Подробности: Цена на газ для Беларуси в 2021 г будет зависеть от политических переговоров, проблем с транзитом не ожидается
<p> МИНСК, 12 октября – ПраймПресс. Министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич 8 октября сообщил, что модернизация энергосистемы позволила снизить потребление газа в стране в 2011-2019 гг на 6 млрд куб м и таким образом сэкономить 900 млн долл, сообщила пресс-служба министерства. </p> <p> По его словам, ввод в эксплуатацию БелАЭС позволит Беларуси ежегодно замещать около 4,5 млрд куб м природного газа. Ежегодный экономический эффект от снижения импорта газа Минэнерго оценивает в 500 млн долл. </p> <p> В последние годы Беларусь ежегодно импортирует из РФ около 20 млрд куб м газа. В частности, в 2019 г Беларусь снизила закупки российского газа всего лишь на 0,3% по сравнению с 2018 г до 20,261 млрд куб м. В январе-июле 2020 г белорусский импорт российского газа снизился на 10% по сравнению с январем-июлем 2019 г до 10,3 млрд куб м. </p> <p> Согласованная в феврале 2020 г цена поставок газа для Беларуси на 2020 г составляет 127 долл за 1 тыс куб м. Но, согласно статданным, в этом году Беларусь получает газ по 130-131 долл за тыс куб м. Превышение цены в статистике над контрактной (130-131долл против 127 долл) эксперты объясняют повышенной калорийностью поставляемого газа. </p> <p> Планируемый в 2021 г запуск первого блока БелАЭС теоретически позволит Беларуси уже в следующем году снизить импорт российского газа примерно на 2 млрд куб м. Тем не менее, Беларусь по-прежнему останется крупнейшим после Германии потребителем российского газа. Поэтому несмотря на ожидаемое снижение импорта российского газа, цена этого ресурса для белорусской экономики остается ключевым вопросом. </p> <p> </p> <h4>Переход на формульное ценообразование?</h4> <p> Заместитель руководителя экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов» РФ Сергей Кондратьев считает, что при подписании соглашения об условиях поставки газа на 2021 г Беларусь и ПАО «Газпром» могут отказаться от фиксированной цены на газ и перейти к формульному ценообразованию. </p> <p> Пример 2020 г показывает, что, когда заключалось соглашение на поставку газа в Беларусь по фиксированной цене 127 долл за тыс куб м, эта цена была существенно ниже, чем действовавшие в странах ЕС. Однако спустя некоторое время цены на газ в Европе сильно упали, и такая ставка стала менее привлекательной для белорусских потребителей. </p> <p> «Сейчас и Беларусь, и «Газпром» с большей вероятностью будут готовы отойти от практиковавшейся все последние годы фиксированной цены на газ на период всего действия соглашения и перейти к формульному ценообразованию, которое будет учитывать ситуацию на европейских рынках и позволит более гибко реагировать на изменение конъюнктуры», - сказал Кондратьев. </p> <p> Представляется, что белорусская сторона на предстоящих переговорах с Газпромом попытается не только «сбить» сегодняшнюю фиксированную цену, которую она считает несправедливой на фоне падения мировых цен на газ, но и зафиксировать в новой формуле поэтапное снижение цены, которое будет приближать их уровень к внутрироссийским ценам. </p> <p> </p> <h4>Цена на газ для Беларуси будет зависеть от успеха политических переговоров</h4> <p> Посол Беларуси в России Владимир Семашко в кулуарах Форума регионов Беларуси и РФ 29 сентября сказал журналистам, что Беларусь и Россия должны приступить к переговорам о дальнейшей цене на газ в октябре, но прежде белорусская сторона должна погасить долг за газ. Это около 300 млн долл, образовавшиеся в результате повышенной калорийности поставляемого газа. </p> <p> Семашко также заявил, что Минск и Москва продвинулись в понимании в вопросе цены на российский газ в 2021 г, найден консенсус в главных вопросах. </p> <p> По его словам, «будет поэтапное движение». «Скорее всего, какой-то шаг (по снижению цены на газ – ред.) будет уже с 1 января 2021 г», - отметил Семашко. И далее добавил: «Мы должны уже с первого января сделать уже шаг к единому рынку, пойти на некоторое снижение цены газа». </p> <p> По его словам, общий рынок газа в Союзном государстве Беларуси России «можно создать с 1 января 2022 года». </p> <p> Газпром, который сегодня переживает серьезные экономические проблемы на фоне пандемии из-за падения цены и объемов продаж на европейском рынке, может пойти на какие-то существенные уступки по цене газа для Беларуси только под давлением политических обстоятельств. А именно – в случае, если Минск и Москва продемонстрируют серьезный прогресс на переговорах по обсуждению интеграционных дорожных карт. 29 сентября Семашко сообщил, что Беларусь и Россия возобновили обсуждение дорожных карт по интеграции в Союзном государстве. </p> <p> Напомним, в рамках углубленной интеграции в Союзном государстве Беларуси и России специальные рабочие группы в двух странах занимались разработкой 31 дорожной карты. В декабре 2019 г президенты двух государств согласовали 28 дорожных карт, несогласованными остались документы, касающиеся вопросов нефти, газа и налогов. </p> <p> </p> <h4>Белорусские власти постараются не допустить проблем с транзитом газа</h4> <p> Отметим, что на фоне предстоящих переговоров по газу на 2021 г ПАО «Газпром» 6 октября опубликовало материалы, в которых говорится, что текущие политические волнения в Беларуси создают риски нарушения стабильного транзита газа в Европу через страну. </p> <p> В ответ пресс-секретарь Министерства энергетики Беларуси Ольга Козлович на своей странице в Facebook 7 октября заявила, что Беларусь своевременно и в полном объеме выполняет обязательства в рамках действующих двусторонних соглашений о транзите российского газа в Европу. </p> <p> Российская компания прописала этот риск в проспекте к облигациям, а это - стандартная практика, когда все возможные, даже маловероятные риски включаются в такой документ. Тем самым компания, которая размещает долговые обязательства на рынке, с одной стороны, извещает инвесторов о том, что такое в принципе может быть, а, с другой стороны, в какой-то степени снимает с себя ответственность. </p> <p> Что касается Беларуси, то проблемы с транзитом газа белорусские власти постараются не допустить. Кроме репутационных потерь это приведет к финансовым издержкам. В 2020 г Газпром оценил стоимость услуг по транспортировке природного газа через территорию Беларуси в 345 млн долл. </p>
2020-10-12
Primepress
МИНСК, 12 октября – ПраймПресс. Министр энергетики Беларуси Виктор Каранкевич 8 октября сообщил, что модернизация энергосистемы позволила снизить потребление газа в стране в 2011-2019 гг на 6 млрд куб м и таким образом сэкономить 900 млн долл, сообщила пресс-служба министерства.
По его словам, ввод в эксплуатацию БелАЭС позволит Беларуси ежегодно замещать около 4,5 млрд куб м природного газа. Ежегодный экономический эффект от снижения импорта газа Минэнерго оценивает в 500 млн долл.
В последние годы Беларусь ежегодно импортирует из РФ около 20 млрд куб м газа. В частности, в 2019 г Беларусь снизила закупки российского газа всего лишь на 0,3% по сравнению с 2018 г до 20,261 млрд куб м. В январе-июле 2020 г белорусский импорт российского газа снизился на 10% по сравнению с январем-июлем 2019 г до 10,3 млрд куб м.
Согласованная в феврале 2020 г цена поставок газа для Беларуси на 2020 г составляет 127 долл за 1 тыс куб м. Но, согласно статданным, в этом году Беларусь получает газ по 130-131 долл за тыс куб м. Превышение цены в статистике над контрактной (130-131долл против 127 долл) эксперты объясняют повышенной калорийностью поставляемого газа.
Планируемый в 2021 г запуск первого блока БелАЭС теоретически позволит Беларуси уже в следующем году снизить импорт российского газа примерно на 2 млрд куб м. Тем не менее, Беларусь по-прежнему останется крупнейшим после Германии потребителем российского газа. Поэтому несмотря на ожидаемое снижение импорта российского газа, цена этого ресурса для белорусской экономики остается ключевым вопросом.
Заместитель руководителя экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов» РФ Сергей Кондратьев считает, что при подписании соглашения об условиях поставки газа на 2021 г Беларусь и ПАО «Газпром» могут отказаться от фиксированной цены на газ и перейти к формульному ценообразованию.
Пример 2020 г показывает, что, когда заключалось соглашение на поставку газа в Беларусь по фиксированной цене 127 долл за тыс куб м, эта цена была существенно ниже, чем действовавшие в странах ЕС. Однако спустя некоторое время цены на газ в Европе сильно упали, и такая ставка стала менее привлекательной для белорусских потребителей.
«Сейчас и Беларусь, и «Газпром» с большей вероятностью будут готовы отойти от практиковавшейся все последние годы фиксированной цены на газ на период всего действия соглашения и перейти к формульному ценообразованию, которое будет учитывать ситуацию на европейских рынках и позволит более гибко реагировать на изменение конъюнктуры», - сказал Кондратьев.
Представляется, что белорусская сторона на предстоящих переговорах с Газпромом попытается не только «сбить» сегодняшнюю фиксированную цену, которую она считает несправедливой на фоне падения мировых цен на газ, но и зафиксировать в новой формуле поэтапное снижение цены, которое будет приближать их уровень к внутрироссийским ценам.
Посол Беларуси в России Владимир Семашко в кулуарах Форума регионов Беларуси и РФ 29 сентября сказал журналистам, что Беларусь и Россия должны приступить к переговорам о дальнейшей цене на газ в октябре, но прежде белорусская сторона должна погасить долг за газ. Это около 300 млн долл, образовавшиеся в результате повышенной калорийности поставляемого газа.
Семашко также заявил, что Минск и Москва продвинулись в понимании в вопросе цены на российский газ в 2021 г, найден консенсус в главных вопросах.
По его словам, «будет поэтапное движение». «Скорее всего, какой-то шаг (по снижению цены на газ – ред.) будет уже с 1 января 2021 г», - отметил Семашко. И далее добавил: «Мы должны уже с первого января сделать уже шаг к единому рынку, пойти на некоторое снижение цены газа».
По его словам, общий рынок газа в Союзном государстве Беларуси России «можно создать с 1 января 2022 года».
Газпром, который сегодня переживает серьезные экономические проблемы на фоне пандемии из-за падения цены и объемов продаж на европейском рынке, может пойти на какие-то существенные уступки по цене газа для Беларуси только под давлением политических обстоятельств. А именно – в случае, если Минск и Москва продемонстрируют серьезный прогресс на переговорах по обсуждению интеграционных дорожных карт. 29 сентября Семашко сообщил, что Беларусь и Россия возобновили обсуждение дорожных карт по интеграции в Союзном государстве.
Напомним, в рамках углубленной интеграции в Союзном государстве Беларуси и России специальные рабочие группы в двух странах занимались разработкой 31 дорожной карты. В декабре 2019 г президенты двух государств согласовали 28 дорожных карт, несогласованными остались документы, касающиеся вопросов нефти, газа и налогов.
Отметим, что на фоне предстоящих переговоров по газу на 2021 г ПАО «Газпром» 6 октября опубликовало материалы, в которых говорится, что текущие политические волнения в Беларуси создают риски нарушения стабильного транзита газа в Европу через страну.
В ответ пресс-секретарь Министерства энергетики Беларуси Ольга Козлович на своей странице в Facebook 7 октября заявила, что Беларусь своевременно и в полном объеме выполняет обязательства в рамках действующих двусторонних соглашений о транзите российского газа в Европу.
Российская компания прописала этот риск в проспекте к облигациям, а это - стандартная практика, когда все возможные, даже маловероятные риски включаются в такой документ. Тем самым компания, которая размещает долговые обязательства на рынке, с одной стороны, извещает инвесторов о том, что такое в принципе может быть, а, с другой стороны, в какой-то степени снимает с себя ответственность.
Что касается Беларуси, то проблемы с транзитом газа белорусские власти постараются не допустить. Кроме репутационных потерь это приведет к финансовым издержкам. В 2020 г Газпром оценил стоимость услуг по транспортировке природного газа через территорию Беларуси в 345 млн долл.