Подробности: Обязательная маркировка молочной продукции может спровоцировать конфликт в ЕАЭС
<p> МИНСК, 17 ноября – ПраймПресс. В сентябре 2020 г Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) договорился о переносе сроков введения в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС – Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия) маркировки отдельных видов молочной продукции с января 2021 г на более поздние даты - по мере готовности стран ЕАЭС. </p> <p> В ноябре стало известно, что Россия, которая является инициатором введения маркировки молочной продукции, приняла решение о переносе сроков ее введения на национальном уровне с января 2021 г на май 2021 г. До этого РФ уже один раз переносила сроки по просьбе своих производителей. </p> <p> Замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов отметил, что речь идет о поэтапном введении маркировки. Начиная с 20 января 2021 г - в добровольном порядке, обязательные требования - с 1 мая 2021 г, а с 1 мая 2023 г должна появиться возможность полной поэкземплярной прослеживаемости. </p> <p> Обозначены этапы введения в РФ обязательной маркировки для различных видов молочной продукции: с 1 мая 2021 г - сыр, сливочное масло и мороженое; с 1 июля 2021 г - молоко и сливки со сроком годности более 28 дней, пахта, свернувшееся молоко и сливки, йогурт, кефир, молочная сыворотка, творог и молодые сыры, сметана; с 1 октября 2021 г - молоко и сливки со сроком годности 28 дней и менее, молоко и сливки сгущенные или с добавлением сахара, безалкогольные напитки, содержащие молочный жир. </p> <p> Кроме того, с 1 октября 2021 г торговля будет обязана передавать в систему маркировки данные о продаже молочных продуктов через кассу. Туда же, но с 1 мая 2022 г должны будут предоставлять сведения о движении товара (его наименование и количество) производители и дистрибьюторы. А с мая 2023 г в систему маркировки будет передаваться информация о движении каждой единицы промаркированного товара. </p> <p> </p> <h4>Российским производителям могут компенсировать расходы на маркировку</h4> <p> В связи с введением маркировки российские производители начинают замораживать все другие свои инвестиции в оборудование и готовят деньги на покупку необходимой техники, на внедрение, софт и так далее. Национальный союз производителей молока РФ («Союзмолоко») ранее оценивал, что в первый год на запуск и обеспечение работы системы маркировки понадобится 61,3 млрд рос руб, далее ежегодные затраты отрасли составят 35,2 млрд рос руб. </p> <p> Если у компаний не будет господдержки, то они будут закладывать затраты на внедрение цифровой маркировки продукции в цены. По оценкам московской Торгово-промышленной палаты, это приведет к росту себестоимости на 10% у крупных предприятий, на 20% - у среднего и малого бизнеса. </p> <p> В связи с этим в РФ обсуждают способы, как минимизировать затраты молочной отрасли. В частности, Минсельхоз РФ предлагает частично возмещать прямые затраты на маркировку производителям молочной отрасли, а также предоставлять им льготные кредиты, обнулить таможенные пошлины и НДС на импортное оборудование. </p> <p> </p> <h4>Страны ЕАЭС будут вынуждены ввести маркировку вслед за Россией</h4> <p> Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС вступило в силу 29 марта 2019 г. Соглашение является рамочным документом, определяющим основные правила введения единой маркировки в отношении согласованной группы товаров на территории ЕАЭС. Одновременно документ определяет порядок введения маркировки: либо на территории всего ЕАЭС, либо на национальном уровне. </p> <p> При этом каждая страна может ввести на своей территории маркировку любой группы товаров, что может отличаться от требований к продукции в других странах ЕАЭС. Но очевидно, что, когда требования на национальном уровне вводит такой крупный торговый партнер, как РФ, остальные страны союза вынуждены вводить аналогичные требования к маркировке, чтобы исключить сбои во взаимной торговле и защитить свой рынок от немаркированной продукции. </p> <p> </p> <h4>Правительство Беларуси не рассматривает компенсационные схемы</h4> <p> Если правительство РФ имеет ресурсы для оказания национальным производителям молочной отрасли финансовой и налоговой поддержки в связи с предстоящей маркировкой, то весьма сомнительно, что на аналогичную поддержку могут рассчитывать, например, предприятия молочной отрасли Беларуси. </p> <p> Правительство Беларуси не рассматривает компенсационные схемы своим производителям, а пытается предотвратить введение маркировки в ЕАЭС. Последнее представляется невозможным. </p> <p> Деловой совет ЕАЭС ранее оценивал расходы на техперевооружение производственных линий белорусских молокоперерабатывающих предприятий для нанесения кодов маркировки в 41,4 млн бел руб (16,2 млн долл по курсу Национального банка Беларуси). Кроме того, ежегодные затраты на приобретение и нанесение кодов маркировки (в зависимости от стоимости кода маркировки) составят от 63 млн бел руб (24,6 млн долл; 1 долл – 2,56 бел руб) до 102,4 млн бел руб (40 млн долл). По оценкам белорусского бизнеса, цены на молочную продукцию с введением ее маркировки могут вырасти на 9%. </p> <p> </p> <h4>Белорусские производители могут потерять позиции на главном экспортном рынке</h4> <p> Таким образом, если РФ окажет финансовую поддержку своим предприятиям на этапе введения обязательной маркировки молочной продукции, она создаст неравные условия для конкуренции на молочном рынке в ЕАЭС. Отметим, что эта проблема задевает интересы, в первую очередь, белорусских и казахстанских производителей. </p> <p> Беларусь уже имеет аналогичный прецедент в связи с компенсацией правительством РФ своим компаниям издержек от налогового маневра в нефтяной отрасли. </p> <p> Ситуация с маркировкой «молочки» может повторить проблему с компенсацией правительством РФ потерь от налогового маневра российским нефтяным компаниям, которая до сих пор остается камнем преткновения в отношениях Беларуси и РФ. </p> <p> Ранее на претензии Беларуси на компенсацию потерь от налогового маневра Минфин РФ отвечал, что они ограничивают суверенное право России на проведение внутренней политики и предлагал Беларуси принять российский налоговый кодекс. Не исключено, что аналогичная рекомендация со стороны Москвы может последовать и сейчас. </p> <p> Наиболее экспортоориентированной белорусской молочной продукцией являются сыры, масло животное, цельномолочная продукция и сухое молоко. Россия является основным экспортным рынком, за январь-август 2020 г в РФ было поставлено 94% от объема всего экспорта сыров (здесь и далее в денежном выражении), 92,4% от объема экспорта сливочного масла, 58% объема экспорта сгущенных и сухих молока и сливок, 95% объема экспорта несгущенных молока и сливок. </p>
2020-11-17
Primepress
МИНСК, 17 ноября – ПраймПресс. В сентябре 2020 г Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) договорился о переносе сроков введения в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС – Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия) маркировки отдельных видов молочной продукции с января 2021 г на более поздние даты - по мере готовности стран ЕАЭС.
В ноябре стало известно, что Россия, которая является инициатором введения маркировки молочной продукции, приняла решение о переносе сроков ее введения на национальном уровне с января 2021 г на май 2021 г. До этого РФ уже один раз переносила сроки по просьбе своих производителей.
Замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов отметил, что речь идет о поэтапном введении маркировки. Начиная с 20 января 2021 г - в добровольном порядке, обязательные требования - с 1 мая 2021 г, а с 1 мая 2023 г должна появиться возможность полной поэкземплярной прослеживаемости.
Обозначены этапы введения в РФ обязательной маркировки для различных видов молочной продукции: с 1 мая 2021 г - сыр, сливочное масло и мороженое; с 1 июля 2021 г - молоко и сливки со сроком годности более 28 дней, пахта, свернувшееся молоко и сливки, йогурт, кефир, молочная сыворотка, творог и молодые сыры, сметана; с 1 октября 2021 г - молоко и сливки со сроком годности 28 дней и менее, молоко и сливки сгущенные или с добавлением сахара, безалкогольные напитки, содержащие молочный жир.
Кроме того, с 1 октября 2021 г торговля будет обязана передавать в систему маркировки данные о продаже молочных продуктов через кассу. Туда же, но с 1 мая 2022 г должны будут предоставлять сведения о движении товара (его наименование и количество) производители и дистрибьюторы. А с мая 2023 г в систему маркировки будет передаваться информация о движении каждой единицы промаркированного товара.
В связи с введением маркировки российские производители начинают замораживать все другие свои инвестиции в оборудование и готовят деньги на покупку необходимой техники, на внедрение, софт и так далее. Национальный союз производителей молока РФ («Союзмолоко») ранее оценивал, что в первый год на запуск и обеспечение работы системы маркировки понадобится 61,3 млрд рос руб, далее ежегодные затраты отрасли составят 35,2 млрд рос руб.
Если у компаний не будет господдержки, то они будут закладывать затраты на внедрение цифровой маркировки продукции в цены. По оценкам московской Торгово-промышленной палаты, это приведет к росту себестоимости на 10% у крупных предприятий, на 20% - у среднего и малого бизнеса.
В связи с этим в РФ обсуждают способы, как минимизировать затраты молочной отрасли. В частности, Минсельхоз РФ предлагает частично возмещать прямые затраты на маркировку производителям молочной отрасли, а также предоставлять им льготные кредиты, обнулить таможенные пошлины и НДС на импортное оборудование.
Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС вступило в силу 29 марта 2019 г. Соглашение является рамочным документом, определяющим основные правила введения единой маркировки в отношении согласованной группы товаров на территории ЕАЭС. Одновременно документ определяет порядок введения маркировки: либо на территории всего ЕАЭС, либо на национальном уровне.
При этом каждая страна может ввести на своей территории маркировку любой группы товаров, что может отличаться от требований к продукции в других странах ЕАЭС. Но очевидно, что, когда требования на национальном уровне вводит такой крупный торговый партнер, как РФ, остальные страны союза вынуждены вводить аналогичные требования к маркировке, чтобы исключить сбои во взаимной торговле и защитить свой рынок от немаркированной продукции.
Если правительство РФ имеет ресурсы для оказания национальным производителям молочной отрасли финансовой и налоговой поддержки в связи с предстоящей маркировкой, то весьма сомнительно, что на аналогичную поддержку могут рассчитывать, например, предприятия молочной отрасли Беларуси.
Правительство Беларуси не рассматривает компенсационные схемы своим производителям, а пытается предотвратить введение маркировки в ЕАЭС. Последнее представляется невозможным.
Деловой совет ЕАЭС ранее оценивал расходы на техперевооружение производственных линий белорусских молокоперерабатывающих предприятий для нанесения кодов маркировки в 41,4 млн бел руб (16,2 млн долл по курсу Национального банка Беларуси). Кроме того, ежегодные затраты на приобретение и нанесение кодов маркировки (в зависимости от стоимости кода маркировки) составят от 63 млн бел руб (24,6 млн долл; 1 долл – 2,56 бел руб) до 102,4 млн бел руб (40 млн долл). По оценкам белорусского бизнеса, цены на молочную продукцию с введением ее маркировки могут вырасти на 9%.
Таким образом, если РФ окажет финансовую поддержку своим предприятиям на этапе введения обязательной маркировки молочной продукции, она создаст неравные условия для конкуренции на молочном рынке в ЕАЭС. Отметим, что эта проблема задевает интересы, в первую очередь, белорусских и казахстанских производителей.
Беларусь уже имеет аналогичный прецедент в связи с компенсацией правительством РФ своим компаниям издержек от налогового маневра в нефтяной отрасли.
Ситуация с маркировкой «молочки» может повторить проблему с компенсацией правительством РФ потерь от налогового маневра российским нефтяным компаниям, которая до сих пор остается камнем преткновения в отношениях Беларуси и РФ.
Ранее на претензии Беларуси на компенсацию потерь от налогового маневра Минфин РФ отвечал, что они ограничивают суверенное право России на проведение внутренней политики и предлагал Беларуси принять российский налоговый кодекс. Не исключено, что аналогичная рекомендация со стороны Москвы может последовать и сейчас.
Наиболее экспортоориентированной белорусской молочной продукцией являются сыры, масло животное, цельномолочная продукция и сухое молоко. Россия является основным экспортным рынком, за январь-август 2020 г в РФ было поставлено 94% от объема всего экспорта сыров (здесь и далее в денежном выражении), 92,4% от объема экспорта сливочного масла, 58% объема экспорта сгущенных и сухих молока и сливок, 95% объема экспорта несгущенных молока и сливок.