Распределение таможенных пошлин в ЕАЭС: еще один камень преткновения на пути евразийской интеграции
<p> МИНСК, 2 мая – ПраймПресс. Выпадающие доходы бюджета из-за российского налогового маневра в нефтяной сфере вынуждают белорусские власти искать дополнительные финансовые источники. Этим обстоятельством также будет объясняться непреклонная позиция официального Минска добиться пересмотра в свою пользу нормативов распределения таможенных пошлин в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) </p> <p> </p> <h4><b>Старые и новые нормативы распределения пошлин</b></h4> <p> Проблема распределения ввозных таможенных пошлин в ЕАЭС обострилась с вхождением в союз новых членов. </p> <p> Напомним, специальное соглашение о зачислении и распределении ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) было подписано еще на этапе функционирования Таможенного союза, – оно работало с 1 сентября 2010 г и затем действовало в ЕАЭС. Согласно ему, пошлины зачисляются на единый счет и распределяются в бюджеты стран согласно установленным нормативам: Россия получала 87,97% суммы ввозных пошлин, Беларусь - 4,7%, Казахстан - 7,33%. </p> <p> При вступлении Армении и Кыргызстана странам ЕАЭС, в том числе и Беларуси, пришлось поделиться с этими странами своими ввозными пошлинами. В результате сейчас пошлины между странами-членами ЕАЭС распределяются согласно протоколу о внесении изменения в договор о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС, подписанному 11 апреля 2017 г. Согласно ему, до августа 2018 г устанавливались следующие нормативы: Армения – 1,22%, Беларусь – 4,56%, Казахстан – 7,055%, Кыргызстан – 1,9%, Россия – 85,265%. </p> <p> </p> <h4><b>Нормативами недовольна только Беларусь</b></h4> <p> Уже скоро белорусские чиновники заявили, что Беларусь в ЕАЭС стала терять гораздо больше, чем приобретать. По сути, с 2015 г, начала функционирования ЕАЭС, сальдо расчетов для Беларуси стало отрицательным. Поэтому белорусская сторона предлагала произвести пересчет действующих нормативов распределения. </p> <p> Инициатива Беларуси была обусловлена следующими аргументами. Известно, что объем импортных пошлин зависит от товаропотоков, а именно: через какую границу они идут. В России по объективным причинам из-за санкций и т. д. импорт в последние годы снизился, а в Беларуси на этом фоне импорт вырос. При этом получается, что страна взимает все больше таможенных платежей, но больше отдает их, чем получает. </p> <p> В частности, по итогам 2016 г в бюджеты стран ЕАЭС поступило от ввозных пошлин более 9,8 млрд долл в эквиваленте. При этом Беларусь получила 449 млн долл, Армения – 104,9 млн долл, Казахстан – 696,8 млн долл, Кыргызстан – 185,8 млн долл, Россия – 8,371 млрд долл. </p> <p> При этом оказалось, что снижение объема поступлений в белорусский бюджет стало более существенным, чем в целом для всего ЕАЭС, – почти минус 9%, а сальдо взаиморасчетов по ввозным таможенным пошлинам сложилось отрицательным – 41 млн долл. По итогам 2017 г ситуация для Беларуси заметно не улучшилась. Всего в бюджеты стран ЕАЭС поступило в эквиваленте 11,6 млрд долл ввозных таможенных пошлин, а Беларусь получила от этого около 530,7 млн долл (на 15% больше, чем в предыдущем периоде, что было связано с общим увеличением сумм пошлин в странах ЕАЭС). </p> <p> Именно поэтому уже в декабре 2017 г Минск был единственным из стран ЕАЭС, кто заявил о необходимости более оперативно реагировать на изменение условий внешнеэкономической деятельности, а именно – о необходимости пересмотра нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин в национальные бюджеты. </p> <p> Действие нормативов истекало в августе 2018 г. При этом только Беларусь открыто настаивала на их пересмотре в максимально краткие сроки, уже с 2019 г. В то же время другие страны ЕАЭС предлагали оставить все, как есть, хотя бы еще на три года. </p> <p> Эта тема долго обсуждалась на Высшем совете 14 мая 2018 г в Сочи, однако безрезультатно. В Сочи стороны продлили срок применения действующих нормативов до 31 декабря 2019 г в связи с тем, что после присоединения к ЕАЭС Кыргызстан не смог предоставить необходимой статистической информации для пересмотра нынешних норм. </p> <p> Причем, действующие принципы официально устроили все страны ЕАЭС, кроме Беларуси. </p> <p> В декабре 2018 г на саммите в Санкт-Петербурге вице-премьер Беларуси Игорь Петришенко заявил, что эксперты подготовили пять различных методик, и по всем этим пяти методикам белорусская сторона должна получить 1% от распределения пошлин дополнительно. «Мы считаем, что должна быть четкая, справедливая методология подсчета пошлин. Она должна пересматриваться один раз в три года», - подчеркнул он. </p> <p> Однако на саммите в Санкт-Петербурге сторонам также не удалось согласовать новые нормативы распределения ввозных таможенных пошлин. </p> <p> </p> <h4><b>Официальный Минск надеется на пересмотр нормативов с 2020 г</b></h4> <p> Сейчас Беларусь рассчитывает на изменение нормативов распределения ввозных таможенных пошлин в ЕАЭС с 2020 г. «Работа по пересчету нормативов распределения продолжается и, полагаю, завершится в 2019 г с установлением с 2020 г для нас норматива распределения сумм ввозных таможенных пошлин, отвечающего экономическим интересам страны», - рассказал вице-премьер Беларуси Игорь Петришенко в интервью газете «Звязда» в марте 2019 г. </p> <p> По его словам, при распределении пошлин для Беларуси и России складывается отрицательное сальдо расчетов, а Армения, Казахстан и Кыргызстан имеют положительное сальдо расчетов и фактически получают дополнительные доходы за счет ввозных таможенных пошлин, часть которых должна зачисляться в бюджет Беларуси. </p> <p> Петришенко сообщил, что по всем вариантам предварительных расчетов нормативы распределения для Беларуси повышаются на 0,65-1,36 процентного пункта и снижаются для Армении, Кыргызстана, а по отдельным вариантам снижаются и для Казахстана и России. «В связи с этим наши партнеры настаивают на закреплении действующих нормативов на постоянной основе, но такое предложение, естественно, не поддерживается Беларусью», - отметил вице-премьер. </p> <p> Однако пока, похоже, Беларуси не удается «протолкнуть» свою позицию по этому вопросу. </p> <p> 30 апреля на Евразийском межправительственном совете в Ереване премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что решения о распределении таможенных пошлин в рамках ЕАЭС пока нет. </p> <p> «Если говорить о расщеплении таможенных пошлин, то решение пока следующее: нет окончательной версии того, как это делать, потому что мы слышим аргументы наших белорусских партнеров, в то же время, если мы не договоримся до определенного времени, то в этом случае все возвращается к прежней модели, и Киргизская Республика вообще участие в этом процессе утрачивает», - сказал Медведев журналистам по итогам заседания Евразийского межправительственного совета. </p> <p> Поэтому, как было сказано, «стороны договорились интенсивно поработать в ближайшие две-три недели, потому что решение должно быть найдено путем консультаций между правительствами». – сказал Медведев. </p> <p> Между тем, ранее первый замглавы аппарата правительства РФ Сергей Приходько сообщил журналистам, что на рассмотрении находятся несколько вариантов решения вопроса о распределении ввозных таможенных пошлин между бюджетами государств-членов ЕАЭС, включая сохранение действующих пропорций распределения на постоянной основе. </p> <p> Можно, однако, предположить, что белорусская сторона продолжит настаивать на принятии более выгодного для нее механизма распределения ввозных пошлин. </p>
2019-05-02
Primepress
МИНСК, 2 мая – ПраймПресс. Выпадающие доходы бюджета из-за российского налогового маневра в нефтяной сфере вынуждают белорусские власти искать дополнительные финансовые источники. Этим обстоятельством также будет объясняться непреклонная позиция официального Минска добиться пересмотра в свою пользу нормативов распределения таможенных пошлин в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)
Проблема распределения ввозных таможенных пошлин в ЕАЭС обострилась с вхождением в союз новых членов.
Напомним, специальное соглашение о зачислении и распределении ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) было подписано еще на этапе функционирования Таможенного союза, – оно работало с 1 сентября 2010 г и затем действовало в ЕАЭС. Согласно ему, пошлины зачисляются на единый счет и распределяются в бюджеты стран согласно установленным нормативам: Россия получала 87,97% суммы ввозных пошлин, Беларусь - 4,7%, Казахстан - 7,33%.
При вступлении Армении и Кыргызстана странам ЕАЭС, в том числе и Беларуси, пришлось поделиться с этими странами своими ввозными пошлинами. В результате сейчас пошлины между странами-членами ЕАЭС распределяются согласно протоколу о внесении изменения в договор о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС, подписанному 11 апреля 2017 г. Согласно ему, до августа 2018 г устанавливались следующие нормативы: Армения – 1,22%, Беларусь – 4,56%, Казахстан – 7,055%, Кыргызстан – 1,9%, Россия – 85,265%.
Уже скоро белорусские чиновники заявили, что Беларусь в ЕАЭС стала терять гораздо больше, чем приобретать. По сути, с 2015 г, начала функционирования ЕАЭС, сальдо расчетов для Беларуси стало отрицательным. Поэтому белорусская сторона предлагала произвести пересчет действующих нормативов распределения.
Инициатива Беларуси была обусловлена следующими аргументами. Известно, что объем импортных пошлин зависит от товаропотоков, а именно: через какую границу они идут. В России по объективным причинам из-за санкций и т. д. импорт в последние годы снизился, а в Беларуси на этом фоне импорт вырос. При этом получается, что страна взимает все больше таможенных платежей, но больше отдает их, чем получает.
В частности, по итогам 2016 г в бюджеты стран ЕАЭС поступило от ввозных пошлин более 9,8 млрд долл в эквиваленте. При этом Беларусь получила 449 млн долл, Армения – 104,9 млн долл, Казахстан – 696,8 млн долл, Кыргызстан – 185,8 млн долл, Россия – 8,371 млрд долл.
При этом оказалось, что снижение объема поступлений в белорусский бюджет стало более существенным, чем в целом для всего ЕАЭС, – почти минус 9%, а сальдо взаиморасчетов по ввозным таможенным пошлинам сложилось отрицательным – 41 млн долл. По итогам 2017 г ситуация для Беларуси заметно не улучшилась. Всего в бюджеты стран ЕАЭС поступило в эквиваленте 11,6 млрд долл ввозных таможенных пошлин, а Беларусь получила от этого около 530,7 млн долл (на 15% больше, чем в предыдущем периоде, что было связано с общим увеличением сумм пошлин в странах ЕАЭС).
Именно поэтому уже в декабре 2017 г Минск был единственным из стран ЕАЭС, кто заявил о необходимости более оперативно реагировать на изменение условий внешнеэкономической деятельности, а именно – о необходимости пересмотра нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин в национальные бюджеты.
Действие нормативов истекало в августе 2018 г. При этом только Беларусь открыто настаивала на их пересмотре в максимально краткие сроки, уже с 2019 г. В то же время другие страны ЕАЭС предлагали оставить все, как есть, хотя бы еще на три года.
Эта тема долго обсуждалась на Высшем совете 14 мая 2018 г в Сочи, однако безрезультатно. В Сочи стороны продлили срок применения действующих нормативов до 31 декабря 2019 г в связи с тем, что после присоединения к ЕАЭС Кыргызстан не смог предоставить необходимой статистической информации для пересмотра нынешних норм.
Причем, действующие принципы официально устроили все страны ЕАЭС, кроме Беларуси.
В декабре 2018 г на саммите в Санкт-Петербурге вице-премьер Беларуси Игорь Петришенко заявил, что эксперты подготовили пять различных методик, и по всем этим пяти методикам белорусская сторона должна получить 1% от распределения пошлин дополнительно. «Мы считаем, что должна быть четкая, справедливая методология подсчета пошлин. Она должна пересматриваться один раз в три года», - подчеркнул он.
Однако на саммите в Санкт-Петербурге сторонам также не удалось согласовать новые нормативы распределения ввозных таможенных пошлин.
Сейчас Беларусь рассчитывает на изменение нормативов распределения ввозных таможенных пошлин в ЕАЭС с 2020 г. «Работа по пересчету нормативов распределения продолжается и, полагаю, завершится в 2019 г с установлением с 2020 г для нас норматива распределения сумм ввозных таможенных пошлин, отвечающего экономическим интересам страны», - рассказал вице-премьер Беларуси Игорь Петришенко в интервью газете «Звязда» в марте 2019 г.
По его словам, при распределении пошлин для Беларуси и России складывается отрицательное сальдо расчетов, а Армения, Казахстан и Кыргызстан имеют положительное сальдо расчетов и фактически получают дополнительные доходы за счет ввозных таможенных пошлин, часть которых должна зачисляться в бюджет Беларуси.
Петришенко сообщил, что по всем вариантам предварительных расчетов нормативы распределения для Беларуси повышаются на 0,65-1,36 процентного пункта и снижаются для Армении, Кыргызстана, а по отдельным вариантам снижаются и для Казахстана и России. «В связи с этим наши партнеры настаивают на закреплении действующих нормативов на постоянной основе, но такое предложение, естественно, не поддерживается Беларусью», - отметил вице-премьер.
Однако пока, похоже, Беларуси не удается «протолкнуть» свою позицию по этому вопросу.
30 апреля на Евразийском межправительственном совете в Ереване премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что решения о распределении таможенных пошлин в рамках ЕАЭС пока нет.
«Если говорить о расщеплении таможенных пошлин, то решение пока следующее: нет окончательной версии того, как это делать, потому что мы слышим аргументы наших белорусских партнеров, в то же время, если мы не договоримся до определенного времени, то в этом случае все возвращается к прежней модели, и Киргизская Республика вообще участие в этом процессе утрачивает», - сказал Медведев журналистам по итогам заседания Евразийского межправительственного совета.
Поэтому, как было сказано, «стороны договорились интенсивно поработать в ближайшие две-три недели, потому что решение должно быть найдено путем консультаций между правительствами». – сказал Медведев.
Между тем, ранее первый замглавы аппарата правительства РФ Сергей Приходько сообщил журналистам, что на рассмотрении находятся несколько вариантов решения вопроса о распределении ввозных таможенных пошлин между бюджетами государств-членов ЕАЭС, включая сохранение действующих пропорций распределения на постоянной основе.
Можно, однако, предположить, что белорусская сторона продолжит настаивать на принятии более выгодного для нее механизма распределения ввозных пошлин.