Обзор публикаций СМИ и телеграм-каналов 26 октября 2021 г
<p> МИНСК, 26 октября – ПраймПресс. В январе-июне 2021 г экспорт Беларуси в Россию вырос на 24% и составил 7,2 млрд долл. Из них, по данным РБК, в 2021 г объем засекреченного белорусского экспорта в Россию достиг 1,28 млрд долл, в 2020 г он составил 152 млн долл. Как пишет газета «Белорусы и рынок», России выгодно покупать белорусскую продукцию. Бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич утверждает, что «Россия осознанно покупает белорусские товары. И такая тенденция, скорее всего, продолжится в 2022 г». Экономист Лев Марголин считает, что Россию нельзя заставить покупать белорусскую продукцию: «В России экономика более рыночная, если брать такие монополизированные отрасли, как добыча нефти и газа, нефтепереработка. Поэтому предполагать, что кто-то может заставить российские предприятия покупать белорусскую продукцию, - не приходится». Но на самом деле, в условиях ослабления белорусского рубля к российскому покупка белорусской продукции выгодна России. «Другое дело, что в условиях ослабления белорусского рубля к российскому сама по себе процедура покупки белорусской продукции становится выгодной (в пересчете на российский рубль товары становятся дешевле). А, кроме того, существует масса льготных режимов (рассрочка на месяц, на два месяца) тоже стимулирует россиян покупать белорусскую продукцию, поскольку западные производители таких условий не предоставляют», – сказал Марголин. «Структура белорусского экспорта в Россию сильно не меняется. Основу составляет продовольствие, прежде всего мясо и молоко: экспорт молочных продуктов по объему получаемой валюты занимает третье место (вслед за нефтепродуктами и калийными продуктами). Более 90% экспортируемого мяса и молока идет на Россию», – отмечает доктор экономических наук, профессор Борис Желиба. Кроме того, несмотря на чинимые российским лобби преграды, в России пользуется спросом белорусская техника. «Оборудование, транспортные средства – МАЗ примерно 70% работает на Россию, МТЗ не меньше половины тракторов экспортирует в Россию, и «Гомсельмаш». Хотя российские производители аналогичной продукции потихонечку вставляют нам палки в колеса. В первую очередь местное молочное лобби и производители продукции машиностроения, ограничивают белорусское участие в российских госзаказах», – отмечает Желиба. Вообще в торгово-экономических отношениях с Россией наблюдается дисбаланс, который официальный Минск и не пытается исправить. </p> <p> Белорусский рубль по итогам каждой прошедшей в октябре из трех недель укреплялся и к доллару, и к евро, и к российскому рублю, пишет Инфобанк. В результате чего с начала месяца все иностранные валюты подешевели в Беларуси очень сильно, особенно евро и доллар: доллар подешевел на 3,33%, а это означает -50,6% годовых, евро подешевел на 3,21%, что соответствует -48,8% годовых, российский рубль подешевел на 0,90%, это – -13,8% годовых, валютная корзина подешевела на 2,10%, или -31,9% годовых. Это произошло на фоне ослабления доллара США в мире, зеркального укрепления к нему евро, сильного роста цен на нефть и, что важно, сильного укрепления российского рубля. За период с начала октября: индекс доллара USDX снизился на 0,63%: глобальное ослабление доллара США; курс евро к доллару вырос на 0,44%: европейская валюта окрепла к американской; цены на нефть поднялись на 8,51%: нефть сильно подорожала; российский рубль к доллару укрепился на 2,48% (по официальному курсу ЦБРФ на завтра): дорогая нефть потянула вверх российскую валюту. </p> <p> Месячный экспорт товаров и услуг из Беларуси вырос в августе до самого большого за 9 лет, пишет Инфобанк. Но экспорт услуг в августе сократился, а экспорт товаров – увеличился, также до наибольшего за 9 лет, по данным Национального банка. </p> <p> Национальный статистический комитет Беларуси подтвердил эту информацию: по данным Белстата, в августе 2021 г товарный экспорт превзошел не только докризисные значения, но и стал самым большим по величине с августа 2012 г, составив 3,517 млрд долл. Товарный импорт в Беларусь в августе 2021 г тоже вырос, составив одно из наибольших в 2013-2021 гг значений – 3,633 млрд долл. Но если импорт в августе увеличился с июля на 196 млн долл, то экспорт – на 221 млн долл, то есть экспорт в августе вырос на 25 млн долл больше, чем импорт. В сравнении с августом 2019 г, импорт в августе 2021 г стал больше на 295 млн долл, а экспорт – на 538 млн долл: с докризисных времен августовский экспорт товаров из Беларуси увеличился больше, чем августовский товарный импорт в Беларусь, на 243 млн долл. </p> <p> За 9 месяцев 2021 г перевозки грузов транспортом упали на 2,5%, а перевозки пассажиров – на 4,3%. В январе-сентябре 2020 г тоже было снижение к прошлому году – на 7,7% и 17,2% соответственно. Грузовые перевозки также сокращались по итогам 9 месяцев 2019 г. Это значит, что в стране перевозки пассажиров уменьшаются два года подряд, а перевозки грузов – три года подряд, пишет сайт Банки24. </p> <p> Сеть ЭЗС в Минске вскоре пополнится новыми быстрыми зарядными станциями, пишет газета «Рэспубліка» со ссылкой на заместителя директора ПО «Белоруснефть» Андрея Котика. Классификация быстрых зарядных станций начинается с сегмента Мode 4. Такие станции заряжают автомобиль постоянным током мощностью от 50 кВт. За час электрокар получает заряд на 300 км. Следующий этап — развитие станций более высокой мощности. «В нашей сети это 150—180 кВт. Эти станции мы два года устанавливаем на трассах. С их помощью водитель за 20 мин может существенно пополнить свой заряд. В ближайшей перспективе запланирована установка супербыстрых комплексов — те зарядные станции, которые уже идентичны традиционным АЗС с точки зрения скорости зарядки. Буквально за 4—7 мин электрокар получает заряд на 300 км. Их мощность начинается от 350 кВт. Первая станция такой мощности будет установлена в следующем году в качестве пилотного проекта, — рассказал Котик. По его словам, уже сегодня в серийном производстве находятся электромобили, которые позволяют заряжаться с мощностью супербыстрых зарядок. «Мы понимаем, что вскоре таких автомобилей будет становиться еще больше. Заблаговременно должны быть готовы к новому витку развития технологий и устанавливать зарядки мощностью 350 кВт как в городах, так и на трассах. При этом план установки супербыстрых и быстрых станций опирается на востребованность и наличие сетей, ведь 350 кВт — это мощная станция, она требует серьезного сетевого строительства», - сказал Котик. Необходимое оборудование в Беларуси производится полностью. ОАО «Витязь» за четыре года расширило модельный ряд. Наиболее востребованы сегодня быстрые станции постоянного тока мощностью 50—60 кВт. Сейчас компания осваивает более быстрые зарядные станции постоянного тока в 200 кВт. В разработке станции на 350 кВт. </p>
2021-10-26
Primepress
МИНСК, 26 октября – ПраймПресс. В январе-июне 2021 г экспорт Беларуси в Россию вырос на 24% и составил 7,2 млрд долл. Из них, по данным РБК, в 2021 г объем засекреченного белорусского экспорта в Россию достиг 1,28 млрд долл, в 2020 г он составил 152 млн долл. Как пишет газета «Белорусы и рынок», России выгодно покупать белорусскую продукцию. Бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич утверждает, что «Россия осознанно покупает белорусские товары. И такая тенденция, скорее всего, продолжится в 2022 г». Экономист Лев Марголин считает, что Россию нельзя заставить покупать белорусскую продукцию: «В России экономика более рыночная, если брать такие монополизированные отрасли, как добыча нефти и газа, нефтепереработка. Поэтому предполагать, что кто-то может заставить российские предприятия покупать белорусскую продукцию, - не приходится». Но на самом деле, в условиях ослабления белорусского рубля к российскому покупка белорусской продукции выгодна России. «Другое дело, что в условиях ослабления белорусского рубля к российскому сама по себе процедура покупки белорусской продукции становится выгодной (в пересчете на российский рубль товары становятся дешевле). А, кроме того, существует масса льготных режимов (рассрочка на месяц, на два месяца) тоже стимулирует россиян покупать белорусскую продукцию, поскольку западные производители таких условий не предоставляют», – сказал Марголин. «Структура белорусского экспорта в Россию сильно не меняется. Основу составляет продовольствие, прежде всего мясо и молоко: экспорт молочных продуктов по объему получаемой валюты занимает третье место (вслед за нефтепродуктами и калийными продуктами). Более 90% экспортируемого мяса и молока идет на Россию», – отмечает доктор экономических наук, профессор Борис Желиба. Кроме того, несмотря на чинимые российским лобби преграды, в России пользуется спросом белорусская техника. «Оборудование, транспортные средства – МАЗ примерно 70% работает на Россию, МТЗ не меньше половины тракторов экспортирует в Россию, и «Гомсельмаш». Хотя российские производители аналогичной продукции потихонечку вставляют нам палки в колеса. В первую очередь местное молочное лобби и производители продукции машиностроения, ограничивают белорусское участие в российских госзаказах», – отмечает Желиба. Вообще в торгово-экономических отношениях с Россией наблюдается дисбаланс, который официальный Минск и не пытается исправить.
Белорусский рубль по итогам каждой прошедшей в октябре из трех недель укреплялся и к доллару, и к евро, и к российскому рублю, пишет Инфобанк. В результате чего с начала месяца все иностранные валюты подешевели в Беларуси очень сильно, особенно евро и доллар: доллар подешевел на 3,33%, а это означает -50,6% годовых, евро подешевел на 3,21%, что соответствует -48,8% годовых, российский рубль подешевел на 0,90%, это – -13,8% годовых, валютная корзина подешевела на 2,10%, или -31,9% годовых. Это произошло на фоне ослабления доллара США в мире, зеркального укрепления к нему евро, сильного роста цен на нефть и, что важно, сильного укрепления российского рубля. За период с начала октября: индекс доллара USDX снизился на 0,63%: глобальное ослабление доллара США; курс евро к доллару вырос на 0,44%: европейская валюта окрепла к американской; цены на нефть поднялись на 8,51%: нефть сильно подорожала; российский рубль к доллару укрепился на 2,48% (по официальному курсу ЦБРФ на завтра): дорогая нефть потянула вверх российскую валюту.
Месячный экспорт товаров и услуг из Беларуси вырос в августе до самого большого за 9 лет, пишет Инфобанк. Но экспорт услуг в августе сократился, а экспорт товаров – увеличился, также до наибольшего за 9 лет, по данным Национального банка.
Национальный статистический комитет Беларуси подтвердил эту информацию: по данным Белстата, в августе 2021 г товарный экспорт превзошел не только докризисные значения, но и стал самым большим по величине с августа 2012 г, составив 3,517 млрд долл. Товарный импорт в Беларусь в августе 2021 г тоже вырос, составив одно из наибольших в 2013-2021 гг значений – 3,633 млрд долл. Но если импорт в августе увеличился с июля на 196 млн долл, то экспорт – на 221 млн долл, то есть экспорт в августе вырос на 25 млн долл больше, чем импорт. В сравнении с августом 2019 г, импорт в августе 2021 г стал больше на 295 млн долл, а экспорт – на 538 млн долл: с докризисных времен августовский экспорт товаров из Беларуси увеличился больше, чем августовский товарный импорт в Беларусь, на 243 млн долл.
За 9 месяцев 2021 г перевозки грузов транспортом упали на 2,5%, а перевозки пассажиров – на 4,3%. В январе-сентябре 2020 г тоже было снижение к прошлому году – на 7,7% и 17,2% соответственно. Грузовые перевозки также сокращались по итогам 9 месяцев 2019 г. Это значит, что в стране перевозки пассажиров уменьшаются два года подряд, а перевозки грузов – три года подряд, пишет сайт Банки24.
Сеть ЭЗС в Минске вскоре пополнится новыми быстрыми зарядными станциями, пишет газета «Рэспубліка» со ссылкой на заместителя директора ПО «Белоруснефть» Андрея Котика. Классификация быстрых зарядных станций начинается с сегмента Мode 4. Такие станции заряжают автомобиль постоянным током мощностью от 50 кВт. За час электрокар получает заряд на 300 км. Следующий этап — развитие станций более высокой мощности. «В нашей сети это 150—180 кВт. Эти станции мы два года устанавливаем на трассах. С их помощью водитель за 20 мин может существенно пополнить свой заряд. В ближайшей перспективе запланирована установка супербыстрых комплексов — те зарядные станции, которые уже идентичны традиционным АЗС с точки зрения скорости зарядки. Буквально за 4—7 мин электрокар получает заряд на 300 км. Их мощность начинается от 350 кВт. Первая станция такой мощности будет установлена в следующем году в качестве пилотного проекта, — рассказал Котик. По его словам, уже сегодня в серийном производстве находятся электромобили, которые позволяют заряжаться с мощностью супербыстрых зарядок. «Мы понимаем, что вскоре таких автомобилей будет становиться еще больше. Заблаговременно должны быть готовы к новому витку развития технологий и устанавливать зарядки мощностью 350 кВт как в городах, так и на трассах. При этом план установки супербыстрых и быстрых станций опирается на востребованность и наличие сетей, ведь 350 кВт — это мощная станция, она требует серьезного сетевого строительства», - сказал Котик. Необходимое оборудование в Беларуси производится полностью. ОАО «Витязь» за четыре года расширило модельный ряд. Наиболее востребованы сегодня быстрые станции постоянного тока мощностью 50—60 кВт. Сейчас компания осваивает более быстрые зарядные станции постоянного тока в 200 кВт. В разработке станции на 350 кВт.