Обзор публикаций СМИ и телеграм-каналов 11 сентября 2020 г
<p> МИНСК, 11 сентября – ПраймПресс. Белорусы забрали с валютных вкладов за 5 лет более 2,4 млрд долл, пишут banki24.by. Судя по всему, для приобретения валюты в августе предприятия и населения использовали рублевые депозиты. Например, за август по сравнению с июлем средние остатки на рублевых депозитах предприятий сократились аж на 1,082 млрд бел руб. 21 августа Нацбанк решил бороться с покупкой валюты за счет «лишних» рублей и временно остановил выдачу кредитов овернайт. Пока срок ограничений составляет 3 недели — с 24 августа по 15 сентября. Если судить по оборотам биржевых торгов в последние дни, некоторый позитивный эффект от этих ограничений уже имеется. Что касается рублевых депозитов населения, то за август (к июлю) средние остатки на срочных вкладах в «зайчиках» сократились на 169,1 млн бел руб. На переводных депозитах физлиц в среднем остались лежать 1,489 млрд долл, на других — 5,416 млрд долл. Другие депозиты физлиц в валюте с момента достижения ими максимального объема (в октябре 2015 года) сократились уже на 2,413 млрд долл. </p> <p> «Большой исход айтишников» или временный релокейт, что теперь будет с IT-страной – пишет Онлайнер. Первый директор Парка высоких технологий и участник предвыборной гонки Валерий Цепкало уверен, что Беларусь теперь стала практически закрытой для инвестиций не только в IT-сферу, но и вообще. «При сохранении нынешнего положения дел никакого доверия со стороны заказчиков, инвесторов нет и быть не может», — заявляет он. «Когда мы привлекали инвестиции, то на первом этапе компании пытались спрятать белорусские корни: репутация была плохая. Потом мы потихоньку выстроили репутацию и показали: у Парка высоких технологий устойчивый режим, есть уважение к декрету. Когда были попытки поднять налоги для резидентов, я выступил жестким образом: режим ПВТ нельзя менять в налоговом плане, если льготы предоставили на определенный период времени, то его нужно соблюдать. А здесь получается полный правовой нигилизм. Факторов для релокейта у компаний много: и задержания ключевых людей, и аресты, и отключение интернета — где гарантии, что его опять на два-три дня не отрубят? А если сопровождаете сложные системы, например банковские, — это же катастрофа для заказчика», - отмечает Цепкало. </p> <p> Чем обернулась пандемия COVID-19 для белорусского госбюджета, исследует Завтра твоей страны. Разница между доходами и расходами бюджета в этом году по сравнению с прошлым колоссальная. Хотя надо отметить, что изначально бюджет этого года планировался дефицитным в размере почти 1 млрд бел руб, в то время как в 2019-м он был сверстан с профицитом 1,7 млрд бел руб. Самое скверное в этой истории, что еще вплоть до мая бюджет исполнялся с профицитом, а в июне «рвануло» - дефицит в моменте в 2 раза превысил весь годовой план. В июле удалось несколько выправить ситуацию, но она остается напряженной. Если разрыв будет сохраняться (или, не дай бог, увеличиваться), то правительству придется либо где-то искать деньги, либо пересматривать расходы в IV квартале. Вариант с поиском внеплановых средств выглядит проблематичным с учетом политического кризиса. Вариант с ужиманием госрасходов выглядит более рациональным и понятным. Где здесь можно ужаться? Если посмотреть на прошлогодние цифры, то мы увидим, что республиканский бюджет мог вполне справляться с финансирование всех сфер на уровне 11,44 млрд бел руб за семь месяцев. Но по этому году «неожиданно» мы выскочили на уровень 14,26 млрд бел руб. Из непредвиденных трат бюджет, например, в мае выделил 1,3 млрд рублей на поддержку «Гомельоблагросервиса», «Минскоблагросервиса», «Управляющей компании холдинга «Агромашсервис» из Могилевской области. Эти госкомпании специализируются на обслуживании сельскохозяйственных предприятий. Так что, если в оставшиеся месяцы госбюджету не придется в пожарном порядке вбрасывать деньги в отечественное сельское хозяйство, есть надежда, что сильно ужиматься мы все-таки не будем. </p> <p> «Беларусбанк» приостанавливает льготное кредитование для покупателей Geely, пишет Онлайнер. Ранее Geely белорусской сборки продавали по льготному кредиту со ставкой в 1,9% годовых. Позже на большую часть моделей она подросла до 3,9% (за первые три года). Буквально в начале месяца - 7,7%. Сегодня стало известно о временном приостановлении приема новых заявок на выдачу кредитов на покупку машин Geely. Еще в начале сентября дилеры Geely констатировали повышенный спрос — естественно, в силу доступности выгодных кредитных программ и распространенных среди белорусов прогнозов о падении национальной валюты. «Ситуация с финансовыми программами нестабильна и постоянно меняется, - говорили в компании. - Однако активность клиентов у дилера Geely сейчас примерно на том же уровне, что и в феврале и марте. Это значит, что спрос высокий». </p> <p> Кто из белорусов подпитывает украинский бюджет, рассматривает Завтра твоей страны. В число крупнейших налогоплательщиков входят два поставщика нефтепродуктов, являющихся главным экспортным товаром Беларуси на украинском рынке, — «БНК-Украина» и «БЗТ-Украина». В реестр включен «Торговый дом «МАЗ-Украина», через который реализуется белорусская техника в Украине. МАЗ является одним из крупнейших игроков в сегментах грузовой техники и автобусов. Также в списке крупнейших налогоплательщиков фигурируют два совместных предприятия «Белаз-холдинга», обеспечивающих сервисное обслуживание многочисленного парка в Кривбассе и на других месторождениях. Это – компании «Кривбасс-Белаз-сервис» и «СТЛЦ Белаз Украина». </p> <p> В текущем туристическом сезоне более половины турфирм Беларуси столкнулись с сокращением своей выручки более чем на 80% по сравнению с прошлым годом, свидетельствуют результаты опроса, проведенного Республиканским союзом туристических организаций. «Аналитика по продажам туров в компаниях в этом году по отношению к аналогичному периоду прошлого года предсказуемо неутешительная», - говорится в сообщении отраслевого союза. По данным союза, турфирмы, которые комплексно занимались и въездным, и внутренним туризмом, смогли сохранить не более 5% бизнеса, пишет naviny.media. </p> <p> Гомельским перевозчикам хотят повысить тарифы и запретить самостоятельно продавать билеты, пишут Сильные новости. Суть спора такова — с 1 сентября ОАО «Гомельоблавтотранс» предложил подписать новые договора. Точнее, два типа договоров — на выбор. Один называется «комплексным» и предполагает оплату перевозчиком аренды площади, где производится посадка-высадка. Плюс выплату с каждого пассажира 12% стоимости от билета. Со своей стороны, автовокзал-терминал обязуется осуществлять продажу, бронирование, возврат билетов и иные услуги. Второй типовой договор предоставляет перевозчику только место на платформе, без продажи билетов и прочего обслуживания. Но большинство перевозчиков вообще выступает против всяких нововведений: «Вы предложили нам два варианта. А мы хотим третий — оставить все как было. До этого мы платили 10% за продажу билетов и 3% — за посадку. И нас это вполне устраивало. Так давайте вернемся к этому варианту и не будем дурить друг другу голову. И так и эпидемия коронавируса, и политический кризис сильно сократили перевозки. Ударили и по нам, и по вам. А вы поднимаете тарифы. Почему? Базовая выросла или ставка рефинансирования? Или может, вы просто хотите поправить свой бизнес за наш счет?», - говорят перевозчики. </p>
2020-09-11
Primepress
МИНСК, 11 сентября – ПраймПресс. Белорусы забрали с валютных вкладов за 5 лет более 2,4 млрд долл, пишут banki24.by. Судя по всему, для приобретения валюты в августе предприятия и населения использовали рублевые депозиты. Например, за август по сравнению с июлем средние остатки на рублевых депозитах предприятий сократились аж на 1,082 млрд бел руб. 21 августа Нацбанк решил бороться с покупкой валюты за счет «лишних» рублей и временно остановил выдачу кредитов овернайт. Пока срок ограничений составляет 3 недели — с 24 августа по 15 сентября. Если судить по оборотам биржевых торгов в последние дни, некоторый позитивный эффект от этих ограничений уже имеется. Что касается рублевых депозитов населения, то за август (к июлю) средние остатки на срочных вкладах в «зайчиках» сократились на 169,1 млн бел руб. На переводных депозитах физлиц в среднем остались лежать 1,489 млрд долл, на других — 5,416 млрд долл. Другие депозиты физлиц в валюте с момента достижения ими максимального объема (в октябре 2015 года) сократились уже на 2,413 млрд долл.
«Большой исход айтишников» или временный релокейт, что теперь будет с IT-страной – пишет Онлайнер. Первый директор Парка высоких технологий и участник предвыборной гонки Валерий Цепкало уверен, что Беларусь теперь стала практически закрытой для инвестиций не только в IT-сферу, но и вообще. «При сохранении нынешнего положения дел никакого доверия со стороны заказчиков, инвесторов нет и быть не может», — заявляет он. «Когда мы привлекали инвестиции, то на первом этапе компании пытались спрятать белорусские корни: репутация была плохая. Потом мы потихоньку выстроили репутацию и показали: у Парка высоких технологий устойчивый режим, есть уважение к декрету. Когда были попытки поднять налоги для резидентов, я выступил жестким образом: режим ПВТ нельзя менять в налоговом плане, если льготы предоставили на определенный период времени, то его нужно соблюдать. А здесь получается полный правовой нигилизм. Факторов для релокейта у компаний много: и задержания ключевых людей, и аресты, и отключение интернета — где гарантии, что его опять на два-три дня не отрубят? А если сопровождаете сложные системы, например банковские, — это же катастрофа для заказчика», - отмечает Цепкало.
Чем обернулась пандемия COVID-19 для белорусского госбюджета, исследует Завтра твоей страны. Разница между доходами и расходами бюджета в этом году по сравнению с прошлым колоссальная. Хотя надо отметить, что изначально бюджет этого года планировался дефицитным в размере почти 1 млрд бел руб, в то время как в 2019-м он был сверстан с профицитом 1,7 млрд бел руб. Самое скверное в этой истории, что еще вплоть до мая бюджет исполнялся с профицитом, а в июне «рвануло» - дефицит в моменте в 2 раза превысил весь годовой план. В июле удалось несколько выправить ситуацию, но она остается напряженной. Если разрыв будет сохраняться (или, не дай бог, увеличиваться), то правительству придется либо где-то искать деньги, либо пересматривать расходы в IV квартале. Вариант с поиском внеплановых средств выглядит проблематичным с учетом политического кризиса. Вариант с ужиманием госрасходов выглядит более рациональным и понятным. Где здесь можно ужаться? Если посмотреть на прошлогодние цифры, то мы увидим, что республиканский бюджет мог вполне справляться с финансирование всех сфер на уровне 11,44 млрд бел руб за семь месяцев. Но по этому году «неожиданно» мы выскочили на уровень 14,26 млрд бел руб. Из непредвиденных трат бюджет, например, в мае выделил 1,3 млрд рублей на поддержку «Гомельоблагросервиса», «Минскоблагросервиса», «Управляющей компании холдинга «Агромашсервис» из Могилевской области. Эти госкомпании специализируются на обслуживании сельскохозяйственных предприятий. Так что, если в оставшиеся месяцы госбюджету не придется в пожарном порядке вбрасывать деньги в отечественное сельское хозяйство, есть надежда, что сильно ужиматься мы все-таки не будем.
«Беларусбанк» приостанавливает льготное кредитование для покупателей Geely, пишет Онлайнер. Ранее Geely белорусской сборки продавали по льготному кредиту со ставкой в 1,9% годовых. Позже на большую часть моделей она подросла до 3,9% (за первые три года). Буквально в начале месяца - 7,7%. Сегодня стало известно о временном приостановлении приема новых заявок на выдачу кредитов на покупку машин Geely. Еще в начале сентября дилеры Geely констатировали повышенный спрос — естественно, в силу доступности выгодных кредитных программ и распространенных среди белорусов прогнозов о падении национальной валюты. «Ситуация с финансовыми программами нестабильна и постоянно меняется, - говорили в компании. - Однако активность клиентов у дилера Geely сейчас примерно на том же уровне, что и в феврале и марте. Это значит, что спрос высокий».
Кто из белорусов подпитывает украинский бюджет, рассматривает Завтра твоей страны. В число крупнейших налогоплательщиков входят два поставщика нефтепродуктов, являющихся главным экспортным товаром Беларуси на украинском рынке, — «БНК-Украина» и «БЗТ-Украина». В реестр включен «Торговый дом «МАЗ-Украина», через который реализуется белорусская техника в Украине. МАЗ является одним из крупнейших игроков в сегментах грузовой техники и автобусов. Также в списке крупнейших налогоплательщиков фигурируют два совместных предприятия «Белаз-холдинга», обеспечивающих сервисное обслуживание многочисленного парка в Кривбассе и на других месторождениях. Это – компании «Кривбасс-Белаз-сервис» и «СТЛЦ Белаз Украина».
В текущем туристическом сезоне более половины турфирм Беларуси столкнулись с сокращением своей выручки более чем на 80% по сравнению с прошлым годом, свидетельствуют результаты опроса, проведенного Республиканским союзом туристических организаций. «Аналитика по продажам туров в компаниях в этом году по отношению к аналогичному периоду прошлого года предсказуемо неутешительная», - говорится в сообщении отраслевого союза. По данным союза, турфирмы, которые комплексно занимались и въездным, и внутренним туризмом, смогли сохранить не более 5% бизнеса, пишет naviny.media.
Гомельским перевозчикам хотят повысить тарифы и запретить самостоятельно продавать билеты, пишут Сильные новости. Суть спора такова — с 1 сентября ОАО «Гомельоблавтотранс» предложил подписать новые договора. Точнее, два типа договоров — на выбор. Один называется «комплексным» и предполагает оплату перевозчиком аренды площади, где производится посадка-высадка. Плюс выплату с каждого пассажира 12% стоимости от билета. Со своей стороны, автовокзал-терминал обязуется осуществлять продажу, бронирование, возврат билетов и иные услуги. Второй типовой договор предоставляет перевозчику только место на платформе, без продажи билетов и прочего обслуживания. Но большинство перевозчиков вообще выступает против всяких нововведений: «Вы предложили нам два варианта. А мы хотим третий — оставить все как было. До этого мы платили 10% за продажу билетов и 3% — за посадку. И нас это вполне устраивало. Так давайте вернемся к этому варианту и не будем дурить друг другу голову. И так и эпидемия коронавируса, и политический кризис сильно сократили перевозки. Ударили и по нам, и по вам. А вы поднимаете тарифы. Почему? Базовая выросла или ставка рефинансирования? Или может, вы просто хотите поправить свой бизнес за наш счет?», - говорят перевозчики.