Обзор публикаций СМИ и телеграм-каналов 5 октября 2021 г
<p> МИНСК, 5 октября – ПраймПресс. Государственный долг Беларуси на 1 сентября составил 57,2 млрд руб (22,7 млрд долл по курсу Национального банка Беларуси). С начала года он уменьшился на 0,6 млрд руб (0,24 млрд долл, 1 долл – 2,5146) или на 1,1%. По мнению экспертов, причина снижения долга, скорее всего в том, что все сложнее заимствовать средства на внешних рынках, пишет Naviny.by. На 1 сентября внешний госдолг составил 18,3 млрд долл, снизившись с начала года на 0,3 млрд долл (с учетом курсовых разниц), или на 1,5%. При этом внутренний долг вырос на 14,3% — до 11,3 млрд руб (4,49 млрд долл). По информации Минфина, в январе — августе привлечены внешние государственные займы на сумму, эквивалентную 999,7 млн долл. В том числе 813,6 млн долл выдало правительство Российской Федерации; 142,6 млн долл — Международный банк реконструкции и развития (МБРР); 20 млн долл — Фонд международного развития ОПЕК; 14,9 млн долл — Экспортно-импортный банк Китая; 8,6 млн долл — Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Северный инвестиционный банк (СИБ). Погашение внешнего госдолга в этот период составило 1 млрд 271,8 млн долл: 554,5 млн долл — правительству и банкам РФ; 403,1 млн долл — банкам Китая; 238,5 млн долл — Евразийскому фонду стабилизации и развития (ЕФСР); 71,8 млн долл — МБРР; 3,2 млн долл — ЕБРР и СИБ; 0,7 млн долл — Товарно-кредитной корпорации США. Причина сокращения внешнего долга во многом лежит в текущем состоянии экономики, которое позволяет «особо не заимствовать средства на внешних рынках», считает академический директор BEROC Катерина Борнукова. «Правительство справляется с выплатами по внешнему долгу благодаря успехам на экспортном фронте», — сказала Борнукова в комментарии для Naviny.by. При этом, отметила она, выплаты по внешнему долгу происходят равномернее, чем поступления. «Например, в этом году мы получили пока только один транш российского кредита в полмиллиарда долларов, который почти выплачен, поэтому долг уменьшился. Однако это не значит, что по итогам года долг еще больше уменьшится, может, мы получим какой-нибудь кредит», — сказала Борнукова. Действительно, состояние белорусской экономики на данный момент выглядит достаточно привлекательно: ВВП вырос на 3%, хотя по прогнозу социально-экономического развития страны на 2021 г среднегодовой рост был заложен на уровне 1,8%. В основе столь высоких для белорусской экономики темпов роста лежит так называемое «внешнеторговое чудо» — в результате быстрого роста в последние 6-8 месяцев экспорт уже превысил предковидный объем и долгосрочный прогноз, на который ориентировалось правительство. О том, что Беларуси не нужны новые кредиты, говорил и Александр Лукашенко на недавней встрече с Владимиром Путиным, на которой обсуждались союзные программы. Тем не менее одним из итогов этой встречи стало решение Москвы выделить Беларуси до конца 2022 г кредиты на 630 млн долл. </p> <p> В начале года возникли серьезные проблемы с бюджетным результатом: по итогу первого квартала впервые возник дефицит бюджета в этом периоде года, который еще и оказался огромного размера (1,586 млрд бел руб – 4,3% ВВП – 611 млн долл), пишет Инфобанк. Это стало результатом, прежде всего, государственной помощи в январе закредитованным госпредприятиям, на которую пошли бюджетные деньги. В частности, на БМЗ направлена бюджетная ссуда на сумму 401,5 млн долл и взнос государства в уставный фонд БМЗ через дополнительную эмиссию акций в 370,6 млн долл. Отчего январь – традиционно профицитный для бюджета месяц, в котором уплачиваются квартальные и годовые налоги – был впервые исполнен с «минусом», с дефицитом бюджета. Но с апреля пошло улучшение исполнения бюджета: «минусы» традиционно дефицитных для бюджета месяцев стали уже меньше, а «плюсы» традиционно профицитных месяцев – больше, чем в соответствующих месяцах прошлого – ковид-кризисного – года. В апреле-июле 2021 г наблюдался профицит бюджета, который за четыре месяца составил 2,718 млрд бел руб – 4,7% ВВП – 1,066 млрд долл. Но в августе ситуация резко ухудшилась: снова возник серьезный дефицит бюджета. В августе 2021 г дефицит бюджета стал наибольшим за много лет, и не только в рублях (365 млн бел руб), но и в процентах к ВВП (2,4%) и в долларовом эквиваленте (146 млн долл). (…) Теперь главное – как будет развиваться ситуация дальше. И прежде всего – пойдет ли и дальше ухудшение динамики ВВП, которое началось именно в августе, что, вероятно, и повлияло отрицательно на исполнение бюджета в этом месяце. Главным фактором ухудшения могут быть санкции, которые пока еще не начали действовать во всю силу, но с каждым месяцем их негативное влияние может нарастать. Возможное сильное снижение объема продаж и прибыльности внешнеторговых операций из-за санкций также неизбежно вызовет сокращение доходов в бюджет. И если экономическое и внешнеторговое ухудшение действительно произойдет, очевидно, будет ухудшение и с наполнением бюджета. Раньше проблемы бюджета можно было решить внешними заимствованиями: например, в 2020 г было произведено размещение еврооблигаций на 1,25 млрд долл. Сейчас это возможно исключительно со стороны России. Если же Россия откажет в поддержке на необходимую сумму, придется «оптимизировать» бюджетные расходы. </p> <p> В Беларуси во втором чтении принят законопроект «Об изменении законов по вопросам гарантированного возмещения банковских вкладов (депозитов)». Текст самого проекта пока не опубликован, но если он будут подписан в таком виде, то с изменениями столкнутся как физлица, так и ИП, пишет Onliner. Если законопроект примут, временно свободные средства «Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц» можно будет размещать в облигации Банка развития. Цель этого агентства — возмещение денег вкладчикам в случае невозможности сделать это самим банком. Такие гарантии обеспечены тем, что банки ежегодно делают страховые отчисления. </p> <p> </p>
2021-10-05
Primepress
МИНСК, 5 октября – ПраймПресс. Государственный долг Беларуси на 1 сентября составил 57,2 млрд руб (22,7 млрд долл по курсу Национального банка Беларуси). С начала года он уменьшился на 0,6 млрд руб (0,24 млрд долл, 1 долл – 2,5146) или на 1,1%. По мнению экспертов, причина снижения долга, скорее всего в том, что все сложнее заимствовать средства на внешних рынках, пишет Naviny.by. На 1 сентября внешний госдолг составил 18,3 млрд долл, снизившись с начала года на 0,3 млрд долл (с учетом курсовых разниц), или на 1,5%. При этом внутренний долг вырос на 14,3% — до 11,3 млрд руб (4,49 млрд долл). По информации Минфина, в январе — августе привлечены внешние государственные займы на сумму, эквивалентную 999,7 млн долл. В том числе 813,6 млн долл выдало правительство Российской Федерации; 142,6 млн долл — Международный банк реконструкции и развития (МБРР); 20 млн долл — Фонд международного развития ОПЕК; 14,9 млн долл — Экспортно-импортный банк Китая; 8,6 млн долл — Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Северный инвестиционный банк (СИБ). Погашение внешнего госдолга в этот период составило 1 млрд 271,8 млн долл: 554,5 млн долл — правительству и банкам РФ; 403,1 млн долл — банкам Китая; 238,5 млн долл — Евразийскому фонду стабилизации и развития (ЕФСР); 71,8 млн долл — МБРР; 3,2 млн долл — ЕБРР и СИБ; 0,7 млн долл — Товарно-кредитной корпорации США. Причина сокращения внешнего долга во многом лежит в текущем состоянии экономики, которое позволяет «особо не заимствовать средства на внешних рынках», считает академический директор BEROC Катерина Борнукова. «Правительство справляется с выплатами по внешнему долгу благодаря успехам на экспортном фронте», — сказала Борнукова в комментарии для Naviny.by. При этом, отметила она, выплаты по внешнему долгу происходят равномернее, чем поступления. «Например, в этом году мы получили пока только один транш российского кредита в полмиллиарда долларов, который почти выплачен, поэтому долг уменьшился. Однако это не значит, что по итогам года долг еще больше уменьшится, может, мы получим какой-нибудь кредит», — сказала Борнукова. Действительно, состояние белорусской экономики на данный момент выглядит достаточно привлекательно: ВВП вырос на 3%, хотя по прогнозу социально-экономического развития страны на 2021 г среднегодовой рост был заложен на уровне 1,8%. В основе столь высоких для белорусской экономики темпов роста лежит так называемое «внешнеторговое чудо» — в результате быстрого роста в последние 6-8 месяцев экспорт уже превысил предковидный объем и долгосрочный прогноз, на который ориентировалось правительство. О том, что Беларуси не нужны новые кредиты, говорил и Александр Лукашенко на недавней встрече с Владимиром Путиным, на которой обсуждались союзные программы. Тем не менее одним из итогов этой встречи стало решение Москвы выделить Беларуси до конца 2022 г кредиты на 630 млн долл.
В начале года возникли серьезные проблемы с бюджетным результатом: по итогу первого квартала впервые возник дефицит бюджета в этом периоде года, который еще и оказался огромного размера (1,586 млрд бел руб – 4,3% ВВП – 611 млн долл), пишет Инфобанк. Это стало результатом, прежде всего, государственной помощи в январе закредитованным госпредприятиям, на которую пошли бюджетные деньги. В частности, на БМЗ направлена бюджетная ссуда на сумму 401,5 млн долл и взнос государства в уставный фонд БМЗ через дополнительную эмиссию акций в 370,6 млн долл. Отчего январь – традиционно профицитный для бюджета месяц, в котором уплачиваются квартальные и годовые налоги – был впервые исполнен с «минусом», с дефицитом бюджета. Но с апреля пошло улучшение исполнения бюджета: «минусы» традиционно дефицитных для бюджета месяцев стали уже меньше, а «плюсы» традиционно профицитных месяцев – больше, чем в соответствующих месяцах прошлого – ковид-кризисного – года. В апреле-июле 2021 г наблюдался профицит бюджета, который за четыре месяца составил 2,718 млрд бел руб – 4,7% ВВП – 1,066 млрд долл. Но в августе ситуация резко ухудшилась: снова возник серьезный дефицит бюджета. В августе 2021 г дефицит бюджета стал наибольшим за много лет, и не только в рублях (365 млн бел руб), но и в процентах к ВВП (2,4%) и в долларовом эквиваленте (146 млн долл). (…) Теперь главное – как будет развиваться ситуация дальше. И прежде всего – пойдет ли и дальше ухудшение динамики ВВП, которое началось именно в августе, что, вероятно, и повлияло отрицательно на исполнение бюджета в этом месяце. Главным фактором ухудшения могут быть санкции, которые пока еще не начали действовать во всю силу, но с каждым месяцем их негативное влияние может нарастать. Возможное сильное снижение объема продаж и прибыльности внешнеторговых операций из-за санкций также неизбежно вызовет сокращение доходов в бюджет. И если экономическое и внешнеторговое ухудшение действительно произойдет, очевидно, будет ухудшение и с наполнением бюджета. Раньше проблемы бюджета можно было решить внешними заимствованиями: например, в 2020 г было произведено размещение еврооблигаций на 1,25 млрд долл. Сейчас это возможно исключительно со стороны России. Если же Россия откажет в поддержке на необходимую сумму, придется «оптимизировать» бюджетные расходы.
В Беларуси во втором чтении принят законопроект «Об изменении законов по вопросам гарантированного возмещения банковских вкладов (депозитов)». Текст самого проекта пока не опубликован, но если он будут подписан в таком виде, то с изменениями столкнутся как физлица, так и ИП, пишет Onliner. Если законопроект примут, временно свободные средства «Агентства по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц» можно будет размещать в облигации Банка развития. Цель этого агентства — возмещение денег вкладчикам в случае невозможности сделать это самим банком. Такие гарантии обеспечены тем, что банки ежегодно делают страховые отчисления.