РКП поддержала позицию МНС о недопустимости перевода национальных информационных систем в сфере фискального контроля на цифровые платформы РФ
МИНСК, 28 июля – ПраймПресс. Республиканская конфедерация предпринимательства (РКП) поддержала позицию Министерства по налогам и сборам (МНС) Беларуси о недопустимости перевода информационных систем, применяемых в стране в сфере фискального контроля, на цифровые платформы Российской Федерации. Эта позиция изложена в письме РКП в адрес Совета по развитию предпринимательства Республики Беларусь и МНС Беларуси, которое опубликовано на сайте РКП.<br> <br> В письме говорится, что правительство РФ с 2019 г активно продвигает предложения о переводе информационных систем, применяемых в Беларуси в сфере фискального контроля, на цифровые платформы РФ. Речь идет о действующих или разрабатываемых системах контроля работы кассового оборудования, маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками или средствами идентификации, системы электронных счетов-фактур и электронных накладных, прослеживаемости товаров.<br> <br> «Понимая наличие ряда критических рисков, которые несет в себе перевод национальных информационных систем на зарубежные программно-аппаратные платформы, МНС как координатор функционирования систем фискального администрирования до настоящего времени не соглашалось с таким подходом, в том числе при обсуждении вопроса в органах Союзного государства и на площадке Евразийской экономической комиссии. В настоящее время давление с российской стороны усилилось, в связи с чем необходимо еще раз всесторонне оценить ситуацию на основе мнения всех заинтересованных и информировать правительство Республики Беларусь», - отмечается в письме.<br> <br> МНС в своем письме в адрес РКП отмечает риски перевода национальных информационных систем на российские программно-аппаратные платформы. <br> В числе их - получение и использование российским правительством, а также субъектами предпринимательской деятельности (например, ООО «Оператор-ЦРПТ») коммерческой информации о финансово-хозяйственной деятельности белорусских субъектов хозяйствования на основе доступа к информации по всей цепочке движения товаров, в том числе об объемах ввоза и экспорта товаров, участниках оборота, формировании добавленной стоимости, уровне маржинальности и др.<br> <br> В случае перевода возникнет зависимость от добросовестности российской стороны в выполнении обязательств по обеспечению беспрепятственного доступа к информационным системам контролирующих органов и субъектов хозяйствования Республики Беларусь, возможность технической блокировки «нежелательных» белорусских участников рынка. <br> <br> Кроме того, отмечает МНС, в случае прекращения отношений в рамках указанных союзов (Союзного государства и Евразийского экономического союза – ред.) будет невозможно в течение как минимум двух лет восстановить и запустить национальные системы, выполняющие аналогичные функции. Белорусская сторона не сможет влиять и на стоимость услуг операторов российских систем в случае, если эти системы работают на коммерческой основе. У нее также не будет возможности изменять порядок функционирования (как в сторону увеличения функционала, так и в сторону сокращения или уточнения) в интересах государства и субъектов предпринимательской деятельности. Наконец, предлагаемый перевод усилит зависимость Беларуси от российской стороны в случае, если будет прекращено обслуживание информационных систем, и, кроме того, потребует изменений в ведении бухгалтерского и налогового учета, порядке оформления учетных документов и т.д.<br> <br> При этом МНС обращает внимание, что ни Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (от 2.02.2018 г), ни Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (от 29.05.2019 г) не предусматривают обязанности по использованию единых информационных систем.<br> <br> В дополнение к указанным критическим рискам РКП отмечает, что передача зарубежному правительству либо субъектам предпринимательской деятельности коммерческой информации о финансово-хозяйственной деятельности белорусских субъектов хозяйствования прямо нарушает права белорусских субъектов хозяйствования, а также фактически создает возможность передачи их коммерческой тайны потенциальным и реальным конкурентам. Кроме того, требуемый РФ перевод неизбежно приведет к обострению технических проблем функционирования соответствующих информационных систем и лишит белорусскую сторону возможности оперативно реагировать на возникающие сбои. Помимо этого, данное требование усложнится порядок восстановления прав субъектов, пострадавших от технических сбоев в работе систем.<br> <br> Конфедерация также подчеркивает, что все эти критические риски создают дополнительные угрозы суверенитету Беларуси.<br> <br>
2020-07-28
Primepress