Обзор публикаций СМИ и телеграм-каналов 11 июня 2021 г
МИНСК, 11 июня – ПраймПресс. В разрезе видов экономической деятельности в январе-марте 2021 г наиболее значимый вклад в формирование доходов бюджета Беларуси внесли организации оптовой торговли, транспортной отрасли, розничной торговли, энергетики и ЖКХ, строительства, сферы информационных технологий, пишет «Экономическая газета». В список аутсайдеров начала года попали производители продуктов питания, предприятия деревообработки, химической отрасли, авиаперевозчики. «Данные показывают, что за первый квартал 2021 г численность плательщиков, состоящих на учете в налоговых органах, сократилась на 47,8 тыс лиц. Главной причиной такого снижения стало уменьшение плательщиков-физлиц. Это может быть связано с общим снижением деловой активности в стране, например, сокращением сделок купли-продажи недвижимости и легковых автомобилей, а также сокращением числа физлиц - плательщиков единого налога», - сообщает газета.<br> <br> Председатель госконцерна «Беллегпром» Татьяна Лугина по-прежнему рассматривают магазины бывшей в употреблении импортной одежды (секонд-хенд) как конкурентов, а гипотетическую возможность продавать в них новую продукцию под видом использованной - как недобросовестную конкуренцию, пишет «Экономическая газета». По ее словам, «прирост магазинов масс-маркета и секонд-хенда за последние годы не в пользу отечественного легпрома», поэтому «мы защищаем наших производителей от конкурентов, насколько нам позволяет это законодательство». «Порой в погоне за показателями местные органы разрешают открывать массово такие магазины, а мы таким образом убиваем свою промышленность. Мы в этом вопросе должны бить на сознательность, потому что эти вопросы могут решаться на местном уровне. Задача председателя каждого райисполкома - сесть и подумать, сколько объектов такого плана нужно в населенном пункте», - сказала Лугина. Из сказанного можно сделать вывод, что открытию новых магазинов секонд-хенд в регионах могут начать противодействовать местные власти, отмечает газета. <br> <br> Ни «Беллегпром», ни полчища контролеров, похоже, не волнует вопрос цен на товары легкой промышленности, говорит экономист Ярослав Романчук в комментарии интернет-газете «Солидарность». «Беллегпром со своим протекционизмом, несомненно, несет свою часть ответственности на то, что нормальная, модная, полезная для здоровья обувь для ребёнка едва ли бывает дешевле 150-200 бел руб (65-75 долл) за пару. Какая может быть экономика знаний и развитие страны, когда средняя белорусская семья более половины бюджета вынуждена тратить на то, чтобы покушать и одеться? Напрашивается вроде бы парадоксальный вывод. Для белорусов одежда second hand ценней, нужнее, чем Беллегпром. Первая экономит ресурсы домашних хозяйств, позволяют выглядеть более-менее современно, особенно для молодёжи, а государственный концерн приводит к росту цен и сокращению выбора. Белорусы наверняка бы заметили исчезновение одежды second hand, а вот ликвидацию концерна «Беллегпром» увидели бы только тогда, когда бы радовались резкому улучшению выбора товаров легкой промышленности, их удешевления в белорусских магазинах», - отмечает Романчук.<br> <br> В случае введения секторальных экономических санкций под ударом в худшем сценарии может оказаться более 35% белорусского экспорта, пишет интернет-газета naviny.by. Эксперты полагают, что жесткие санкции со стороны ЕС будут серьезным вызовом для белорусской экономики. «Если жесткие санкции будут одобрены и коснутся хотя бы половины белорусского экспорта в страны Евросоюза, последствия будут весьма болезненными. Санкции в таком случае скажутся и на валютной выручке, и на доходах бюджета, это будет тяжелый удар по экономике», - отмечает экономист Катерина Борнукова. По ее мнению, если ЕС введет жесткие санкции, это может повысить негативные ожидания в белорусском обществе, которые в той или иной мере могут материализоваться на валютном и депозитном рынке.<br> <br> Если бы Россия действительно желала поддержать белорусскую экономику, то не выделяла бы из бюджета огромные средства на разработку Камазом своей серии карьерных самосвалов вместо белорусских Белазов, пишет интернет-газета «Ежедневник». «Для Белаза Россия – основной рынок сбыта. Если этот рынок захлопнется, обанкротится не только белорусский завод, а целый город Жодино, который от этого завода целиком зависит. Причем, рынок карьерных самосвалов довольно узок, на нем два производителя вряд ли уживутся. Кроме того, российский бюджетный проект нужно будет потом еще продвигать, поэтому у камазовских «Юпитеров» однозначно будут и очень сильное правительственное лобби, и большие преференции. Белазу с ним нет почти никаких шансов тягаться», - сообщает газета. По мнению издания, действия России в отношении Беларуси в последнее время очень сильно напоминают рейдерский захват.<br> <br> Один из ведущих игроков калийного рынка прогнозирует потерю доли рынка «Беларуськалия» (25% мирового рынка) и экстренно наращивает мощности, стремясь выхватить освободившуюся долю, пишет телеграм-канал russica2. Канадская корпорация Nutrien объявила, что ожидает увеличения выпуска хлористого калия на 0,5 млн т во второй половине 2021 г. «По словам европейских инсайдеров, санкции на куплю-продажу продукции «Беларуськалия» ожидаются в конце июня со стороны ЕС и США. Санкции будут распространяться на покупателей белорусских удобрений в Бразилии, Китае и Индии. В Минске говорят, что ожидается продажа Беларуськалия частному лицу. И якобы процедура продажи уже прописана в секретной части указа Лукашенко. Финансовые аналитики слышали, что структуры Гуцериева могут стать покупателями пакета и ведут консультации с банками при посредничестве белорусских чиновников», - сообщает телеграм-канал.<br> <br> Прием в промышленную эксплуатацию первого энергоблока Белорусской АЭС правительственной комиссией свидетельствует о безразличии Минска к мнению экспертов по безопасности, заявил министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис в комментарии балтийскому информагентству BNS.<br> <br> По сравнению с провальным 2020 г белорусский авторынок демонстрирует некоторые признаки оживления - весной отыграно порядка 12% в объемах продаж, пишет интернет-портал myfin.by. «Ситуация с ценами на рынке бэушек отражает текущее благосостояние белорусов, покупательская способность которых и формирует стоимость. Самый популярный сегмент - до 10 тыс долл. Это - пока посильная для нашего человека цена, и с такими деньгами он идет именно на рынок б/у, потому что в салоне заметно дороже. Что касается авто без пробега, то по отношению к 2019 г рынок просел процентов на 40. И главные причины тому, конечно же, экономические. Исчезли многие финансовые инструменты, державшие его на плаву, такие как доступные автокредиты. Особняком тут стоит Джили: отечественный производитель с государственной поддержкой предлагает наилучшие условия по кредитам», - сообщает портал.<br> <br>
2021-06-11
Primepress