Официальный Минск наносит репутационный урон Беларуси заявлениями о возможном перекрытии транзита – эксперт
<p> МИНСК, 16 ноября – ПраймПресс. Официальный Минск наносит репутационный урон Беларуси заявлениями о возможном перекрытии транзитных потоков через белорусскую территорию в случае расширения санкций Евросоюза. Об этом сказал в интервью порталу «Евразия.Эксперт» заместитель руководителя экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов» РФ Сергей Кондратьев. </p> <p> </p> <p> Как сообщалось, президент Беларуси Александр Лукашенко 11 ноября порекомендовал ЕС перед тем, как вводить санкции против Минска, подумать о транзите газа и грузов, идущем через территорию республики. Лукашенко отметил, что через страну идет газопровод Ямал-Европа, причем в последнее время объемы транзита газа из РФ на Запад значительно увеличились. </p> <p> </p> <p> «Безусловно, от этого пострадает репутация Беларуси как надежной страны-транзитера. Уже сами заявления такого рода, на мой взгляд, наносят достаточно тяжелый удар по белорусской репутации», - сказал Контратьев. </p> <p> </p> <p> По его словам, для Беларуси транзит – «это многомиллиардный бизнес, потому что речь идет не только о транзите газа, но и о транзите нефти, об огромном потоке транзитных автоперевозок, которые тоже сейчас находятся под давлением в связи с миграционным кризисом». </p> <p> </p> <p> Кондратьев назвал «малореалистичным» сценарий остановки белорусской стороной транзита российского газа через территорию Беларуси. «Во-первых, потому что белорусский участок газопровода «Ямал-Европа» принадлежит ПАО «Газпром» и не имеет никакого отношения к белорусскому государству. Остановка транзита, наверное, возможна с применением силовых органов Беларуси, но фактически это будет означать захват собственности российской компании, и это будет уже серьезный вызов не только европейским странам, но и России» - отметил Кондратьев. </p> <p> </p> <p> Он считает, что пострадать от этого может «Газпром», «потому что будет недопоставка газа на европейский рынок». «Здесь, учитывая то, сколько сейчас стоит газ, и то, что объем суточной прокачки колеблется в диапазоне 30-40 млн куб м, потери в день могут составлять несколько миллионов долларов», - сказал эксперт. </p> <p> </p> <p> При этом он обратил внимание, что компания «Газпром трансгаз Беларусь» в последние несколько лет является одним из крупнейших налогоплательщиков в стране. </p> <p> </p> <p> «В 2020 г «Газпром» заплатил в белорусский бюджет 115 млн долл. Понятно, что налоги эти образуются не только за счет транзита, но и за счет поставки белорусским потребителям, но это достаточно серьезные финансовые потоки. При остановке транзита Беларусь может терять до 4-5 млн долл налогов в месяц», - отметил Кондратьев. </p> <p> </p> <p> Кроме того, «Газпром трансгаз Беларусь» достаточно много покупает товаров и услуг белорусского производства. «Поэтому здесь речь идет о нескольких процентах ВВП страны, которые так или иначе завязаны на транзит российского газа. То есть, для Беларуси это важный сектор экономики», - подчеркнул эксперт. </p> <p> </p> <p> В то же время угрозу Лукашенко приостановить транзит грузов через территорию Беларуси он назвал «наиболее сложным моментом во взаимоотношениях Беларуси и Польши (а отчасти, и России в будущем), потому что по-прежнему значительная часть потребительских товаров из Европы в Россию поставляется автотранспортом по белорусскому направлению». </p> <p> </p> <p> «После 2014 г, когда отношения с Украиной (у РФ – ред.) резко ухудшились, белорусский маршрут фактически стал основным для транспортировки. Есть, конечно, возможности для обхода, связанные с транспортировкой из Польши через страны Балтии, либо с перевалкой грузов в портах Ленобласти или в портах Балтии, но все-таки, белорусский транзит является ключевым», - пояснил эксперт. </p> <p> </p> <p> Он предположил, что в преддверии нового года из-за миграционного кризиса польская или белорусская сторона могут усилить проверку проходящих через их территорию грузовиков, из-за чего транзит будет занимать больше времени. «Это может привести к достаточно серьезным потерям. Речь может идти как минимум о десятках миллионов долларов упущенной выгоды и для отправителей, и для транспортных компаний», - отметил Кондратьев. </p> <p> </p> <p> По его словам, если предположить, что скорость транзита по белорусской территории либо серьезно снизится, либо он в какой-то момент будет приостановлен, хотя последнее эксперту кажется крайне маловероятным, это будет означать, что могут возникнуть перебои с отдельными видами потребительских товаров. «В большей степени это относится к непродовольственным товарам: нельзя сказать, что это будет каким-то очень неприятным событием для российских ритейлеров, но это может быть очень серьезным фактором, который повлияет на отношение российской стороны к поведению белорусских властей», - считает Кондратьев. </p> <p> </p> <p> Он также обратил внимание на возможные проблемные вопросы, связанные с транспортировкой нефти. «Здесь можно предполагать, что белорусская сторона со временем тоже будет предлагать какие-то варианты ухудшения транзита или его полного прекращения, или, по крайней мере, угрожать этим. На мой взгляд, автомобильный транзит сейчас – наиболее тревожное направление в нашем общем взаимодействии между Россией, Беларусью и Европой», - отметил эксперт. </p> <p> </p> <p> Участок магистрального экспортного газопровода «Ямал - Европа», проходящий через территорию Беларуси, был введен в строй в 1999 г. Транзитный газ по этой «трубе» поставляется в Калининградскую область, Литву, Украину и Польшу и далее в Германию. Его проектная мощность составляет 32,9 млрд куб м в год. Протяженность белорусского участка магистрального газопровода «Ямал-Европа» составляет 575 км. Этот участок всегда принадлежал «Газпрому». </p> <p> </p> <p> Кроме того, в 2007-2011 гг «Газпром» купил белорусскую газотранспортную систему за 5 млрд долл, которой сейчас управляет стопроцентная дочка «Газпрома» – ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». «Газпром трансгаз Беларусь» также обеспечивает газоснабжение потребителей Беларуси. </p> <p> </p> <p> В результате сейчас расположенные на территории Беларуси два газопровода - «Ямал-Европа» и бывшая отечественная ГТС - полностью принадлежат России. </p>
2021-11-16
Primepress
МИНСК, 16 ноября – ПраймПресс. Официальный Минск наносит репутационный урон Беларуси заявлениями о возможном перекрытии транзитных потоков через белорусскую территорию в случае расширения санкций Евросоюза. Об этом сказал в интервью порталу «Евразия.Эксперт» заместитель руководителя экономического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов» РФ Сергей Кондратьев.
Как сообщалось, президент Беларуси Александр Лукашенко 11 ноября порекомендовал ЕС перед тем, как вводить санкции против Минска, подумать о транзите газа и грузов, идущем через территорию республики. Лукашенко отметил, что через страну идет газопровод Ямал-Европа, причем в последнее время объемы транзита газа из РФ на Запад значительно увеличились.
«Безусловно, от этого пострадает репутация Беларуси как надежной страны-транзитера. Уже сами заявления такого рода, на мой взгляд, наносят достаточно тяжелый удар по белорусской репутации», - сказал Контратьев.
По его словам, для Беларуси транзит – «это многомиллиардный бизнес, потому что речь идет не только о транзите газа, но и о транзите нефти, об огромном потоке транзитных автоперевозок, которые тоже сейчас находятся под давлением в связи с миграционным кризисом».
Кондратьев назвал «малореалистичным» сценарий остановки белорусской стороной транзита российского газа через территорию Беларуси. «Во-первых, потому что белорусский участок газопровода «Ямал-Европа» принадлежит ПАО «Газпром» и не имеет никакого отношения к белорусскому государству. Остановка транзита, наверное, возможна с применением силовых органов Беларуси, но фактически это будет означать захват собственности российской компании, и это будет уже серьезный вызов не только европейским странам, но и России» - отметил Кондратьев.
Он считает, что пострадать от этого может «Газпром», «потому что будет недопоставка газа на европейский рынок». «Здесь, учитывая то, сколько сейчас стоит газ, и то, что объем суточной прокачки колеблется в диапазоне 30-40 млн куб м, потери в день могут составлять несколько миллионов долларов», - сказал эксперт.
При этом он обратил внимание, что компания «Газпром трансгаз Беларусь» в последние несколько лет является одним из крупнейших налогоплательщиков в стране.
«В 2020 г «Газпром» заплатил в белорусский бюджет 115 млн долл. Понятно, что налоги эти образуются не только за счет транзита, но и за счет поставки белорусским потребителям, но это достаточно серьезные финансовые потоки. При остановке транзита Беларусь может терять до 4-5 млн долл налогов в месяц», - отметил Кондратьев.
Кроме того, «Газпром трансгаз Беларусь» достаточно много покупает товаров и услуг белорусского производства. «Поэтому здесь речь идет о нескольких процентах ВВП страны, которые так или иначе завязаны на транзит российского газа. То есть, для Беларуси это важный сектор экономики», - подчеркнул эксперт.
В то же время угрозу Лукашенко приостановить транзит грузов через территорию Беларуси он назвал «наиболее сложным моментом во взаимоотношениях Беларуси и Польши (а отчасти, и России в будущем), потому что по-прежнему значительная часть потребительских товаров из Европы в Россию поставляется автотранспортом по белорусскому направлению».
«После 2014 г, когда отношения с Украиной (у РФ – ред.) резко ухудшились, белорусский маршрут фактически стал основным для транспортировки. Есть, конечно, возможности для обхода, связанные с транспортировкой из Польши через страны Балтии, либо с перевалкой грузов в портах Ленобласти или в портах Балтии, но все-таки, белорусский транзит является ключевым», - пояснил эксперт.
Он предположил, что в преддверии нового года из-за миграционного кризиса польская или белорусская сторона могут усилить проверку проходящих через их территорию грузовиков, из-за чего транзит будет занимать больше времени. «Это может привести к достаточно серьезным потерям. Речь может идти как минимум о десятках миллионов долларов упущенной выгоды и для отправителей, и для транспортных компаний», - отметил Кондратьев.
По его словам, если предположить, что скорость транзита по белорусской территории либо серьезно снизится, либо он в какой-то момент будет приостановлен, хотя последнее эксперту кажется крайне маловероятным, это будет означать, что могут возникнуть перебои с отдельными видами потребительских товаров. «В большей степени это относится к непродовольственным товарам: нельзя сказать, что это будет каким-то очень неприятным событием для российских ритейлеров, но это может быть очень серьезным фактором, который повлияет на отношение российской стороны к поведению белорусских властей», - считает Кондратьев.
Он также обратил внимание на возможные проблемные вопросы, связанные с транспортировкой нефти. «Здесь можно предполагать, что белорусская сторона со временем тоже будет предлагать какие-то варианты ухудшения транзита или его полного прекращения, или, по крайней мере, угрожать этим. На мой взгляд, автомобильный транзит сейчас – наиболее тревожное направление в нашем общем взаимодействии между Россией, Беларусью и Европой», - отметил эксперт.
Участок магистрального экспортного газопровода «Ямал - Европа», проходящий через территорию Беларуси, был введен в строй в 1999 г. Транзитный газ по этой «трубе» поставляется в Калининградскую область, Литву, Украину и Польшу и далее в Германию. Его проектная мощность составляет 32,9 млрд куб м в год. Протяженность белорусского участка магистрального газопровода «Ямал-Европа» составляет 575 км. Этот участок всегда принадлежал «Газпрому».
Кроме того, в 2007-2011 гг «Газпром» купил белорусскую газотранспортную систему за 5 млрд долл, которой сейчас управляет стопроцентная дочка «Газпрома» – ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». «Газпром трансгаз Беларусь» также обеспечивает газоснабжение потребителей Беларуси.
В результате сейчас расположенные на территории Беларуси два газопровода - «Ямал-Европа» и бывшая отечественная ГТС - полностью принадлежат России.