S&P подтвердило рейтинги Беларуси на уровне «В/В», прогноз - «Стабильный»
МИНСК, 8 октября – ПраймПресс. S&P Global Ratings подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Беларуси по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «В/В». Прогноз изменения долгосрочных рейтингов - «Стабильный», говорится в пресс-релизе компании, распространенном 5 октября 2018 г.<br> <br> «Мы подтверждаем суверенные кредитные рейтинги Республики Беларусь на уровне «B/B». Прогноз «Стабильный» отражает наши ожидания того, что внешнеэкономические дисбалансы Республики Беларусь не увеличатся, фискальная политика будет оставаться сравнительно сдержанной в ближайшие 12 месяцев, а правительство сохранит доступ к рынкам капитала и будет получать поддержку от Правительства Российской Федерации для рефинансирования государственных долговых обязательств с наступающими сроками погашения», - говорится в сообщении.<br> <br> ТЕМПЫ РОСТА ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ СНИЗЯТСЯ<br> <br> Как отмечает S&P, экономика страны продолжает восстанавливаться после спада, отмечавшегося в 2015-2016 гг. Согласно данным Национального статистического комитета Беларуси, в течение первых восьми месяцев 2018 г ВВП вырос на 3,7% в годовом выражении. Принимая во внимание более высокие результаты, отраженные в данных, предоставляемых с довольно высокой частотой, S&P пересмотрел прогноз экономического роста страны в 2018 г с 2,5% до 3%.<br> <br> «Несмотря на продолжающееся восстановление экономики, темпы экономического роста замедляются. Институциональная система остается малоэффективной и характеризуется значительной централизацией власти и ограниченной системой сдержек и противовесов между государственными институтами. Правительство Беларуси добилось прогресса в согласовании условий будущих поставок нефти и газа из России, однако неопределенность сохраняется», - говорится в сообщении агентства.<br> <br> Эксперты S&P отмечают замедление темпов экономического роста и ожидают сохранения этой тенденции во втором полугодии. По мнению правительства, неблагоприятные погодные условия привели к снижению показателей агропромышленного сектора и, следовательно, отчасти обусловили замедление экономического роста, в то время как показатели промышленной и строительной отраслей улучшились.<br> <br> Как важный фактор S&P отмечает, что рост экономики на протяжении последних двух лет во многом имел циклический характер и был обусловлен хорошими показателями торговых партнеров Беларуси. Объемы инвестиционной деятельности и потребления восстановились на фоне более стабильного курса национальной валюты и инфляции. <br> <br> Аналитики S&P прогнозируют сохранение умеренных темпов роста вследствие как эффекта низкой базы, так и структурных ограничений, сдерживающих экономический рост страны. Структурные ограничения включают высокую роль государства в экономике и существование большого числа убыточных государственных предприятий. <br> <br> Иностранные инвестиции вряд ли будут способствовать росту экономики, учитывая восприятие бизнес-среды Беларуси как рисковой. Как следствие, мы ожидаем, что экономический рост составит в среднем 2% в год в течение 2019-2021 гг, что мы считаем умеренным уровнем по сравнению с другими странами с сопоставимым уровнем экономического развития. S&P прогнозирует, что объем ВВП в реальном выражении восстановится до уровня 2014 г только к концу 2019 г.<br> <br> РАСШИРЕНИЕ САНКЦИЙ ПРОТИВ РОССИИ НЕГАТИВНО ПОВЛИЯЕТ НА БЕЛАРУСЬ<br> <br> Основные риски для экономического роста непосредственно связаны с развитием ситуации в России, отмечают эксперты S&P. <br> <br> В частности, экономический рост Беларуси может снизиться в случае расширения санкций со стороны западных стран в отношении России. В настоящее время США рассматривает ряд дополнительных мер, в том числе санкций в отношении суверенного долга России и обязательств государственных банков. Введение подобных санкций может оказать негативное влияние на Беларусь вследствие замедления темпов роста в России и возможного ослабления российского рубля. Почти 50% торговых операций Беларуси осуществляется с Россией. Кроме того, некоторые дочерние структуры российских банков ведут операционную деятельность в Беларуси, и они могут столкнуться с юридическими сложностями или ухудшением условий доступа к внешнему финансированию.<br> <br> Кроме того, белорусская экономика по-прежнему в значительной степени зависит от сырьевых товаров. Так, на топливную, химическую и металлургическую продукцию приходится почти 50% экспорта страны. Кроме того, Россия остается важным импортером машиностроительной и молочной продукции предприятий Республики Беларусь. «Таким образом, если цены на нефть окажутся ниже прогнозируемого нами уровня, это негативно повлияет на показатели Российской Федерации и, как следствие, на объемы экспорта Республики Беларусь», - говорится в сообщении S&P.<br> <br> Позитивный потенциал роста для Беларуси обусловлен, главным образом, значительным ростом в странах ЕС, в которые направляется существенная часть белорусского экспорта, а также возможностями географической диверсификации экспортной корзины, например путем экспорта в Китай. Более высокие показатели белорусского IT-сектора также могут поддержать экономический рост в стране, считают аналитики S&P.<br> <br> «В целом мы считаем, что эффективность институциональной системы Республики Беларусь остается слабой. Президент Александр Лукашенко контролирует все ветви власти. Высокая степень централизации власти ведет к тому, что процесс принятия решений является труднопредсказуемым, и мы полагаем, что существует лишь ограниченная система сдержек и противовесов между государственными институтами», - отмечается в сообщении S&P.<br> <br> СЛАБЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА ОСТАЮТСЯ ОСНОВНЫМ ФАКТОРОМ РИСКА<br> <br> S&P отмечает некоторые позитивные изменения в денежно-кредитной политике Беларуси, в частности, переход к более гибкому обменному курсу, ослабление большинства ограничений на операции с иностранной валютой, снижение директивного кредитования.<br> <br> «Вместе с тем значительные ограничения остаются. С нашей точки зрения, независимость Национального банка Беларуси в вопросах принятия ключевых решений остается ограниченной. Слабость банковской системы, очень высокий уровень долларизации депозитов и кредитов в условиях недостаточно развитых национальных рынков капитала также препятствуют работе механизма трансмиссии денежно-кредитной политики. Даже внутренний долг общественного сектора номинирован преимущественно в иностранной валюте», - отмечают эксперты S&P.<br> <br> Агентство отмечает сохранение различных фискальных рисков. В частности, ряд операций по-прежнему не отражаются на балансе. Например, согласно официальной отчетности консолидированные показатели бюджета не учитывают объем затрат на строительство атомной электростанции. Согласно официальным оценкам совокупная стоимость строительства АЭС составляет 7 млрд долл. (13% ВВП 2017 г). «Мы учитываем расходы на строительство АЭС в нашем прогнозе долга расширенного правительства, что объясняет продолжающийся, по нашему мнению, рост долговой нагрузки общественного сектора, несмотря на отраженный в отчетности профицит бюджета», - говорится в сообщении.<br> <br> Также имеются риски реализации условных обязательств в банковском секторе. В 2015-2016 гг правительство провело «расчистку» баланса в некоторых банках, обменяв проблемные кредиты предприятиям деревообрабатывающей и сельскохозяйственной отрасли на облигации, выпущенные центральным правительством и местными органами власти.<br> <br> «На наш взгляд, давление на банковскую систему Республики Беларусь сохраняется, и в связи с этим она представляет риски для правительства, связанные с умеренными условными обязательствами, что может потребовать дальнейшей «расчистки» баланса банков», - говорится в сообщении S&P.<br> <br> «Уязвимость платежного баланса остается основным негативным фактором, влияющим на рейтинги Республики Беларусь. Несмотря на то что дефицит счета текущих операций (СТО) оценивается как сравнительно небольшой (в среднем около 3% ВВП за последние три года), уровень внешнего долга (за вычетом внешних ликвидных активов государственного и банковского секторов) останется высоким и в соответствии с прогнозами составит 74% поступлений по СТО в 2018 г... Существенная часть внешнего долга Республики Беларусь относится к долговым обязательствам государственного сектора и характеризуется неблагоприятным графиком погашения», - отмечают аналитики S&P.<br> <br> Без учета иностранного финансирования внешние запасы денежных средств Республики Беларусь оцениваются S&P как невысокие. «Мы отмечаем, что в июле 2018 г совокупные валютные резервы Нацбанка составляли около 7,3 млрд долл. При этом валютные обязательства Нацбанка перед белорусскими банками насчитывают около 1 млрд долл. Кроме того, в Нацбанке размещен валютный правительственный депозит на сумму около 5 млрд долл, включающий поступления от недавнего размещения долговых обязательств», - говорится в сообщении агентства.<br> <br>
2018-10-08
Primepress