Обзор публикаций СМИ и телеграм-каналов 3 мая 2021 г
<p> МИНСК, 3 мая – ПраймПресс. Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на прошедшем 29-30 апреля в Казани заседании Евразийского межправительственного совета поддержали применение Беларусью ограничительных мер в ответ на недоброжелательные действия ряда иностранных компаний, сообщил премьер-министр Беларуси Роман Головченко в эфире телеканала «Беларусь 1». «Я объяснил наши мотивы. Они были восприняты, поддержаны», - сказал Головченко. Премьер-министр подчеркнул, что данные меры не нарушают обязательств Беларуси в рамках ЕАЭС. «Как бы моральное право на принятие таких мер оно неоспоримо с нашей стороны. Поэтому, ну это так, в плане обмена мнениями. Потому что непосредственно к ЕАЭС это не имеет отношения. Мы действуем в рамках своего правового поля, на основании указа президента соответствующего. И это не нарушает наши обязательства в рамках ЕАЭС», - отметил он. Как сообщалось, правительство Беларуси постановлением №240 от 23 апреля 2021 г запретило ввоз и реализацию в стране товаров производства компаний Liqui Moly, Škoda Auto и Beiersdorf. Такое решение принято на основании указа президента Беларуси №128 от 30 марта 2021 г «О применении специальных мер», которым предусматривается введение запрета на ввоз и реализацию на территорию Беларуси отдельных групп товаров из стран, которые ввели санкционные (специальные) меры в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц. </p> <p> </p> <p> Беларусь с 5 мая 2021 г запрещает ввоз автомобилей группы компаний Skoda Auto, в том числе российской сборки, произведенных ООО «Фольксваген Груп Рус», пишет TUT.BY. «Запрет касается и стран ЕАЭС», - сообщили TUT.BY в Государственном таможенном комитете (ГТК) в ходе телефонной линии ГТК 1 мая. При этом в ГТК подчеркнули, что будут запрещены для ввоза все автомобили Skoda - и новые, и бэушные. Издание напоминает, что автомобили группы компаний Skoda Auto попали в список запрещенных к ввозу в Беларусь товаров из-за того, что компания отказалась спонсировать чемпионат мира по хоккею, если бы он прошел в Беларуси. </p> <p> </p> <p> Белорусские власти могут отменить введенную в марте «заморозку» цен (лимит роста - не более 0,2% в месяц) на 112 наименований товаров, так как данное решение не привело к заметному снижению темпов инфляции, пишет naviny.online. Как отметил финансовый аналитик Александр Муха, административное регулирование цен – практика из 1990-х и начала 2000-х, когда Беларусь и другие постсоветские страны сталкивались с гиперинфляцией, и власти пытались ручным образом регулировать цены. «Применение такой практики длительное время отрицательно сказывается на финансовом положении предприятий, поэтому отмена жесткого ценового контроля - необходимый шаг, позволяющий не накапливать проблемы в реальном секторе и не создавать условия для товарного дефицита», - подчеркнул эксперт. При этом, по его мнению, в условиях Беларуси нельзя быть уверенным в том, что практики тотального регулирования цен не будут использоваться в будущем. Он напомнил, что по итогам первого квартала инфляция составляла 8,5% в годовом выражении, хотя власти прогнозировали замедление инфляции в 2021 г до 5%. «Чтобы снизить инфляцию до 5% в годовом исчислении, нужно, чтобы экономика Беларуси вернулась к функционированию в штатном режиме. Но без урегулирования политического кризиса в стране это невозможно», - считает Муха. По мнению эксперта, если политическая напряженность в стране сохранится, негативные ожидания (инфляционные и девальвационные) останутся на повышенном уровне, и это будет «препятствовать дальнейшему процессу дезинфляции». </p> <p> </p> <p> Экономический кризис, который предстоит пережить Беларуси, принципиально отличается от прошлых потрясений в 2011 г и 2015 г, отметил в комментарии для onliner.by руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин. «Прежде всего, это будет долговой кризис, похожий на то, как падает финансовая пирамида. Когда из-за невозможности возврата долгов появляется цепочка неплатежей, и это все собирается в один большой снежный ком», - пояснил Ковалкин. «В прошлые кризисы Нацбанк мог девальвировать рубль. За счет этого могла повыситься конкурентоспособность белорусской экономики, вырасти экспорт, поправиться торговое сальдо. И это исправляло ситуацию. Теперь Нацбанк этого не может сделать, потому что появилась большая вторая проблема - невозвратные долги госпредприятий, которые сегодня зашкаливают. И даже сам регулятор оценивает проблемные долги госпредприятий в 14% ВВП. В случае девальвации объемы долгов увеличатся, и их нужно будет спасать деньгами из бюджета. То есть возможности продевальвировать рубль и снизить долги больше не существует. Таким образом, у Нацбанка остался только один инструмент. Он связан с зажиманием рублевой денежной массы и давлением на частный сектор», - считает эксперт. По его мнению, в результате будет снижаться деловая активность в частном секторе, и при этом расти инфляция. «Это будет тяжелым ударом по экономике. Гораздо более сложным и тяжелым, чем в 2011 и 2015 гг. Там был волнообразный спад: упали, отряхнулись и пошли дальше потихоньку расти. В данном случае будут сокращаться инвестиции, рабочие места. А это будет иметь долгосрочные последствия, так как бизнес строится годами», резюмировал Ковалкин. </p> <p> </p> <p> В Беларуси в 2020 г услугами отелей, хостелов и других средств размещения воспользовались 1,1 млн человек, что на 1 млн постояльцев меньше, чем в 2019 г, пишет журнал «Финансы, учет, аудит». В том числе, как отмечает издание, в условиях глобальных ковидных ограничений число иностранных гостей сократилось почти на 800 тыс и составило 320,3 тыс человек. Уменьшение числа иностранцев повлияло на загрузку гостиниц, которая в 2020 г снизилась до 19% с 32% 2019 г. Соответственно, упал и объем выручки: от размещения клиентов в 2020 г гостиничный сектор получил 131,6 млн бел руб (51,412 млн долл по курсу Национального банка Беларуси), за последние десять лет это самый низкий финансовый результат, отмечает издание. </p>
2021-05-03
Primepress
МИНСК, 3 мая – ПраймПресс. Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на прошедшем 29-30 апреля в Казани заседании Евразийского межправительственного совета поддержали применение Беларусью ограничительных мер в ответ на недоброжелательные действия ряда иностранных компаний, сообщил премьер-министр Беларуси Роман Головченко в эфире телеканала «Беларусь 1». «Я объяснил наши мотивы. Они были восприняты, поддержаны», - сказал Головченко. Премьер-министр подчеркнул, что данные меры не нарушают обязательств Беларуси в рамках ЕАЭС. «Как бы моральное право на принятие таких мер оно неоспоримо с нашей стороны. Поэтому, ну это так, в плане обмена мнениями. Потому что непосредственно к ЕАЭС это не имеет отношения. Мы действуем в рамках своего правового поля, на основании указа президента соответствующего. И это не нарушает наши обязательства в рамках ЕАЭС», - отметил он. Как сообщалось, правительство Беларуси постановлением №240 от 23 апреля 2021 г запретило ввоз и реализацию в стране товаров производства компаний Liqui Moly, Škoda Auto и Beiersdorf. Такое решение принято на основании указа президента Беларуси №128 от 30 марта 2021 г «О применении специальных мер», которым предусматривается введение запрета на ввоз и реализацию на территорию Беларуси отдельных групп товаров из стран, которые ввели санкционные (специальные) меры в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц.
Беларусь с 5 мая 2021 г запрещает ввоз автомобилей группы компаний Skoda Auto, в том числе российской сборки, произведенных ООО «Фольксваген Груп Рус», пишет TUT.BY. «Запрет касается и стран ЕАЭС», - сообщили TUT.BY в Государственном таможенном комитете (ГТК) в ходе телефонной линии ГТК 1 мая. При этом в ГТК подчеркнули, что будут запрещены для ввоза все автомобили Skoda - и новые, и бэушные. Издание напоминает, что автомобили группы компаний Skoda Auto попали в список запрещенных к ввозу в Беларусь товаров из-за того, что компания отказалась спонсировать чемпионат мира по хоккею, если бы он прошел в Беларуси.
Белорусские власти могут отменить введенную в марте «заморозку» цен (лимит роста - не более 0,2% в месяц) на 112 наименований товаров, так как данное решение не привело к заметному снижению темпов инфляции, пишет naviny.online. Как отметил финансовый аналитик Александр Муха, административное регулирование цен – практика из 1990-х и начала 2000-х, когда Беларусь и другие постсоветские страны сталкивались с гиперинфляцией, и власти пытались ручным образом регулировать цены. «Применение такой практики длительное время отрицательно сказывается на финансовом положении предприятий, поэтому отмена жесткого ценового контроля - необходимый шаг, позволяющий не накапливать проблемы в реальном секторе и не создавать условия для товарного дефицита», - подчеркнул эксперт. При этом, по его мнению, в условиях Беларуси нельзя быть уверенным в том, что практики тотального регулирования цен не будут использоваться в будущем. Он напомнил, что по итогам первого квартала инфляция составляла 8,5% в годовом выражении, хотя власти прогнозировали замедление инфляции в 2021 г до 5%. «Чтобы снизить инфляцию до 5% в годовом исчислении, нужно, чтобы экономика Беларуси вернулась к функционированию в штатном режиме. Но без урегулирования политического кризиса в стране это невозможно», - считает Муха. По мнению эксперта, если политическая напряженность в стране сохранится, негативные ожидания (инфляционные и девальвационные) останутся на повышенном уровне, и это будет «препятствовать дальнейшему процессу дезинфляции».
Экономический кризис, который предстоит пережить Беларуси, принципиально отличается от прошлых потрясений в 2011 г и 2015 г, отметил в комментарии для onliner.by руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин. «Прежде всего, это будет долговой кризис, похожий на то, как падает финансовая пирамида. Когда из-за невозможности возврата долгов появляется цепочка неплатежей, и это все собирается в один большой снежный ком», - пояснил Ковалкин. «В прошлые кризисы Нацбанк мог девальвировать рубль. За счет этого могла повыситься конкурентоспособность белорусской экономики, вырасти экспорт, поправиться торговое сальдо. И это исправляло ситуацию. Теперь Нацбанк этого не может сделать, потому что появилась большая вторая проблема - невозвратные долги госпредприятий, которые сегодня зашкаливают. И даже сам регулятор оценивает проблемные долги госпредприятий в 14% ВВП. В случае девальвации объемы долгов увеличатся, и их нужно будет спасать деньгами из бюджета. То есть возможности продевальвировать рубль и снизить долги больше не существует. Таким образом, у Нацбанка остался только один инструмент. Он связан с зажиманием рублевой денежной массы и давлением на частный сектор», - считает эксперт. По его мнению, в результате будет снижаться деловая активность в частном секторе, и при этом расти инфляция. «Это будет тяжелым ударом по экономике. Гораздо более сложным и тяжелым, чем в 2011 и 2015 гг. Там был волнообразный спад: упали, отряхнулись и пошли дальше потихоньку расти. В данном случае будут сокращаться инвестиции, рабочие места. А это будет иметь долгосрочные последствия, так как бизнес строится годами», резюмировал Ковалкин.
В Беларуси в 2020 г услугами отелей, хостелов и других средств размещения воспользовались 1,1 млн человек, что на 1 млн постояльцев меньше, чем в 2019 г, пишет журнал «Финансы, учет, аудит». В том числе, как отмечает издание, в условиях глобальных ковидных ограничений число иностранных гостей сократилось почти на 800 тыс и составило 320,3 тыс человек. Уменьшение числа иностранцев повлияло на загрузку гостиниц, которая в 2020 г снизилась до 19% с 32% 2019 г. Соответственно, упал и объем выручки: от размещения клиентов в 2020 г гостиничный сектор получил 131,6 млн бел руб (51,412 млн долл по курсу Национального банка Беларуси), за последние десять лет это самый низкий финансовый результат, отмечает издание.