S&P подтвердило кредитные рейтинги Беларуси на уровне «В/В», прогноз - «Стабильный»
МИНСК, 9 апреля – ПраймПресс. S&P Global Ratings 6 апреля 2018 г подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Беларуси по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «В/В». Прогноз изменения долгосрочных рейтингов - «Стабильный», говорится в пресс-релизе компании.<br> <br> «Мы подтверждаем суверенные кредитные рейтинги Республики Беларусь на уровне «B/B». Прогноз «Стабильный» отражает наши ожидания относительно того, что внешнеэкономические дисбалансы Республики Беларусь несколько уменьшатся, фискальная политика будет оставаться достаточно сдержанной в ближайшие 12 месяцев, а правительство страны сохранит доступ к рынку, что позволит рефинансировать долговые обязательства со сроками погашения после 2018 г», - отмечается в сообщении<br> <br> S&P ожидает, что темпы роста экономики Беларуси составят около 2% ежегодно в течение следующих несколько лет, однако показатель реального ВВП вернется к уровню 2014 г только в 2019 г.<br> <br> Аналитики компании отмечают, что практически весь объем государственного долга Беларуси номинирован в иностранной валюте, и риски, связанные с платежным балансом, остаются высокими. <br> <br> РЕЙТИНГИ БЕЛАРУСИ ЗАВИСЯТ ОТ РОССИИ<br> <br> Позитивное влияние на рейтинги Беларуси оказывает в первую очередь потенциальная финансовая поддержка со стороны российского правительства, которая неоднократно предоставлялась в прошлом, несмотря на периодически возникающие разногласия между двумя странами, отмечается в пресс-релизе.<br> <br> Белорусская экономика в значительной степени зависит от сырьевых товаров. Так, на топливную, химическую и металлургическую продукцию приходится почти 50% экспорта страны. Кроме того, Россия остается важным потребителем машиностроительной и молочной продукции предприятий Беларуси. «Таким образом, если цены на нефть окажутся ниже прогнозируемого нами уровня, это негативно повлияет на показатели Российской Федерации и, как следствие, на объемы экспорта Республики Беларусь», - сообщили аналитики S&P.<br> <br> По их мнению, риски также связаны с часто неустойчивым характером отношений между двумя странами. «Наиболее серьезные разногласия, возникшие в последнее время, связаны с закупочными ценами на российский газ и были разрешены в 2017 г, однако нельзя исключать возможности возникновения новых спорных вопросов. Одним из источников новых разногласий может стать желание Российской Федерации частично перевести пути реализации белорусского экспорта из портов стран Прибалтики в российские порты. Насколько мы понимаем, с экономической точки зрения Республике Беларусь выгоднее статус кво», - отмечается в сообщении.<br> <br> В последние месяцы между Беларусью и Россией возникли разногласия по поводу поставки белорусской молочной продукции, вызванные вопросами безопасности этой продукции для населения России. По оценкам правительства Беларуси, влияние этого фактора на рост экономики в данный момент несущественно. Однако учитывая, что на долю российского рынка приходится более 40% объемов внешней торговли, дальнейшая эскалация этого вопроса может привести к негативным последствиям для экономики Беларуси (что не предусмотрено базовым сценарием S&P).<br> <br> «Мы полагаем, что ключевым фактором, обусловливающим способность Республики Беларусь в будущем обслуживать коммерческий долг, остается поддержка со стороны России. В первую очередь мы учитываем благоприятные условия торговли, в частности — продажу углеводородов по льготным ценам, а также готовность рефинансировать имеющиеся долговые обязательства. По нашим оценкам, на долю России приходилось около 50% совокупного внешнего долга белорусского государственного сектора по состоянию на конец 2017 г. В настоящее время мы полагаем, что двусторонние отношения останутся стабильными в среднесрочной перспективе, но риски их ухудшения сохраняются», - говорится в сообщении S&P.<br> <br> БЕЛАРУСЬ БУДЕТ ОТСТАВАТЬ ОТ СТРАН С АНАЛОГИЧНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ<br> <br> Эксперты S&P отметили сохранение ряда фундаментальных факторов, ограничивающих перспективы развития Беларуси. В их числе - вмешательство государства в экономику, которое в конечном счете ведет к неэффективному распределению ресурсов и существованию многочисленных убыточных государственных предприятий. «В связи с этим темпы экономического роста Республики Беларусь, несмотря на их улучшение, останутся ниже показателей стран с аналогичным уровнем экономического развития», - говорится в комментарии компании.<br> <br> За счет выпуска еврооблигаций, российского правительственного кредита и возобновления финансирования от Евразийского фонда стабилизации и развития Беларусь сможет рассчитаться по государственному долгу в 2018 г. В связи с этим власти уже не так заинтересованы в привлечении финансирования от Международного валютного фонда и стимул проводить масштабные структурные реформы уменьшился.<br> <br> «В целом эффективность институциональной системы Республики Беларусь остается слабой. Президент Александр Лукашенко контролирует все ветви власти. Высокая степень централизации власти ведет к тому, что процесс принятия решений является труднопредсказуемым, и мы полагаем, что существует лишь ограниченная система сдержек и противовесов между государственными институтами. Решение правительства ввести так называемый «налог на безработных» привел к нетипичным для Беларуси протестам в 2017 г, но несмотря на то, что с тех пор они прекратились, правительство решило отменить этот налог в конце 2017 г. Мы не ожидаем значительных изменений политической ситуации в стране в ближайшие несколько лет», - говорится в сообщении S&P.<br> <br> УЯЗВИМОСТЬ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА ОСТАЕТСЯ ОСНОВНЫМ ФАКТОРОМ РИСКА<br> <br> Риски, связанные с платежным балансом, остаются ключевым негативным фактором, влияющим на суверенные рейтинги. Несмотря на то, что фискальная политика будет оставаться относительно жесткой, объем государственного долга продолжит увеличиваться в связи с прогнозируемым умеренным ослаблением национальной валюты и материализацией условных обязательств, отмечают аналитики S&P.<br> <br> Гибкость денежно-кредитной политики является ограниченной в связи с недостаточной независимостью Нацбанка Беларуси, неразвитыми внутренними рынками капитала и высоким уровнем долларизации.<br> <br> «Уязвимый платежный баланс остается основным негативным фактором, влияющим на рейтинги Республики Беларусь. Несмотря на то что дефицит счета текущих операций (СТО) оценивается как сравнительно небольшой (в среднем около 3% ВВП за последние три года), уровень внешнего долга (за вычетом внешних ликвидных активов государственного и банковского сектора) останется высоким и в соответствии с прогнозами составит 74% поступлений по СТО в 2018 г. Республика Беларусь регулярно сталкивается с повышенными потребностями во внешнем финансировании. Значительная часть внешнего долга (брутто) Республики Беларусь относится к долговым обязательствам государственного сектора и характеризуется тяжелым графиком погашения», - говорится в сообщении S&P. <br> <br> Без учета иностранного финансирования собственные запасы ликвидности Беларуси оцениваются экспертами S&P как невысокие. В марте 2018 г совокупные валютные резервы Нацбанка составляли около 7 млрд долл. При этом валютные обязательства Нацбанка перед белорусскими банками насчитывают около 1,3 млрд долл. Кроме того, в Нацбанке размещен валютный правительственный депозит на сумму около 4 млрд долл., включающий поступления от недавнего размещения долговых обязательств. Также на балансе Нацбанка Беларуси имеются внешние долговые обязательства в размере около 1 млрд долл.<br> <br> БЮДЖЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЛАБЫЕ. ДАВЛЕНИЕ НА БАНКОВСКУЮ СИСТЕМУ СОХРАНЯЕТСЯ<br> <br> Бюджетные показатели Беларуси также остаются слабыми. Несмотря на то что, согласно данным отчетности, бюджет расширенного правительства исполнялся в среднем с профицитом около 1,4% ВВП за последние пять лет, темпы роста чистого долга были более быстрыми и составляли в среднем 6% ВВП в год за тот же период. Рост долга был в первую очередь обусловлен обесценением национальной валюты (более 90% государственного долга составляют обязательства, номинированные в иностранной валюте) и материализацией части условных обязательств.<br> <br> «Мы отмечаем, что в 2015-2016 гг. правительство провело «расчистку» баланса в некоторых банках, обменяв проблемные кредиты предприятиям деревообрабатывающей и сельскохозяйственной отрасли на облигации, выпущенные центральным правительством и местными органами власти. На наш взгляд, давление на банковскую систему Республики Беларусь сохраняется, и в связи с этим она представляет риски для правительства, связанные с умеренными условными обязательствами, что может потребовать дальнейшей «расчистки» баланса банков», - отмечают эксперты S&P.<br> <br> Они также отметили, что согласно официальной отчетности консолидированные показатели бюджета не учитывают объем затрат на строительство новой атомной электростанции (БелАЭС, Островецкий район, Гродненская область). Соответствующие расходы отражены в забалансовых счетах. <br> <br> Согласно официальным данным, совокупная стоимость строительства АЭС составляет, по оценкам, 7 млрд долл (13% ВВП 2017 г); проект финансируется преимущественно за счет средств двустороннего кредита России объемом до 10 млрд долл. По состоянию на конец 2017 г правительство Беларуси израсходовало 3 млрд долл. в рамках кредита, и мы ожидаем дальнейшего использования этих средств в 2018-2020 гг. Мы учитываем расходы на строительство АЭС в нашем прогнозе долга расширенного правительства, что объясняет продолжающийся рост долговой нагрузки общественного сектора несмотря на профицит бюджета. <br> <br> Негативное влияние на рейтинги Республики Беларусь оказывает ограниченная эффективность денежно-кредитной политики. Несмотря на переход к более гибкому обменному курсу, позволившему Нацбанку снизить некоторые внешние риски, способность центрального банка влиять на экономические условия в стране остается ограниченной.<br> <br> «В среднесрочной перспективе Нацбанк намерен осуществить плавный переход к таргетированию инфляции. Тем не менее мы полагаем, что до определенной степени вмешательство в ситуацию на валютном рынке сохранится, преимущественно вследствие желания правительства увеличить валютные резервы», - говорится в сообщении S&P.<br> <br>
2018-04-09
Primepress