Обзор публикаций СМИ и телеграм-каналов 26 апреля 2021 г
<p> МИНСК, 26 апреля – ПраймПресс. На переговорах высокого уровня в Москве 22 апреля президенты Беларуси и РФ обсуждали «злободневные вопросы», сообщил Александр Лукашенко 24 апреля в ходе посещения Гомельской области. «Цены на углеводородное сырье - нефть, газ. Кооперация. Все время у нас была тягомотина: кто кого? Они побольше, помощнее: «Мы приватизируем, давайте, присоединяйте, включайтесь» - внутрь каких-то их холдингов, в основном, частных. У нас эти предприятия, которые они хотели видеть внутри своих холдингов - государственные. У нас одно отношение к приватизации, у них - другое. Договорились, что не надо нам друг друга трясти не то за шиворот, не то за грудь. Нам надо кооперироваться», - цитирует Лукашенко телеканал «Беларусь 1». «В этом суть интеграции - опуститься на землю и сделать то, что нам сегодня крайне необходимо. Никто нас никогда не поддержит. Свидетельство тому - нынешнее время: санкции против них, санкции против нас. И это только начало. Нас будут душить-душить», - отметил Лукашенко. Как пример перспективного кооперационного направления он упомянул производство интегральных схем. По словам Лукашенко, Путин согласился совместно развивать соответствующие производства в России и Беларуси. </p> <p> </p> <p> Белорусские экспортеры могут потерять около 60 млн евро из-за водимого Европейским союзом углеродного налога, сообщила изданию «7 дней» заместитель министра экономики Беларуси Татьяна Бранцевич. По ее словам, углеродный налог в первую очередь затронет сектора экономики с высоким уровнем энергопотребления. «Нашим Научно-исследовательским экономическим институтом при Министерстве экономики был проведен предварительный расчет углеродного следа (совокупность всех выбросов парниковых газов) экспортируемых в ЕС белорусских товаров, подпадающих под действие трансграничного углеродного регулирования. Углеродный след ориентировочно составил 1,5 млн т СО2, и, соответственно, потери белорусских экспортеров могут быть равны примерно 60 млн евро (при цене 1 т углерода на 8 марта 2021 г в 40 евро). Расчет по возможным потерям проведен по десяти позициям товаров, при производстве которых происходят значительные выбросы СО2, - это цемент, нефтепродукты, электрическая энергия, стекло и изделия из него, калийные удобрения, черные металлы, аммиак, азотные удобрения, бумага и картон, а также алюминий и изделия из него», - отметила Бранцевич. </p> <p> </p> <p> По экспертным оценкам, Беларусь может недополучить в 2021 г до 25-30 млн долл на украинском рынке автомобильной техники в связи с временным падением реализации из-за введения Украиной со 2 мая 2021 г специальной пошлины на импортируемую белорусскую технику в размере 35% от ее таможенной стоимости, пишет «Завтра твоей страны». По мнению аналитика Украинского Института будущего Игоря Тышкевича, эти объемы могут быть отыграны в случае локализации сборки на украинской территории. Например, белорусские троллейбусы за счет успешной локализации в Украине увеличили долю рынка с 30% в 2018 г до 70% по результатам 2020 г, а армейские грузовики МАЗ-Богдан имеют долю в гособоронзаказе Украины больше 50%. В то же время, как отмечает эксперт, официальный Минск будет искать варианты ответа. «И тут есть несколько возможностей: удар по собственному экспорту, ограничивая поставки товаров, которые весьма затребованы и не имеют (по сходной цене) альтернатив на украинском рынке. Это часть тех же авто компонентов, оборудования. Если сильно и «больно» Зеленскому - то битум. Но это падение собственных доходов. Заградительные меры в отношении украинской продукции. Наиболее вероятными «кандидатами» могут быть мясная продукция (куры), бобовые, другие продукты питания, идущие в розничную сеть либо перепродаваемые в РФ. Как вариант - тележки и комплектация для ЖД техники. В обоих случаях такой «войнушке» будут несказанно рады российские производители. Либо меньше поток товаров через контрабандную калитку на их рынок, либо есть возможность заместить украинскую продукцию», - считает Тышкевич. По его прогнозу, сохранение конфликтного политико-дипломатического фона создаст серьезные угрозы даже для сохранения объемов взаимной торговли. «Если стороны не выйдут на режим «разрядки ситуации» к сентябрю 2021 г, то общее падение товарооборота за 2021 г может составить порядка 5-6% с последующим проседанием еще на 7-8% в 2022 г», - резюмировал эксперт. </p> <p> </p> <p> В банковской системе Беларуси продолжается поступательный рост процентов по долгосрочным вкладам. Так, в марте 2021 г средняя ставка по новым депозитам физических лиц в белорусских рублях на срок свыше года выросла до 14,66% годовых с 13,41% в феврале и 11,98% в январе, по новым вкладам юридических лиц - до 12,04% с 10,67% в феврале, пишет select.by. «Банки Беларуси после августовских событий 2020 г резко повысили ставки по рублевым вкладам на срок до года, сохраняя ставки по депозитам на срок свыше года почти без изменения. Но в 2021 г они, похоже, поняли, что кризис в страну пришел всерьез и надолго, и надо привыкать к дорогим деньгам», - отмечает издание. В то же время, потребность банков в краткосрочном финансировании сокращается, и они снижают проценты по вкладам на срок до одного года. В марте 2021 г средняя ставка по новым рублевым краткосрочным депозитам населения опустилась до 17,94% годовых с 18,22% в феврале, по депозитам юридических лиц - до 9,98% с 10,57%. </p> <p> </p> <p> Белорусскую нефтепереработку садят на голодный паек, пишет Telegram-канал «Эканоміка па-беларуску», комментируя установленный концерном «Белнефтехим» в середине апреля целевой параметр рентабельности продаж для белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ, ОАО «Мозырский НПЗ», Гомельская область и ОАО «Нафтан», Новополоцк, Витебская область) на уровне около 3%. Такой параметр доходности, по расчетам концерна, учитывает не только приоритеты производителя, но и приоритеты белорусских потребителей. Как отмечает Telegram-канал, фактически в январе-феврале 2021 г НПЗ уже работали со средней рентабельностью 2,8-3%. Для сравнения: в период минимальных цен на нефть в марте-мае 2020 г средняя доходность белорусской нефтепереработки составляла 18-24%. Соответственно, рентабельность Мозырского НПЗ по итогам 2020 г достигла 11%, Нафтана – 11,7%. «Значит, по планам чиновников, их финансы в 2021 г ухудшатся в 3-4 раза», констатирует Telegram-канал. </p> <p> </p> <p> ОАО «Минский тракторный завод» («МТЗ-холдинг») по итогам 2020 г стало крупнейшим белорусским государственным поставщиком товаров и услуг на российский рынок, пишет «Ежедневник». Совокупная выручка семи предприятий, в которых доля холдинга МТЗ выше 50%, составила в 2020 г 23,6 млрд рос руб против 18,5 млрд рос руб в 2019 г. В том числе «Торгово-промышленная компания МТЗ-Татарстан» наторговала на 6,5 млрд рос руб, ТД «МТЗ Северо-Запад» - 5,4 млрд, ТД Минского тракторного завода - 4,3 млрд, ТД «МТЗ-Ставрополь» - 3,7 млрд, ТД «МТЗ-Сибирь» - 3,5 млрд рос руб. При этом чистая прибыль холдинга на российском рынке в 2020 г составила около 870 млн рос руб против 365 млн рос руб годом ранее. </p>
2021-04-26
Primepress
МИНСК, 26 апреля – ПраймПресс. На переговорах высокого уровня в Москве 22 апреля президенты Беларуси и РФ обсуждали «злободневные вопросы», сообщил Александр Лукашенко 24 апреля в ходе посещения Гомельской области. «Цены на углеводородное сырье - нефть, газ. Кооперация. Все время у нас была тягомотина: кто кого? Они побольше, помощнее: «Мы приватизируем, давайте, присоединяйте, включайтесь» - внутрь каких-то их холдингов, в основном, частных. У нас эти предприятия, которые они хотели видеть внутри своих холдингов - государственные. У нас одно отношение к приватизации, у них - другое. Договорились, что не надо нам друг друга трясти не то за шиворот, не то за грудь. Нам надо кооперироваться», - цитирует Лукашенко телеканал «Беларусь 1». «В этом суть интеграции - опуститься на землю и сделать то, что нам сегодня крайне необходимо. Никто нас никогда не поддержит. Свидетельство тому - нынешнее время: санкции против них, санкции против нас. И это только начало. Нас будут душить-душить», - отметил Лукашенко. Как пример перспективного кооперационного направления он упомянул производство интегральных схем. По словам Лукашенко, Путин согласился совместно развивать соответствующие производства в России и Беларуси.
Белорусские экспортеры могут потерять около 60 млн евро из-за водимого Европейским союзом углеродного налога, сообщила изданию «7 дней» заместитель министра экономики Беларуси Татьяна Бранцевич. По ее словам, углеродный налог в первую очередь затронет сектора экономики с высоким уровнем энергопотребления. «Нашим Научно-исследовательским экономическим институтом при Министерстве экономики был проведен предварительный расчет углеродного следа (совокупность всех выбросов парниковых газов) экспортируемых в ЕС белорусских товаров, подпадающих под действие трансграничного углеродного регулирования. Углеродный след ориентировочно составил 1,5 млн т СО2, и, соответственно, потери белорусских экспортеров могут быть равны примерно 60 млн евро (при цене 1 т углерода на 8 марта 2021 г в 40 евро). Расчет по возможным потерям проведен по десяти позициям товаров, при производстве которых происходят значительные выбросы СО2, - это цемент, нефтепродукты, электрическая энергия, стекло и изделия из него, калийные удобрения, черные металлы, аммиак, азотные удобрения, бумага и картон, а также алюминий и изделия из него», - отметила Бранцевич.
По экспертным оценкам, Беларусь может недополучить в 2021 г до 25-30 млн долл на украинском рынке автомобильной техники в связи с временным падением реализации из-за введения Украиной со 2 мая 2021 г специальной пошлины на импортируемую белорусскую технику в размере 35% от ее таможенной стоимости, пишет «Завтра твоей страны». По мнению аналитика Украинского Института будущего Игоря Тышкевича, эти объемы могут быть отыграны в случае локализации сборки на украинской территории. Например, белорусские троллейбусы за счет успешной локализации в Украине увеличили долю рынка с 30% в 2018 г до 70% по результатам 2020 г, а армейские грузовики МАЗ-Богдан имеют долю в гособоронзаказе Украины больше 50%. В то же время, как отмечает эксперт, официальный Минск будет искать варианты ответа. «И тут есть несколько возможностей: удар по собственному экспорту, ограничивая поставки товаров, которые весьма затребованы и не имеют (по сходной цене) альтернатив на украинском рынке. Это часть тех же авто компонентов, оборудования. Если сильно и «больно» Зеленскому - то битум. Но это падение собственных доходов. Заградительные меры в отношении украинской продукции. Наиболее вероятными «кандидатами» могут быть мясная продукция (куры), бобовые, другие продукты питания, идущие в розничную сеть либо перепродаваемые в РФ. Как вариант - тележки и комплектация для ЖД техники. В обоих случаях такой «войнушке» будут несказанно рады российские производители. Либо меньше поток товаров через контрабандную калитку на их рынок, либо есть возможность заместить украинскую продукцию», - считает Тышкевич. По его прогнозу, сохранение конфликтного политико-дипломатического фона создаст серьезные угрозы даже для сохранения объемов взаимной торговли. «Если стороны не выйдут на режим «разрядки ситуации» к сентябрю 2021 г, то общее падение товарооборота за 2021 г может составить порядка 5-6% с последующим проседанием еще на 7-8% в 2022 г», - резюмировал эксперт.
В банковской системе Беларуси продолжается поступательный рост процентов по долгосрочным вкладам. Так, в марте 2021 г средняя ставка по новым депозитам физических лиц в белорусских рублях на срок свыше года выросла до 14,66% годовых с 13,41% в феврале и 11,98% в январе, по новым вкладам юридических лиц - до 12,04% с 10,67% в феврале, пишет select.by. «Банки Беларуси после августовских событий 2020 г резко повысили ставки по рублевым вкладам на срок до года, сохраняя ставки по депозитам на срок свыше года почти без изменения. Но в 2021 г они, похоже, поняли, что кризис в страну пришел всерьез и надолго, и надо привыкать к дорогим деньгам», - отмечает издание. В то же время, потребность банков в краткосрочном финансировании сокращается, и они снижают проценты по вкладам на срок до одного года. В марте 2021 г средняя ставка по новым рублевым краткосрочным депозитам населения опустилась до 17,94% годовых с 18,22% в феврале, по депозитам юридических лиц - до 9,98% с 10,57%.
Белорусскую нефтепереработку садят на голодный паек, пишет Telegram-канал «Эканоміка па-беларуску», комментируя установленный концерном «Белнефтехим» в середине апреля целевой параметр рентабельности продаж для белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ, ОАО «Мозырский НПЗ», Гомельская область и ОАО «Нафтан», Новополоцк, Витебская область) на уровне около 3%. Такой параметр доходности, по расчетам концерна, учитывает не только приоритеты производителя, но и приоритеты белорусских потребителей. Как отмечает Telegram-канал, фактически в январе-феврале 2021 г НПЗ уже работали со средней рентабельностью 2,8-3%. Для сравнения: в период минимальных цен на нефть в марте-мае 2020 г средняя доходность белорусской нефтепереработки составляла 18-24%. Соответственно, рентабельность Мозырского НПЗ по итогам 2020 г достигла 11%, Нафтана – 11,7%. «Значит, по планам чиновников, их финансы в 2021 г ухудшатся в 3-4 раза», констатирует Telegram-канал.
ОАО «Минский тракторный завод» («МТЗ-холдинг») по итогам 2020 г стало крупнейшим белорусским государственным поставщиком товаров и услуг на российский рынок, пишет «Ежедневник». Совокупная выручка семи предприятий, в которых доля холдинга МТЗ выше 50%, составила в 2020 г 23,6 млрд рос руб против 18,5 млрд рос руб в 2019 г. В том числе «Торгово-промышленная компания МТЗ-Татарстан» наторговала на 6,5 млрд рос руб, ТД «МТЗ Северо-Запад» - 5,4 млрд, ТД Минского тракторного завода - 4,3 млрд, ТД «МТЗ-Ставрополь» - 3,7 млрд, ТД «МТЗ-Сибирь» - 3,5 млрд рос руб. При этом чистая прибыль холдинга на российском рынке в 2020 г составила около 870 млн рос руб против 365 млн рос руб годом ранее.