Обзор публикаций СМИ и телеграм-каналов 19 октября 2020 г
<p> МИНСК, 19 октября – ПраймПресс. В Беларуси не следует ожидать разового снижения курса белорусского рубля к иностранным валютам, как это было в конце 2014 г. Такое мнение TUT.by высказал старший аналитик «Альпари Евразия» Вадим Иосуб. Эксперт отмечает, что причины для снижения белорусского рубля есть. Это, к примеру, недоверие к национальной валюте, вызванное даже не какими-то финансовыми причинами, а недоверием людей к государству и его институтам. «Но при этом курс у нас остается плавающим. Это означает то, что любой повышенный спрос на иностранную валюту тут же отражается на цене, как это было в марте, как это было в августе. Повышенный спрос на валюту приводит даже к росту курсов иностранных валют с перелетом (быстрый рост. ред.). Потом начинается коррекция движения в обратную сторону. Опять-таки как это было в апреле после мартовского роста и в сентябре после августовского. Именно благодаря этому плавающему курсу валюта реагирует сразу же на какие-то изменения в балансе спроса и предложения. Нет каких-то причин, чтобы за день резко на десятки процентов вырос курс. Такое происходило тогда, когда был повышенный спрос, но курс искусственно сдерживался, когда он был фиксированный», - считает эксперт. Насколько глубоким будет падение белорусского рубля в более долгосрочной перспективе, эксперт прогнозировать не берется. Говорит, что сейчас это сказать невозможно. </p> <p> Около 45% белорусских стартапов решили перенести бизнес из страны, пишут Белновости. На данный момент многие компании уже релоцировались или собираются это сделать. Согласно предварительным подсчетам, политический кризис в Беларуси принес потери стартап-среде в размере 15 млн долл. На данный момент 49 % белорусских стартапов приняли решение о релокации. В ближайшее время перенести свою деятельность в другую страну планируют 51 %. Чаще всего для переезда выбирают Украину, Польшу, Литву и другие страны Евросоюза. </p> <p> За месяц в Польшу уехало почти 800 IT-специалистов, пишет Европейское радио для Беларуси. В сентябре была запущена польская программа “Business Harbour” для помощи в переезде белорусских ИТ-специалистов. «За это время визы выданы 790 белорусским специалистам», - рассказала Моника Гржелак, представитель Польского агентства по инвестициям и торговле. </p> <p> Китай отказался списать Беларуси 230 млн долл за создание спутника, пишет TUT.by. В январе 2016 г с космодрома в Китае был запущен белорусский спутник «Белинтерсат-1». Это позволило властям заявить, что Беларусь стала космической державой. Реализация проекта стоила почти 300 млн долларов. Правда, в марте 2019 г правительство Беларуси предложило своим китайским партнерам списать долг в 230 млн долл, так как проект оказался неокупаемым. Финансирование проекта «Создание национальной системы спутниковой связи и вещания Республики Беларусь» осуществлялось за счет межправительственного кредита, который предоставил Экспортно-импортный банк Китая. Его выборка завершена в 2016 г и фактически составила 258,6 млн долл. «Вместе с тем в ходе коммерческой эксплуатации спутника возникли проблемы, существенно повлиявшие на окупаемость проекта. Наряду с белорусским спутником с традиционной технологией на платформе DFH-4 появились более конкурентоспособные спутники с высокой пропускной способностью HTS. Кроме того, цены на ресурсы спутниковой связи с начала реализации проекта в 2011 году снизились в среднем в 3−5 раз. В результате бизнес-план, позволяющий обслуживать указанный выше кредит, стал невыполнимым», - писал в марте 2019 г премьер-министр Беларуси Сергей Румас своему китайскому коллеге. На окупаемость проекта повлияло также то, что китайская компания не смогла завершить координацию белорусского спутника со спутниковыми системами третьих стран, что не позволило в полной мере предлагать ресурс спутника на рынке связи, говорится в письме. По указанным причинам этот проект стал неокупаемым. На тот момент Беларусь на обслуживание и погашение кредита перечислила 51,6 млн долл, однако «дальнейшие выплаты за счет средств от реализации проекта осуществляться не могут», писал Румас. </p> <p> Спецэкспортер белорусских калийных удобрений ОАО «Белорусская калийная компания» (БКК) 5 октября 2020 г впервые осуществила поставку калия в Китай по Северному морскому пути, пишет Завтра твоей страны. Некоторые эксперты считают это решение следствием осложнившихся в последнее время отношений между Беларусью и странами Балтии и видят в нем намерение в перспективе перенести перевалку белорусских грузов с прибалтийских портов на российские порты. В частности, такое мнение высказал руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов. «До этого бOльшая часть отправок осуществлялась классическим путем – через порты Балтии и дальше длинным путем через [Суэцкий – ред.) канал. В силу того, что отношения между странами Балтии и Беларусью в последнее время осложнились, было решено перенести нагрузки по белорусским грузам именно на российские порты, а с учетом того, что Россия сейчас активно развивает Северный морской путь, наверное, и попробовали пройти этим маршрутом», – отметил Худалов в интервью «Евразия.Эксперт». </p> <p> В Беларуси появился еще один спецэкспортер нефтепродуктов, «Новая нефтяная компания», пишет naviny.media. Ее контрольный пакет принадлежит крупному бизнесмену Николаю Воробью. Бизнесмен Николай Воробей в партнерстве с государством займется реализацией белорусских нефтепродуктов. На торги уже выставлен мазут новополоцкого завода. Раньше исключительное право на экспортные продажи продукции Мозырского НПЗ и новополоцкого «Нафтана» имела только ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК). Сейчас в этой сфере будет также работать ЗАО «Новая нефтяная компания» (ННК). По данным агентства Argus Media, она выставила на торги до 120 тысяч тонн мазута в месяц. Отгрузки продукции новополоцкого «Нафтана» планируется осуществлять с 1 ноября 2020 г по 10 сентября 2021 г. ННК предложила поставки из портов стран Балтии. </p> <p> В сентябре 2020 г реализация новых автомобилей в Беларуси уменьшилась на 9%, пишет TUT.by. Всего по итогам 9 месяцев в Беларуси было продано 36 598 легковых автомобилей. В сентябре продажи составили 3532 авто. Сергей Михневич, председатель правления БАА, считает, что основной причиной падения спроса стала приостановка программ автокредитования. «По инерции отдельные банки еще какое-то время выдавали кредиты, и это немного притормозило падение. Но, к сожалению, мы видим, что в октябре падение продолжается. Ситуация с кредитованием не улучшается, и такое положение дел может сохраниться до января. Мы понимаем, что в условиях дефицита ликвидности в банках спрос на автомобили будет падать. И можно предположить, что четвертый квартал будет хуже, чем третий», - отметил эксперт. </p>
2020-10-19
Primepress
МИНСК, 19 октября – ПраймПресс. В Беларуси не следует ожидать разового снижения курса белорусского рубля к иностранным валютам, как это было в конце 2014 г. Такое мнение TUT.by высказал старший аналитик «Альпари Евразия» Вадим Иосуб. Эксперт отмечает, что причины для снижения белорусского рубля есть. Это, к примеру, недоверие к национальной валюте, вызванное даже не какими-то финансовыми причинами, а недоверием людей к государству и его институтам. «Но при этом курс у нас остается плавающим. Это означает то, что любой повышенный спрос на иностранную валюту тут же отражается на цене, как это было в марте, как это было в августе. Повышенный спрос на валюту приводит даже к росту курсов иностранных валют с перелетом (быстрый рост. ред.). Потом начинается коррекция движения в обратную сторону. Опять-таки как это было в апреле после мартовского роста и в сентябре после августовского. Именно благодаря этому плавающему курсу валюта реагирует сразу же на какие-то изменения в балансе спроса и предложения. Нет каких-то причин, чтобы за день резко на десятки процентов вырос курс. Такое происходило тогда, когда был повышенный спрос, но курс искусственно сдерживался, когда он был фиксированный», - считает эксперт. Насколько глубоким будет падение белорусского рубля в более долгосрочной перспективе, эксперт прогнозировать не берется. Говорит, что сейчас это сказать невозможно.
Около 45% белорусских стартапов решили перенести бизнес из страны, пишут Белновости. На данный момент многие компании уже релоцировались или собираются это сделать. Согласно предварительным подсчетам, политический кризис в Беларуси принес потери стартап-среде в размере 15 млн долл. На данный момент 49 % белорусских стартапов приняли решение о релокации. В ближайшее время перенести свою деятельность в другую страну планируют 51 %. Чаще всего для переезда выбирают Украину, Польшу, Литву и другие страны Евросоюза.
За месяц в Польшу уехало почти 800 IT-специалистов, пишет Европейское радио для Беларуси. В сентябре была запущена польская программа “Business Harbour” для помощи в переезде белорусских ИТ-специалистов. «За это время визы выданы 790 белорусским специалистам», - рассказала Моника Гржелак, представитель Польского агентства по инвестициям и торговле.
Китай отказался списать Беларуси 230 млн долл за создание спутника, пишет TUT.by. В январе 2016 г с космодрома в Китае был запущен белорусский спутник «Белинтерсат-1». Это позволило властям заявить, что Беларусь стала космической державой. Реализация проекта стоила почти 300 млн долларов. Правда, в марте 2019 г правительство Беларуси предложило своим китайским партнерам списать долг в 230 млн долл, так как проект оказался неокупаемым. Финансирование проекта «Создание национальной системы спутниковой связи и вещания Республики Беларусь» осуществлялось за счет межправительственного кредита, который предоставил Экспортно-импортный банк Китая. Его выборка завершена в 2016 г и фактически составила 258,6 млн долл. «Вместе с тем в ходе коммерческой эксплуатации спутника возникли проблемы, существенно повлиявшие на окупаемость проекта. Наряду с белорусским спутником с традиционной технологией на платформе DFH-4 появились более конкурентоспособные спутники с высокой пропускной способностью HTS. Кроме того, цены на ресурсы спутниковой связи с начала реализации проекта в 2011 году снизились в среднем в 3−5 раз. В результате бизнес-план, позволяющий обслуживать указанный выше кредит, стал невыполнимым», - писал в марте 2019 г премьер-министр Беларуси Сергей Румас своему китайскому коллеге. На окупаемость проекта повлияло также то, что китайская компания не смогла завершить координацию белорусского спутника со спутниковыми системами третьих стран, что не позволило в полной мере предлагать ресурс спутника на рынке связи, говорится в письме. По указанным причинам этот проект стал неокупаемым. На тот момент Беларусь на обслуживание и погашение кредита перечислила 51,6 млн долл, однако «дальнейшие выплаты за счет средств от реализации проекта осуществляться не могут», писал Румас.
Спецэкспортер белорусских калийных удобрений ОАО «Белорусская калийная компания» (БКК) 5 октября 2020 г впервые осуществила поставку калия в Китай по Северному морскому пути, пишет Завтра твоей страны. Некоторые эксперты считают это решение следствием осложнившихся в последнее время отношений между Беларусью и странами Балтии и видят в нем намерение в перспективе перенести перевалку белорусских грузов с прибалтийских портов на российские порты. В частности, такое мнение высказал руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов. «До этого бOльшая часть отправок осуществлялась классическим путем – через порты Балтии и дальше длинным путем через [Суэцкий – ред.) канал. В силу того, что отношения между странами Балтии и Беларусью в последнее время осложнились, было решено перенести нагрузки по белорусским грузам именно на российские порты, а с учетом того, что Россия сейчас активно развивает Северный морской путь, наверное, и попробовали пройти этим маршрутом», – отметил Худалов в интервью «Евразия.Эксперт».
В Беларуси появился еще один спецэкспортер нефтепродуктов, «Новая нефтяная компания», пишет naviny.media. Ее контрольный пакет принадлежит крупному бизнесмену Николаю Воробью. Бизнесмен Николай Воробей в партнерстве с государством займется реализацией белорусских нефтепродуктов. На торги уже выставлен мазут новополоцкого завода. Раньше исключительное право на экспортные продажи продукции Мозырского НПЗ и новополоцкого «Нафтана» имела только ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК). Сейчас в этой сфере будет также работать ЗАО «Новая нефтяная компания» (ННК). По данным агентства Argus Media, она выставила на торги до 120 тысяч тонн мазута в месяц. Отгрузки продукции новополоцкого «Нафтана» планируется осуществлять с 1 ноября 2020 г по 10 сентября 2021 г. ННК предложила поставки из портов стран Балтии.
В сентябре 2020 г реализация новых автомобилей в Беларуси уменьшилась на 9%, пишет TUT.by. Всего по итогам 9 месяцев в Беларуси было продано 36 598 легковых автомобилей. В сентябре продажи составили 3532 авто. Сергей Михневич, председатель правления БАА, считает, что основной причиной падения спроса стала приостановка программ автокредитования. «По инерции отдельные банки еще какое-то время выдавали кредиты, и это немного притормозило падение. Но, к сожалению, мы видим, что в октябре падение продолжается. Ситуация с кредитованием не улучшается, и такое положение дел может сохраниться до января. Мы понимаем, что в условиях дефицита ликвидности в банках спрос на автомобили будет падать. И можно предположить, что четвертый квартал будет хуже, чем третий», - отметил эксперт.