Подробности: Россия и Беларусь проведут переговоры об условиях повышения привлекательности российских портов для белорусских нефтепродуктов
<p> МИНСК, 10 сентября – ПраймПресс. Белорусские власти в очередной раз пытаются развернуть транзит нефтепродуктов с портов стран Балтии – на этот раз с Клайпедского порта – в российскую Усть-Лугу. Президент Беларуси Александр Лукашенко 28 августа 2020 г поручил правительству внести предложение о переориентации торговых потоков с портов Литвы на другие направления. </p> <p> Такой шаг мотивируется белорусскими властями как ответ на санкционное давление со стороны Литвы. При этом официальный Минск рассчитывает, что все издержки этого изначально неэффективного для него проекта компенсирует Россия, предоставив для белорусских грузов льготные режимы железнодорожной доставки и перевалки. </p> <p> Глава Минэнерго РФ Александр Новак 7 сентября заявил, что Москва и Минск до конца сентября проработают взаимовыгодные условия переброски белорусских нефтепотоков из портов Литвы в РФ. «Мы оцениваем потенциал - 3−4 млн тонн нефтепродуктов. Может, будут другие цифры», - сказал Новак. </p> <p> Пресс-секретарь белорусского госконцерна «Белнефтехим» Александр Тищенко подтвердил, что Беларусь и Россия в сентябре планируют начать проработку вопроса переброски белорусских нефтепотоков из портов Литвы в российские. В ближайшее время ожидаются встречи и необходимые контакты, сказал Тищенко. </p> <p> </p> <h4>Цена вопроса</h4> <p> </p> <p> Перенаправление потоков нефтепродуктов из портов стран Балтии в Россию обсуждается не один год. В последний раз это было в 2017 г, когда российский президент Владимир Путин предложил обязать белорусские НПЗ использовать российские порты для перевалки нефтепродуктов. С 2016 г по 2025 г ОАО РЖД предоставила скидку в размере 50% на поставку белорусских нефтепродуктов в российские порты Северо-Запада. </p> <p> По оценкам российских экспертов, свободные мощности в Усть-Луге сегодня есть, и с учетом планируемого расширения порт уже в течение 2021 г может перевалить до 3 млн т нефтепродуктов из Беларуси. Однако перевалка светлых нефтепродуктов в Усть-Луге стоит 1,15 тыс рос руб за тонну, тогда как в Клайпеде - 5,7 евро, то есть в 2,3 раза дешевле, сообщил российской газете «Коммерсантъ» эксперт Михаил Бурмистров. Только на перевалке Беларусь будет терять 600 рос руб на тонне. </p> <p> Таким образом, даже с учетом скидки к железнодорожным тарифам логистический коридор в направлении Усть-Луги и Санкт-Петербурга не оказался конкурентоспособным. Белорусским экспортерам выгоднее использовать порты стран Балтии. </p> <p> </p> <h4>Возможны ли поставки по «трубе»?</h4> <p> В 2015 г по инициативе российской компании «Транснефть» обсуждалось строительство нефтепродуктопровода из Беларуси в Усть-Лугу, что позволило бы удешевить логистику, но вопрос уперся в гарантию прокачки необходимых объемов белорусских нефтепродуктов (не менее 5 млн т). В 2018 г замглавы «Транснефти» Сергей Андронов говорил, что при объеме в 3,5–4 млн в год проект не окупается. </p> <p> По словам источников «Коммерсанта», сейчас для поставок белорусских нефтепродуктов в российские порты можно было бы использовать в реверсном режиме пустующую нитку нефтепровода Полоцк - Андреаполь, перепрофилировав ее под дизтопливо. Затем, в зависимости от объемов, можно либо отдать под дизтопливо одну из ниток действующего нефтепровода Андреаполь - Усть-Луга, либо, если объемы будут недостаточны, перегружать там топливо на железную дорогу. </p> <p> Однако очевидно, что оба эти варианта не сработают, поскольку Беларусь экспортирует через порты преимущественно темные нефтепродукты (мазут), а дизтопливо и бензины стремится продавать на соседних премиальных рынках, минуя перевалку в портах, что гарантирует ей более высокую маржинальность экспортных продаж. </p> <p> В 2020 г спецэкспортер нефтепродуктов Белорусская нефтяная компания БНК планировала сохранить экспорт нефтепродуктов примерно на уровне 11 млн т. Предполагалось, что через порты Литвы уйдет 2 млн т, через Латвию и Эстонию - 4 млн т. </p> <p> В последние дин на фоне политического кризиса в стране белорусские власти совершили буквально молниеносный разворот на Россию. Поэтому их заявление о перенаправлении поставок нефтепродуктов в порты РФ выглядит пока не больше, чем политическая декларация. Сам Лукашенко уже не один раз публично признал, что этот проект экономически неэффективен, и может быть реализован только если Россия предоставит специальные условия. </p> <p> </p>
2020-09-10
Primepress
МИНСК, 10 сентября – ПраймПресс. Белорусские власти в очередной раз пытаются развернуть транзит нефтепродуктов с портов стран Балтии – на этот раз с Клайпедского порта – в российскую Усть-Лугу. Президент Беларуси Александр Лукашенко 28 августа 2020 г поручил правительству внести предложение о переориентации торговых потоков с портов Литвы на другие направления.
Такой шаг мотивируется белорусскими властями как ответ на санкционное давление со стороны Литвы. При этом официальный Минск рассчитывает, что все издержки этого изначально неэффективного для него проекта компенсирует Россия, предоставив для белорусских грузов льготные режимы железнодорожной доставки и перевалки.
Глава Минэнерго РФ Александр Новак 7 сентября заявил, что Москва и Минск до конца сентября проработают взаимовыгодные условия переброски белорусских нефтепотоков из портов Литвы в РФ. «Мы оцениваем потенциал - 3−4 млн тонн нефтепродуктов. Может, будут другие цифры», - сказал Новак.
Пресс-секретарь белорусского госконцерна «Белнефтехим» Александр Тищенко подтвердил, что Беларусь и Россия в сентябре планируют начать проработку вопроса переброски белорусских нефтепотоков из портов Литвы в российские. В ближайшее время ожидаются встречи и необходимые контакты, сказал Тищенко.
Перенаправление потоков нефтепродуктов из портов стран Балтии в Россию обсуждается не один год. В последний раз это было в 2017 г, когда российский президент Владимир Путин предложил обязать белорусские НПЗ использовать российские порты для перевалки нефтепродуктов. С 2016 г по 2025 г ОАО РЖД предоставила скидку в размере 50% на поставку белорусских нефтепродуктов в российские порты Северо-Запада.
По оценкам российских экспертов, свободные мощности в Усть-Луге сегодня есть, и с учетом планируемого расширения порт уже в течение 2021 г может перевалить до 3 млн т нефтепродуктов из Беларуси. Однако перевалка светлых нефтепродуктов в Усть-Луге стоит 1,15 тыс рос руб за тонну, тогда как в Клайпеде - 5,7 евро, то есть в 2,3 раза дешевле, сообщил российской газете «Коммерсантъ» эксперт Михаил Бурмистров. Только на перевалке Беларусь будет терять 600 рос руб на тонне.
Таким образом, даже с учетом скидки к железнодорожным тарифам логистический коридор в направлении Усть-Луги и Санкт-Петербурга не оказался конкурентоспособным. Белорусским экспортерам выгоднее использовать порты стран Балтии.
В 2015 г по инициативе российской компании «Транснефть» обсуждалось строительство нефтепродуктопровода из Беларуси в Усть-Лугу, что позволило бы удешевить логистику, но вопрос уперся в гарантию прокачки необходимых объемов белорусских нефтепродуктов (не менее 5 млн т). В 2018 г замглавы «Транснефти» Сергей Андронов говорил, что при объеме в 3,5–4 млн в год проект не окупается.
По словам источников «Коммерсанта», сейчас для поставок белорусских нефтепродуктов в российские порты можно было бы использовать в реверсном режиме пустующую нитку нефтепровода Полоцк - Андреаполь, перепрофилировав ее под дизтопливо. Затем, в зависимости от объемов, можно либо отдать под дизтопливо одну из ниток действующего нефтепровода Андреаполь - Усть-Луга, либо, если объемы будут недостаточны, перегружать там топливо на железную дорогу.
Однако очевидно, что оба эти варианта не сработают, поскольку Беларусь экспортирует через порты преимущественно темные нефтепродукты (мазут), а дизтопливо и бензины стремится продавать на соседних премиальных рынках, минуя перевалку в портах, что гарантирует ей более высокую маржинальность экспортных продаж.
В 2020 г спецэкспортер нефтепродуктов Белорусская нефтяная компания БНК планировала сохранить экспорт нефтепродуктов примерно на уровне 11 млн т. Предполагалось, что через порты Литвы уйдет 2 млн т, через Латвию и Эстонию - 4 млн т.
В последние дин на фоне политического кризиса в стране белорусские власти совершили буквально молниеносный разворот на Россию. Поэтому их заявление о перенаправлении поставок нефтепродуктов в порты РФ выглядит пока не больше, чем политическая декларация. Сам Лукашенко уже не один раз публично признал, что этот проект экономически неэффективен, и может быть реализован только если Россия предоставит специальные условия.