Обзор публикаций СМИ и телеграм-каналов 2 декабря 2020 г
<p> МИНСК, 2 декабря – ПраймПресс. Экономика Беларуси не сможет преодолеть стагнацию в среднесрочной перспективе, отметил экономист Лев Марголин в комментарии Intex-press. По мнению экономиста, относительно низкие темпы падения экономики связаны в первую очередь с искусственным поддержанием масштабов производства. «Дело в том, что наши предприятия зачастую производят продукцию независимо от того, есть на нее спрос или нет. Забиваются склады, площадки, чего не делается в других странах. Поэтому если сравнивать показатели белорусской экономики с показателями других стран, то у нас вроде бы ситуация лучше. У них падение экономики на 4-8%, у нас – на 0,5-2%. Но на самом деле можно смело считать, что наше падение ничуть не меньше, чем падение в других государствах», отметил он. Эксперт не ожидает скорого возобновления спроса, что в первую очередь связано с проблемной ситуацией на основном экспортном рынке – российском, где в ситуации пандемии и мирового кризиса складывается острый дефицит инвестиций. При этом, по словам экономиста, на белорусскую экономику негативно воздействует и политический кризис, повышающий инвестиционные риски, ограничивающий доступ к внешним заимствованиям, стимулирующий отток высококвалифицированных специалистов. Ситуацию может усугубить ожидаемое принятие странами запада пакета экономических санкций. «У предприятий теряются оборотные средства, им надо закупать сырье, а денег нет, так как продукция не продана. И возникает дилемма, что делать: сокращать производство или запускать печатный станок, разгоняя инфляцию. И то, и другое плохо. Если ситуация не изменится, в начале следующего года медленное торможение может смениться достаточно большим падением. По крайней мере, сопоставимое с тем, которое мы сейчас видим в Украине, западных странах», резюмировал эксперт. </p> <p> Беларусь не получит ценовых преференций по условиям поставок российской нефти в 2021 г, если проект с переориентацией до 6 млн т белорусских нефтегрузов в порты РФ не увенчается результатом. Такое мнение в комментарии изданию «Белорусы и рынок» высказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков. Издание напоминает, что базовые условия для переориентации белорусских нефтепродуктов из портов Балтии в порты РФ остаются неизменными: согласование льготных тарифов российской железной дороги для транзита белорусских грузов; подписание договоров с аффилированными частными компаниями в российских портах. Пока ни одно их этих условий не выполнено. Юшков считает, что российское руководство на переговорах с белорусской стороной по энергоносителям займет прагматичную позицию. «И логика будет примерно такой: мы вас политически поддержали, чтобы получить экономические эффекты. А получается так, что Лукашенко заявил, что по политическим мотивам переносит транзит, чтобы наказать прибалтов за «вторжение во внутренние дела» Беларуси. А теперь Минск опять заговорил с позиции экономики. В ответ российское руководство может поставить Лукашенко перед выбором: или Россия поддерживает его политически и получает для себя экономические выгоды (перенаправление транзита на российские порты), либо Лукашенко экономически ориентируется на Прибалтику, но тогда и политической поддержки от России пусть не ждет»», – отметил эксперт. По его словам, в таком подходе белорусских властей Москва увидит попытки усидеть на двух стульях. «И если Лукашенко будет предпринимать несогласованные с Москвой действия, то Путин посчитает это обманом и сократит поддержку существующему белорусскому руководству», – сказал Юшков. </p>
2020-12-02
Primepress
МИНСК, 2 декабря – ПраймПресс. Экономика Беларуси не сможет преодолеть стагнацию в среднесрочной перспективе, отметил экономист Лев Марголин в комментарии Intex-press. По мнению экономиста, относительно низкие темпы падения экономики связаны в первую очередь с искусственным поддержанием масштабов производства. «Дело в том, что наши предприятия зачастую производят продукцию независимо от того, есть на нее спрос или нет. Забиваются склады, площадки, чего не делается в других странах. Поэтому если сравнивать показатели белорусской экономики с показателями других стран, то у нас вроде бы ситуация лучше. У них падение экономики на 4-8%, у нас – на 0,5-2%. Но на самом деле можно смело считать, что наше падение ничуть не меньше, чем падение в других государствах», отметил он. Эксперт не ожидает скорого возобновления спроса, что в первую очередь связано с проблемной ситуацией на основном экспортном рынке – российском, где в ситуации пандемии и мирового кризиса складывается острый дефицит инвестиций. При этом, по словам экономиста, на белорусскую экономику негативно воздействует и политический кризис, повышающий инвестиционные риски, ограничивающий доступ к внешним заимствованиям, стимулирующий отток высококвалифицированных специалистов. Ситуацию может усугубить ожидаемое принятие странами запада пакета экономических санкций. «У предприятий теряются оборотные средства, им надо закупать сырье, а денег нет, так как продукция не продана. И возникает дилемма, что делать: сокращать производство или запускать печатный станок, разгоняя инфляцию. И то, и другое плохо. Если ситуация не изменится, в начале следующего года медленное торможение может смениться достаточно большим падением. По крайней мере, сопоставимое с тем, которое мы сейчас видим в Украине, западных странах», резюмировал эксперт.
Беларусь не получит ценовых преференций по условиям поставок российской нефти в 2021 г, если проект с переориентацией до 6 млн т белорусских нефтегрузов в порты РФ не увенчается результатом. Такое мнение в комментарии изданию «Белорусы и рынок» высказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков. Издание напоминает, что базовые условия для переориентации белорусских нефтепродуктов из портов Балтии в порты РФ остаются неизменными: согласование льготных тарифов российской железной дороги для транзита белорусских грузов; подписание договоров с аффилированными частными компаниями в российских портах. Пока ни одно их этих условий не выполнено. Юшков считает, что российское руководство на переговорах с белорусской стороной по энергоносителям займет прагматичную позицию. «И логика будет примерно такой: мы вас политически поддержали, чтобы получить экономические эффекты. А получается так, что Лукашенко заявил, что по политическим мотивам переносит транзит, чтобы наказать прибалтов за «вторжение во внутренние дела» Беларуси. А теперь Минск опять заговорил с позиции экономики. В ответ российское руководство может поставить Лукашенко перед выбором: или Россия поддерживает его политически и получает для себя экономические выгоды (перенаправление транзита на российские порты), либо Лукашенко экономически ориентируется на Прибалтику, но тогда и политической поддержки от России пусть не ждет»», – отметил эксперт. По его словам, в таком подходе белорусских властей Москва увидит попытки усидеть на двух стульях. «И если Лукашенко будет предпринимать несогласованные с Москвой действия, то Путин посчитает это обманом и сократит поддержку существующему белорусскому руководству», – сказал Юшков.