S&P подтвердило рейтинги Беларуси на уровне «В/В»
МИНСК, 6 апреля - ПраймПресс. Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings подтвердило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги Беларуси по обязательствам в иностранной и национальной валютах на уровне «В/В», прогноз - «Стабильный». Об этом говорится в пресс-релизе S&P, опубликованном 6 апреля 2020 г.<br> <h4>S&P прогнозирует снижение ВВП Беларуси в 2020 г на 2%</h4> «Мы прогнозируем сжатие экономики Беларуси на 2% в 2020 г в связи со значительным ухудшением перспектив экономического роста в странах, являющихся ее ключевыми торговыми партнерами. Наш базовый прогноз относительно экономического развития Беларуси характеризуется высокой неопределенностью и зависит от прямого воздействия пандемии коронавируса на экономику страны. Институциональная система остается малоэффективной и характеризуется значительной централизацией власти и ограниченной системой сдержек и противовесов между государственными институтами», - говорится в сообщении агентства.<br> <br> Эксперты S&P сообщили, что перспективы экономического роста Беларуси ухудшаются с начала 2020 г. «В настоящее время мы ожидаем, что большинство стран - торговых партнеров Беларуси в этом году будут в рецессии. В частности, мы прогнозируем сокращение выпуска в России (на 0,8%), на долю которой приходится более 40% экспорта из Беларуси, и аналогичный спад в странах Европейского союза (ЕС), на которые приходится еще 25% экспорта Беларуси», - отмечается в пресс-релизе.<br> <br> Эксперты S&P считают, что после 2020 г экономический рост Беларуси возобновится, однако его темпы по-прежнему будут ниже показателей стран с сопоставимым уровнем экономического развития.<br> <br> По их мнению, причинами этого являются доминирующая роль государства в экономике, ограниченный объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ), неблагоприятные демографические показатели. Также слабой остается эффективность институциональной системы Беларуси. Высокая степень централизации власти ведет к тому, что процесс принятия решений является труднопредсказуемым.<br> <h4>Чистый долг правительства вырастет до 33% ВВП, бюджетные показатели ухудшатся</h4> «Мы ожидаем, что показатель чистого долга расширенного правительства увеличится с 24% до 33% ВВП, главным образом в связи с обесценением национальной валюты, поскольку практически весь объем государственного долга номинирован в иностранной валюте. Накопленные центральным банком валютные резервы должны обеспечить выплаты по иностранному долгу правительства Беларуси в ближайшие 12 месяцев даже в отсутствие доступа к международным рынкам капитала. Затем долговая нагрузка правительства должна стабилизироваться на уровне около 35% ВВП в среднесрочной перспективе по мере улучшения перспектив экономического роста и стабилизации обменного курса», - говорится в сообщении агентства.<br> <br> На конец 2019 г валютные резервы страны (брутто) составляли 9,3 млрд долл. За вычетом объема внутреннего долга и некоторых внешних заимствований в иностранной валюте непосредственно на балансе Национального банка Беларуси, а также требований резервирования для валютных депозитов резидентов валютные резервы центрального банка составляют около 6 млрд долл.<br> <br> S&P прогнозирует дефицит бюджета расширенного правительства на уровне 2% ВВП по сравнению с ранее прогнозируемым профицитом в размере 1,5% ВВП. Кроме того, ожидается, что Беларуси, возможно, придется вводить значительные дополнительные фискальные меры для поддержки экономики в связи с пандемией коронавируса.<br> <br> Эксперты агентства в очередной раз подчеркнули, что баланс бюджета расширенного правительства не полностью отражает фактические фискальные показатели правительства Беларуси в связи с тем, что расходы на строительство Белорусской АЭС (БелАЭС, Островецкий район, Гродненская область) проходят по внебалансовым статьям. По официальным оценкам, совокупная стоимость строительства АЭС составляет 6,5-7 млрд долл (12% ВВП 2019 г). По информации S&P, на данный момент на строительство станции израсходовано около 4,5 млрд долл.<br> <br> Агентство отмечает риски, связанные с нежеланием нескольких европейских государств закупать электроэнергию с БелАЭС. Сохраняется также фискальный риск в связи с налоговым маневром в нефтяной отрасли России.<br> <h4>Доступ Беларуси к рынкам коммерческого финансирования может быть ограничен</h4> В последние несколько недель условия привлечения финансирования с международных рынков капитала значительно ухудшились для развивающихся стран ввиду усиления рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции и приближающимся глобальным экономическим спадом. Как следствие, запланированный на февраль 2020 г выпуск белорусских еврооблигаций не был осуществлен, и мы полагаем, что в ближайшие месяцы доступ Беларуси к рынкам коммерческого финансирования может быть ограничен.<br> <br> «По нашим оценкам, расходы на обслуживание внешнего государственного долга составят 2,5 млрд долл в текущем году: 1,6 млрд долл придется на выплату основного долга и 0,9 млрд долл на выплату процентов. Почти весь объем долга будет выплачен в рамках погашения двусторонних и многосторонних кредитов (главным образом России и Китаю), платежи по обслуживанию коммерческого долга составят менее 200 млн долл. Кроме того, насколько мы понимаем, в случае реализации стрессового сценария Беларусь может принять решение о заключении соглашения с Россией или Китаем о предоставлении дополнительных двусторонних кредитных линий либо обратиться к МВФ, хотя последнее решение будет более сложным с политической точки зрения. Помимо выплат по внешнему долгу, в 2020 г Беларусь также должна осуществить выплаты по внутреннему долгу (объемом почти 1 млрд долл) с наступающими сроками погашения, однако мы полагаем, что большая часть этого долга будет рефинансирована», - отмечается в сообщении S&P.<br> <br> Эксперты агентства отметили, что уязвимость платежного баланса остается фактором, негативно влияющим на рейтинги Беларуси. Несмотря на то что дефицит счета текущих операций (СТО) снизился за последние четыре года и составляет в среднем около 2% ВВП, уровень внешнего долга остается высоким и по данным на конец 2019 г он составил около 62% ВВП.<br> <br> По прогнозам S&P, дефицит СТО Беларуси будет составлять в среднем 2% ВВП вплоть до конца 2023 г и будет обусловлен главным образом дефицитом первичных доходов и соответствующим ему реинвестированием прибыли.<br> <br>
2020-04-06
Primepress