ОБЗОР: Запуск общего электроэнергетического рынка ЕАЭС может быть отложен
<p> МИНСК, 3 сентября – Аналитическое агентство ПраймПресс. Запуск общего электроэнергетического рынка (ОЭР) Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который запланирован на 1 июля 2019 г, может быть отложен до создания в союзе общего рынка газа и нефти (планируется, что он заработает в 2025 г). Такой позиции придерживаются крупные энергокомпании РФ. Ранее о необходимости синхронизировать создание общих рынков энергоресурсов, нефти и газа в ЕАЭС также неоднократно заявляла белорусская сторона. </p> <p> Российская газета «Коммерсантъ» на днях сообщила, что Минэнерго РФ и крупные энергокомпании считают преждевременным запуск единого энергорынка ЕАЭС в 2019 г. Они предлагают перенести сроки старта ОЭР, синхронизировав его с рынками газа и нефти, поскольку стороны пока не согласовали базовые принципы энергорынка. </p> <p> В РФ ОПАСАЮТСЯ, ЧТО ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ С НЕРАЗВИТЫХ РЫНКОВ «ПОТЕЧЕТ» В РОССИЮ </p> <p> В России опасаются, что соседние страны с неразвитыми энергорынками будут использовать российскую энергосистему для сбыта излишков своей выработки. Это может снизить загрузку российских мощностей, а доходы генкомпаний РФ, по разным оценкам, упадут на 110-135 млрд рос руб в год. </p> <p> </p> <blockquote> «Запуск единого энергорынка, по опыту стран Евросоюза и других регионов мира, требует проактивной синхронизации энергополитики стран-участников с целью более эффективного совместного использования имеющихся в странах генерирующих и сетевых мощностей. Пока нельзя сказать, что на этом направлении в ЕАЭС достигнуты серьезные успехи - рынки имеют разную структуру, разную степень вмешательства регуляторов», - так прокомментировал ситуацию РИА Новости <b>старший аналитик по электроэнергетике Центра энергетики Московской школы управления Сколково Юрий Мельников.</b> </blockquote> <p> </p> <p> По его словам, возможное увеличение интенсивности импорта электроэнергии в Россию пока не учитывается в стратегическом планировании российской электроэнергетики. «В Генсхеме-2035 (Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2035 г) ни один из сценариев не предполагает роста импорта из стран ЕАЭС на всем горизонте планирования (до 2035 г), при этом импорт из Беларуси вообще прогнозируется на уровне 0», - поясняет Мельников. </p> <p> Эксперт считает, что стратегические решения в российской электроэнергетике (от прогноза региональных балансов до потребности в мощностях) пока принимаются регулятором без учета декларируемой интеграции энергорынков ЕАЭС. «Если в других странах похожая ситуация, то до реальной интеграции еще далеко», - заключает он. </p> <p> МОТИВАЦИЯ БЕЛОРУССКОЙ СТОРОНЫ </p> <p> Похоже, что белорусская сторона также слабо верит в реальную интеграцию энергорынков ЕАЭС уже через год. </p> <p> </p> <p> Следует отметить, что Концепция общего рынка электроэнергии в ЕАЭС была утверждена с учетом «особого мнения» Беларуси. Оно основано на том, что невозможно создать общий евразийский электроэнергетический рынок прежде, чем будет создан общий рынок газа. Аргументы следующие: в Беларуси около 95% электроэнергии вырабатывается на природном газе, а он заметно дороже, чем для российских потребителей, поэтому процессы создания единых рынков электроэнергии и газа в ЕАЭС нужно синхронизировать. </p> <p> Возможно, поэтому в Беларуси до сих пор не принят закон об электроэнергетике, который должен создать правовую базу для работы белорусских субъектов на общем рынке электроэнергии в ЕАЭС. </p> <p> Отметим, что подготовка законопроекта «Об электроэнергетике» в Беларуси была обусловлена вовсе не стремлением белорусского руководства реформировать энергоотрасль, а прежде всего необходимостью выполнения требований в связи с формированием общего энергетического рынка ЕАЭС. </p> <p> Тем не менее, в феврале 2018 г экс-министр энергетики Беларуси Владимир Потупчик откровенно признавал, что «обеспечить полномасштабную работу общего электроэнергетического рынка на конкурентных условиях до создания общего рынка газа не представляется возможным». Вот почему белорусское правительство так спешило зафиксировать цены на газ после 2019 г и при этом ставило перед собой задачу уравнять цены на газ с его стоимостью для российских потребителей, что позволило бы белорусской электроэнергии успешно конкурировать на общем рынке в ЕАЭС. </p> <p> Тем более, что экспортировать «лишнюю» электроэнергию после запуска БелАЭС белорусское руководство рассчитывало на общий евразийский рынок, и, прежде всего, в РФ. «Скорее всего, не на запад энергия потечет с БелАЭС, а в обратную сторону – на восток», - отмечал экс-вице-премьер Беларуси Владимир Семашко в эфире телеканала «Беларусь-1» в июне 2018 г. </p> <p> ЕЭК ТОРОПИТСЯ УЛОЖИТЬСЯ В СРОК </p> <p> Международный договор о формировании общего электроэнергетического рынка в ЕАЭС должен вступить в силу не позднее 1 июля 2019 г. «Мы делаем все возможное, чтобы он был подписан в установленные сроки», - подчеркнул директор департамента энергетики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Леонид Шенец в интервью БЕЛТА 15 августа. </p> <p> Базовые принципы общего электроэнергетического рынка ЕАЭС - конкурентность и рыночное ценообразование. Реализовать эти принципы возможно только путем организации торгов на бирже. Программой формирования ОЭР в ЕАЭС к июлю 2019 г должны быть созданы условия для централизованных торгов электроэнергией, а также торговли по свободным двухсторонним договорам. </p> <p> В июне 2018 г ЕЭК протестировала торги электроэнергией с использованием механизма свободных двусторонних договоров и централизованных торгов по срочным контрактам и на сутки вперед. Они проводились на российских специализированных площадках - АО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» (АТС) и АО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа» (СПбМТСБ). Для участия в торговых сессиях было зарегистрировано около 40 участников, представляющих интересы генерирующих компаний и крупных потребителей электроэнергии. В апреле 2018 г аналогичные имитационные торги ЕЭК провела на базе АО «КОРЭМ» («Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности»), в которых приняли участие также «Минскэнерго», «Гомельэнерго» и «Белэнерго». </p> <p> Комментируя результаты имитационных торгов, директор департамента энергетики ЕЭК Леонид Шенец отмечал, что интерес к торгам «даже превысил наши ожидания». </p> <p> Сейчас на территории ЕАЭС действуют три площадки, специализирующиеся на торговле электроэнергией: казахстанское АО «КОРЭМ» и две российские структуры - АО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» и СПбМТСБ (российские торговые площадки выступают консолидировано). Решение о том, на базе какой из площадок будут создаваться системы централизованных торгов электроэнергией в ЕАЭС, ЕЭК планирует принять к октябрю 2018 г. </p> <p> Безусловно, в том случае, если сроки создания ОЭР в ЕАЭС в ближайшее время не будут пересмотрены. </p>
2018-09-03
Primepress
МИНСК, 3 сентября – Аналитическое агентство ПраймПресс. Запуск общего электроэнергетического рынка (ОЭР) Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который запланирован на 1 июля 2019 г, может быть отложен до создания в союзе общего рынка газа и нефти (планируется, что он заработает в 2025 г). Такой позиции придерживаются крупные энергокомпании РФ. Ранее о необходимости синхронизировать создание общих рынков энергоресурсов, нефти и газа в ЕАЭС также неоднократно заявляла белорусская сторона.
Российская газета «Коммерсантъ» на днях сообщила, что Минэнерго РФ и крупные энергокомпании считают преждевременным запуск единого энергорынка ЕАЭС в 2019 г. Они предлагают перенести сроки старта ОЭР, синхронизировав его с рынками газа и нефти, поскольку стороны пока не согласовали базовые принципы энергорынка.
В РФ ОПАСАЮТСЯ, ЧТО ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ С НЕРАЗВИТЫХ РЫНКОВ «ПОТЕЧЕТ» В РОССИЮ
В России опасаются, что соседние страны с неразвитыми энергорынками будут использовать российскую энергосистему для сбыта излишков своей выработки. Это может снизить загрузку российских мощностей, а доходы генкомпаний РФ, по разным оценкам, упадут на 110-135 млрд рос руб в год.
«Запуск единого энергорынка, по опыту стран Евросоюза и других регионов мира, требует проактивной синхронизации энергополитики стран-участников с целью более эффективного совместного использования имеющихся в странах генерирующих и сетевых мощностей. Пока нельзя сказать, что на этом направлении в ЕАЭС достигнуты серьезные успехи - рынки имеют разную структуру, разную степень вмешательства регуляторов», - так прокомментировал ситуацию РИА Новости старший аналитик по электроэнергетике Центра энергетики Московской школы управления Сколково Юрий Мельников.
По его словам, возможное увеличение интенсивности импорта электроэнергии в Россию пока не учитывается в стратегическом планировании российской электроэнергетики. «В Генсхеме-2035 (Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2035 г) ни один из сценариев не предполагает роста импорта из стран ЕАЭС на всем горизонте планирования (до 2035 г), при этом импорт из Беларуси вообще прогнозируется на уровне 0», - поясняет Мельников.
Эксперт считает, что стратегические решения в российской электроэнергетике (от прогноза региональных балансов до потребности в мощностях) пока принимаются регулятором без учета декларируемой интеграции энергорынков ЕАЭС. «Если в других странах похожая ситуация, то до реальной интеграции еще далеко», - заключает он.
МОТИВАЦИЯ БЕЛОРУССКОЙ СТОРОНЫ
Похоже, что белорусская сторона также слабо верит в реальную интеграцию энергорынков ЕАЭС уже через год.
Следует отметить, что Концепция общего рынка электроэнергии в ЕАЭС была утверждена с учетом «особого мнения» Беларуси. Оно основано на том, что невозможно создать общий евразийский электроэнергетический рынок прежде, чем будет создан общий рынок газа. Аргументы следующие: в Беларуси около 95% электроэнергии вырабатывается на природном газе, а он заметно дороже, чем для российских потребителей, поэтому процессы создания единых рынков электроэнергии и газа в ЕАЭС нужно синхронизировать.
Возможно, поэтому в Беларуси до сих пор не принят закон об электроэнергетике, который должен создать правовую базу для работы белорусских субъектов на общем рынке электроэнергии в ЕАЭС.
Отметим, что подготовка законопроекта «Об электроэнергетике» в Беларуси была обусловлена вовсе не стремлением белорусского руководства реформировать энергоотрасль, а прежде всего необходимостью выполнения требований в связи с формированием общего энергетического рынка ЕАЭС.
Тем не менее, в феврале 2018 г экс-министр энергетики Беларуси Владимир Потупчик откровенно признавал, что «обеспечить полномасштабную работу общего электроэнергетического рынка на конкурентных условиях до создания общего рынка газа не представляется возможным». Вот почему белорусское правительство так спешило зафиксировать цены на газ после 2019 г и при этом ставило перед собой задачу уравнять цены на газ с его стоимостью для российских потребителей, что позволило бы белорусской электроэнергии успешно конкурировать на общем рынке в ЕАЭС.
Тем более, что экспортировать «лишнюю» электроэнергию после запуска БелАЭС белорусское руководство рассчитывало на общий евразийский рынок, и, прежде всего, в РФ. «Скорее всего, не на запад энергия потечет с БелАЭС, а в обратную сторону – на восток», - отмечал экс-вице-премьер Беларуси Владимир Семашко в эфире телеканала «Беларусь-1» в июне 2018 г.
ЕЭК ТОРОПИТСЯ УЛОЖИТЬСЯ В СРОК
Международный договор о формировании общего электроэнергетического рынка в ЕАЭС должен вступить в силу не позднее 1 июля 2019 г. «Мы делаем все возможное, чтобы он был подписан в установленные сроки», - подчеркнул директор департамента энергетики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Леонид Шенец в интервью БЕЛТА 15 августа.
Базовые принципы общего электроэнергетического рынка ЕАЭС - конкурентность и рыночное ценообразование. Реализовать эти принципы возможно только путем организации торгов на бирже. Программой формирования ОЭР в ЕАЭС к июлю 2019 г должны быть созданы условия для централизованных торгов электроэнергией, а также торговли по свободным двухсторонним договорам.
В июне 2018 г ЕЭК протестировала торги электроэнергией с использованием механизма свободных двусторонних договоров и централизованных торгов по срочным контрактам и на сутки вперед. Они проводились на российских специализированных площадках - АО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» (АТС) и АО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа» (СПбМТСБ). Для участия в торговых сессиях было зарегистрировано около 40 участников, представляющих интересы генерирующих компаний и крупных потребителей электроэнергии. В апреле 2018 г аналогичные имитационные торги ЕЭК провела на базе АО «КОРЭМ» («Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности»), в которых приняли участие также «Минскэнерго», «Гомельэнерго» и «Белэнерго».
Комментируя результаты имитационных торгов, директор департамента энергетики ЕЭК Леонид Шенец отмечал, что интерес к торгам «даже превысил наши ожидания».
Сейчас на территории ЕАЭС действуют три площадки, специализирующиеся на торговле электроэнергией: казахстанское АО «КОРЭМ» и две российские структуры - АО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» и СПбМТСБ (российские торговые площадки выступают консолидировано). Решение о том, на базе какой из площадок будут создаваться системы централизованных торгов электроэнергией в ЕАЭС, ЕЭК планирует принять к октябрю 2018 г.
Безусловно, в том случае, если сроки создания ОЭР в ЕАЭС в ближайшее время не будут пересмотрены.