательств. По оценкам агентства, совокупный государственный долг достиг 41,5% ВВП к концу 2016 г. </p> <p> </p> <p> По мнению агентства, банковская система страны остается под давлением, и в связи с этим она представляет риски для правительства. Риски связаны с умеренными условными обязательствами, в случае если потребуется проводить дальнейшую «расчистку» баланса банков (имеется ввиду перевод плохих долгов госсектора в обязательства властей – ред). «С учетом данного факта, а также ожидаемого дальнейшего умеренного ослабления национальной валюты мы полагаем, что долг расширенного правительства продолжит расти быстрее, чем предполагает баланс бюджета — даже с учетом сдерживающей фискальной политики», сказано в пресс-релизе. </p> <p> </p> <p> Негативное влияние на рейтинги Республики Беларусь по-прежнему оказывает ограниченная эффективность денежно-кредитной политики. Несмотря на переход к более гибкому обменному курсу, позволившему Нацбанку снизить некоторые внешние риски, способность центрального банка влиять на экономические условия в стране остается ограниченной, отмечает агентство. </p>
2017-10-09
Primepress
МИНСК, 9 октября – ПраймПресс. Рейтинговое агентство S&P Global Ratings повысило долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Беларуси с «В-» до «В» ввиду улучшения темпов экономического роста в стране и обеспеченного внешнего финансирования, прогноз — «Стабильный». Об этом сообщается в пресс-релизе агентства от 6 октября.
РЕЙТИНГОВОЕ ДЕЙСТВИЕ
6 октября 2017 г. S&P Global Ratings повысило долгосрочные рейтинги Республики Беларусь по обязательствам в иностранной и национальной валюте с «B-» до «В».
В то же время агентство подтвердило краткосрочные рейтинги Республики Беларусь по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «В».
Прогноз изменения долгосрочных рейтингов — «Стабильный».
ПОДДЕРЖКА РОССИИ – КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР
«Мы ожидаем, что в 2017-2020 гг рост ВВП в Республике Беларусь в среднем будет составлять 2% в год. В то же время благодаря выпуску еврооблигаций и предоставлению официальных кредитов правительство обеспечило большую часть своих потребностей в финансировании на 2018 г. В связи с этим мы повышаем долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Республики Беларусь с «В-» до «В», сказано в пресс-релизе.
Агентство ожидает циклический рост экономики Беларуси ввиду ожидаемого улучшения экономических показателей ключевых торговых партнеров страны.
Позитивное влияние на рейтинги страны оказывает в первую очередь потенциальная финансовая поддержка со стороны российского правительства, которая неоднократно предоставлялась в прошлом, несмотря на периодически возникающие разногласия между двумя странами.
Негативное влияние на рейтинги по-прежнему оказывают малоэффективная институциональная система, уязвимые показатели бюджета и платежного баланса, а также ограниченная эффективность монетарной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь, отмечает агентство.
При этом риски, связанные с платежным балансом, остаются ключевым негативным фактором, влияющим на суверенные рейтинги. «Несмотря на то, что дефицит счета текущих операций (СТО) оценивается как сравнительно небольшой (в среднем около 4% ВВП за последние три года), уровень внешнего долга (за вычетом внешних ликвидных активов государственного и банковского сектора) является высоким и в соответствии с прогнозами составит 83% СТО в 2017 г. Республика Беларусь регулярно сталкивается с повышенными потребностями во внешнем финансировании. Значительная часть внешнего долга (брутто) Республики Беларусь относится к долговым обязательствам государственного сектора и характеризуется тяжелым и неравномерным графиком погашения с пиками выплат каждые несколько лет», сказано в пресс-релизе.
«Мы полагаем, что ключевым фактором, обусловливающим способность Республики Беларусь в будущем обслуживать коммерческий долг, является поддержка со стороны России. В настоящее время мы полагаем, что двусторонние отношения останутся стабильными в среднесрочной перспективе, но возможность ухудшения сохраняется», отмечает агентство.
Прогноз «Стабильный» отражает ожидания того, что внешнеэкономические дисбалансы Беларуси несколько уменьшатся, а фискальная политика будет оставаться достаточно сдержанной в ближайшие 12 месяцев. Он также отражает ожидания того, что правительство сможет успешно реализовать планы рефинансирования долговых обязательств со сроками погашения после 2018 г.
ПРОГНОЗ
Агентство может понизить рейтинги, если выполнение планов рефинансирования долга в будущем окажется под угрозой, например, в связи с изменением политики России в отношении поддержки Республики Беларусь, сказано в пресс-релизе.
«Негативное рейтинговое действие также возможно в случае материализации условных обязательств, связанных с банковским сектором или государственными компаниями, в большем объеме, чем мы ожидаем в данный момент», отмечает агентство.
S&P может повысить рейтинги Республики Беларусь в случае реализации программы реформ, результатом которой станет значительное снижение внешнеэкономических рисков и урегулирование проблем в секторе государственных предприятий и банков.
ФАКТОРЫ, ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Агентство отмечает, что за последние несколько лет власти предприняли ряд важных мер, включая переход к более жесткой фискальной политике и более гибкому обменному курсу. Однако эксперты агентства по-прежнему отмечают ряд фундаментальных факторов, ограничивающих перспективы развития Республики Беларусь, в том числе вмешательство государства в экономику, которое в конечном счете ведет к неэффективному распределению ресурсов и существованию многочисленных убыточных государственных предприятий. В связи с этим темпы экономического роста Беларуси, несмотря на их улучшение, останутся ниже показателей стран с аналогичным уровнем экономического развития.
«В целом эффективность институциональной системы Республики Беларусь остается слабой. Президент Александр Лукашенко контролирует все ветви власти. Высокая степень централизации власти ведет к тому, что процесс принятия решений является труднопредсказуемым, и мы полагаем, что существует лишь ограниченная система сдержек и противовесов между государственными институтами. Так называемый «налог на тунеядство» привел к протестам в начале 2017 г, но с тех пор они прекратились. Мы не ожидаем значительных изменений политической ситуации в стране в ближайшие несколько лет», сказано в пресс-релизе.
Несмотря на то что фискальная политика будет оставаться жесткой, объем государственного долга продолжит увеличиваться в связи с прогнозируемым умеренным ослаблением национальной валюты и материализацией условных обязательств.
Гибкость денежно-кредитной политики является ограниченной в связи с недостаточной независимостью Национального банка, неразвитыми внутренними рынками капитала и высоким уровнем долларизации экономики.
Бюджетные показатели страны также остаются слабыми, отмечает агентство. Несмотря на то что, согласно данным отчетности, бюджет расширенного правительства исполнялся в среднем с профицитом около 1% ВВП за последние пять лет, темпы роста долговых обязательств были более быстрыми и составляли в среднем более 6% ВВП в год за тот же период. Рост долга был в первую очередь обусловлен обесценением национальной валюты и материализацией части условных обязательств. По оценкам агентства, совокупный государственный долг достиг 41,5% ВВП к концу 2016 г.
По мнению агентства, банковская система страны остается под давлением, и в связи с этим она представляет риски для правительства. Риски связаны с умеренными условными обязательствами, в случае если потребуется проводить дальнейшую «расчистку» баланса банков (имеется ввиду перевод плохих долгов госсектора в обязательства властей – ред). «С учетом данного факта, а также ожидаемого дальнейшего умеренного ослабления национальной валюты мы полагаем, что долг расширенного правительства продолжит расти быстрее, чем предполагает баланс бюджета — даже с учетом сдерживающей фискальной политики», сказано в пресс-релизе.
Негативное влияние на рейтинги Республики Беларусь по-прежнему оказывает ограниченная эффективность денежно-кредитной политики. Несмотря на переход к более гибкому обменному курсу, позволившему Нацбанку снизить некоторые внешние риски, способность центрального банка влиять на экономические условия в стране остается ограниченной, отмечает агентство.