Обзор экономических публикаций белорусских СМИ 9 февраля
<p> МИНСК, 9 февраля - ПраймПресс. В Беларуси считают необоснованными претензии авиакомпании «Победа» на тарифы «Национального аэропорта Минск» и заявляют, что на таких условиях работают все российские авиаперевозчики, пишет интернет-портал «СБ-Беларусь сегодня». «Была встреча с единственным представителем «Победы», которому объяснили, что их тарифы ничем не отличаются от тарифов «Аэрофлота», «Ютэйра» и «Ямала». Это три авиакомпании российские, которые на регулярной основе совершают рейсы (в Нацаэропорт «Минск» - СБ). Никаких специальных тарифов, завышенных нет», - заявил журналистам гендиректор «Национального аэропорта Минск» Дмитрий Меликян в кулуарах коллегии Минтранса. Он пояснил, что тарифы регулируются (раньше Минэкономики, а сейчас МАРТ). Есть тарифы для иностранных авиакомпаний, для российских компаний и внутренние тарифы. Для всех российских авиакомпаний действуют и будут действовать равные тарифы, подчеркнул гендиректор Нацаэропорта. </p> <p> Аккуратному регулированию цен на рынке недвижимости может помочь проект по массовой оценке недвижимости, говорит в комментарии интернет-порталу «СБ-Беларусь сегодня» заместитель генерального директора Национального кадастрового агентства Дмитрий Ритвинский. «Изначально он задумывался для того, чтобы изменить налоговую базу. Сейчас налог на недвижимость рассчитывается по остаточной стоимости, а не по рыночной. Из-за этого и в Минске, и в горпоселке Свирь платежи за схожие объекты недвижимости практически одинаковы… это ненормально. Уже просчитано, что поступления в бюджет будут выше. Все говорят, что изменения нужны, но полтора года идут различные согласования. Если все утвердят, то появится информационный ресурс, в котором будет отражена абсолютно вся недвижимость с ее кадастровой стоимостью, максимально приближенной к рыночной на дату оценки. Такая система будет косвенным регулятором ценообразования на рынке, показывая реальную цену конкретного объекта. Застройщик уже не сможет закладывать себе прибыль такую, какую хочет. Ему придется считаться с рынком и независимой оценкой», - отмечает Ритвинский. </p> <p> В Беларуси есть много небанковских организаций, которые заинтересованы в осуществлении расчетного обслуживания, цитирует интернет-портал «СБ-Беларусь сегодня» слова начальника управления электронных платежных инструментов Национального банка Беларуси Ольги Антонович. «Возможно, с принятием закона о платежных услугах появятся иные игроки, которые при соблюдении определенных условий смогут осуществлять платежное обслуживание населения. Это могут быть, например, мобильные операторы или платежные агрегаторы типа Uber. Что в итоге получится, мы не знаем, пока мы планируем прописать данную норму. В сельской местности не хватает отделений банков, чтобы просто обслужить население, чтобы человек мог снять наличные деньги. Сеть банкоматов там тоже слабо развита. Поэтому рассматривается предложение, чтобы подобную функцию могли взять на себя организации торговли и сервиса», - говорит Антонович. </p> <p> Белорусских молокопроизводителей в 2018 году ждут испытания на конкурентоспособность. В первую очередь на международном рынке, где, как свидетельствует анализ итогов прошлогодней деятельности и прогноз на текущий год, ожидается ужесточение борьбы за потребителя из-за перепроизводства и чрезмерного предложения отдельных видов готовой продукции, пишет «Экономическая газета». «Существенный недобор молочного сырья – следствие ряда факторов, осложняющих положение дел в отрасли. Один из важнейших – невысокое качество белорусского дойного стада… Из 1249 сельхозорганизаций нашей страны почти 60% завершили прошлый год с удоями менее 5 т на корову. Более того, в их числе есть полтора десятка хозяйств, в которых средняя продуктивность животных составила менее 2 т молока», - сообщает газета. </p> <p> Нацбанк считает, что больших проблем с ликвидностью в банковской системе нет, и дефицит возник, потому что наложилось несколько факторов, в том числе повышение отчислений в фонд обязательных резервов и январская уплата предприятиями налогов, говорит финансовый аналитик Вадим Иосуб в комментарии интернет-газете naviny.by. При этом Нацбанк, продолжил эксперт, считает обоснованным январское решение о повышении отчислений в фонд обязательных резервов. «Цель этих действий, по заявлению Нацбанка, — дедолларизация пассивов банков. Процесс этот постепенно идет, но темпы, наверное, регулятора не устраивают, поэтому он катализирует этот процесс за счет повышения резервных требований для тех банков, у которых все еще много валюты в пассивах», - отмечает Иосуб. Нацбанк предполагает, что после того как Минфин, собрав деньги у налогоплательщиков, начнет их тратить, размер дефицита ликвидности в банковской системе будет снижаться. К слову, 8 февраля в банковской системе сформировался даже небольшой профицит рублевой ликвидности. </p> <p> Лидером по производству мяса птицы в Беларуси в прошлом году стала фабрика «Смолевичи Бройлер» — владелец бренда «Петруха». Предприятие, которое контролирует бизнесмен Евгений Баскин, единственное преодолело стотысячный рубеж и выпустило 113,3 тыс т продукции, пишет интернет-газета «Завтра твоей страны». На второе место впервые за несколько последних вышел «Агрокомбинат «Дзержинский». Крупнейшая на сегодняшний момент государственная фабрика произвела 81,4 тыс т бройлеров в живом весе. Позади «Агрокомбината «Дзержинский» в 2017 г осталась могилевская фабрика «Серволюкс Агро», произведя в итоге 78,3 тыс т мяса птицы. </p> <p> Доля рынка автомобилей китайских марок в Беларуси существенно выше, чем у соседей по Евразийскому союзу, пишет эксперт Сегей Варивода в интернет-газете «Ежедневник». Если в Беларуси доля составила 3,67%, то в России – 2,1%, а в Казахстане и того меньше – 1,94%. При этом продажи в России обеспечивали дилеры 11 китайских марок легковых автомобилей, в то время, как в Беларуси всего семь. «Бесспорно, китайская марка-лидер в нашей стране уже определена многомиллионными инвестициями в строительство автозавода Белджи. А вот борьба за вторую позицию будет ожесточенной. Ведь если в 2017 г продажи Geely и Lifan на внутреннем рынке падали (27,5% и 15% соответственно), то продажи Chery выросли на 40%. Вмешаться в спор за «медальный зачет» в текущем году иным китайским маркам в Беларуси явно не по силам. На рынке Российской Федерации марка Geely попытается оспорить первенство, которое на протяжении уже многих лет удерживает Lifan. Lifan в последнее время падает в продажах, но Geely никак не может начать продажи своих Atlas в России… Рискну предположить, что в текущем году снова вырастет количество представленных на рынках России и Беларуси марок китайских автомобилей, а компания Great Wall с брендом HAVAL вернет себе четвертую позицию среди китайских марок в обоих странах. Доля рынка китайских марок в Беларуси существенно вырастет. Мой прогноз – до уровня 3% +Geely», - отмечает Варивода. </p>
2018-02-09
Primepress
МИНСК, 9 февраля - ПраймПресс. В Беларуси считают необоснованными претензии авиакомпании «Победа» на тарифы «Национального аэропорта Минск» и заявляют, что на таких условиях работают все российские авиаперевозчики, пишет интернет-портал «СБ-Беларусь сегодня». «Была встреча с единственным представителем «Победы», которому объяснили, что их тарифы ничем не отличаются от тарифов «Аэрофлота», «Ютэйра» и «Ямала». Это три авиакомпании российские, которые на регулярной основе совершают рейсы (в Нацаэропорт «Минск» - СБ). Никаких специальных тарифов, завышенных нет», - заявил журналистам гендиректор «Национального аэропорта Минск» Дмитрий Меликян в кулуарах коллегии Минтранса. Он пояснил, что тарифы регулируются (раньше Минэкономики, а сейчас МАРТ). Есть тарифы для иностранных авиакомпаний, для российских компаний и внутренние тарифы. Для всех российских авиакомпаний действуют и будут действовать равные тарифы, подчеркнул гендиректор Нацаэропорта.
Аккуратному регулированию цен на рынке недвижимости может помочь проект по массовой оценке недвижимости, говорит в комментарии интернет-порталу «СБ-Беларусь сегодня» заместитель генерального директора Национального кадастрового агентства Дмитрий Ритвинский. «Изначально он задумывался для того, чтобы изменить налоговую базу. Сейчас налог на недвижимость рассчитывается по остаточной стоимости, а не по рыночной. Из-за этого и в Минске, и в горпоселке Свирь платежи за схожие объекты недвижимости практически одинаковы… это ненормально. Уже просчитано, что поступления в бюджет будут выше. Все говорят, что изменения нужны, но полтора года идут различные согласования. Если все утвердят, то появится информационный ресурс, в котором будет отражена абсолютно вся недвижимость с ее кадастровой стоимостью, максимально приближенной к рыночной на дату оценки. Такая система будет косвенным регулятором ценообразования на рынке, показывая реальную цену конкретного объекта. Застройщик уже не сможет закладывать себе прибыль такую, какую хочет. Ему придется считаться с рынком и независимой оценкой», - отмечает Ритвинский.
В Беларуси есть много небанковских организаций, которые заинтересованы в осуществлении расчетного обслуживания, цитирует интернет-портал «СБ-Беларусь сегодня» слова начальника управления электронных платежных инструментов Национального банка Беларуси Ольги Антонович. «Возможно, с принятием закона о платежных услугах появятся иные игроки, которые при соблюдении определенных условий смогут осуществлять платежное обслуживание населения. Это могут быть, например, мобильные операторы или платежные агрегаторы типа Uber. Что в итоге получится, мы не знаем, пока мы планируем прописать данную норму. В сельской местности не хватает отделений банков, чтобы просто обслужить население, чтобы человек мог снять наличные деньги. Сеть банкоматов там тоже слабо развита. Поэтому рассматривается предложение, чтобы подобную функцию могли взять на себя организации торговли и сервиса», - говорит Антонович.
Белорусских молокопроизводителей в 2018 году ждут испытания на конкурентоспособность. В первую очередь на международном рынке, где, как свидетельствует анализ итогов прошлогодней деятельности и прогноз на текущий год, ожидается ужесточение борьбы за потребителя из-за перепроизводства и чрезмерного предложения отдельных видов готовой продукции, пишет «Экономическая газета». «Существенный недобор молочного сырья – следствие ряда факторов, осложняющих положение дел в отрасли. Один из важнейших – невысокое качество белорусского дойного стада… Из 1249 сельхозорганизаций нашей страны почти 60% завершили прошлый год с удоями менее 5 т на корову. Более того, в их числе есть полтора десятка хозяйств, в которых средняя продуктивность животных составила менее 2 т молока», - сообщает газета.
Нацбанк считает, что больших проблем с ликвидностью в банковской системе нет, и дефицит возник, потому что наложилось несколько факторов, в том числе повышение отчислений в фонд обязательных резервов и январская уплата предприятиями налогов, говорит финансовый аналитик Вадим Иосуб в комментарии интернет-газете naviny.by. При этом Нацбанк, продолжил эксперт, считает обоснованным январское решение о повышении отчислений в фонд обязательных резервов. «Цель этих действий, по заявлению Нацбанка, — дедолларизация пассивов банков. Процесс этот постепенно идет, но темпы, наверное, регулятора не устраивают, поэтому он катализирует этот процесс за счет повышения резервных требований для тех банков, у которых все еще много валюты в пассивах», - отмечает Иосуб. Нацбанк предполагает, что после того как Минфин, собрав деньги у налогоплательщиков, начнет их тратить, размер дефицита ликвидности в банковской системе будет снижаться. К слову, 8 февраля в банковской системе сформировался даже небольшой профицит рублевой ликвидности.
Лидером по производству мяса птицы в Беларуси в прошлом году стала фабрика «Смолевичи Бройлер» — владелец бренда «Петруха». Предприятие, которое контролирует бизнесмен Евгений Баскин, единственное преодолело стотысячный рубеж и выпустило 113,3 тыс т продукции, пишет интернет-газета «Завтра твоей страны». На второе место впервые за несколько последних вышел «Агрокомбинат «Дзержинский». Крупнейшая на сегодняшний момент государственная фабрика произвела 81,4 тыс т бройлеров в живом весе. Позади «Агрокомбината «Дзержинский» в 2017 г осталась могилевская фабрика «Серволюкс Агро», произведя в итоге 78,3 тыс т мяса птицы.
Доля рынка автомобилей китайских марок в Беларуси существенно выше, чем у соседей по Евразийскому союзу, пишет эксперт Сегей Варивода в интернет-газете «Ежедневник». Если в Беларуси доля составила 3,67%, то в России – 2,1%, а в Казахстане и того меньше – 1,94%. При этом продажи в России обеспечивали дилеры 11 китайских марок легковых автомобилей, в то время, как в Беларуси всего семь. «Бесспорно, китайская марка-лидер в нашей стране уже определена многомиллионными инвестициями в строительство автозавода Белджи. А вот борьба за вторую позицию будет ожесточенной. Ведь если в 2017 г продажи Geely и Lifan на внутреннем рынке падали (27,5% и 15% соответственно), то продажи Chery выросли на 40%. Вмешаться в спор за «медальный зачет» в текущем году иным китайским маркам в Беларуси явно не по силам. На рынке Российской Федерации марка Geely попытается оспорить первенство, которое на протяжении уже многих лет удерживает Lifan. Lifan в последнее время падает в продажах, но Geely никак не может начать продажи своих Atlas в России… Рискну предположить, что в текущем году снова вырастет количество представленных на рынках России и Беларуси марок китайских автомобилей, а компания Great Wall с брендом HAVAL вернет себе четвертую позицию среди китайских марок в обоих странах. Доля рынка китайских марок в Беларуси существенно вырастет. Мой прогноз – до уровня 3% +Geely», - отмечает Варивода.