Обзор экономических публикаций белорусских СМИ 3 декабря
<p> МИНСК, 3 декабря – ПраймПресс. Усиливающиеся внешние вызовы ставят под вопрос стабилизацию роста экономики Беларуси в диапазоне 2-3% в год. Экономисты считают более вероятным уменьшение данного роста. Об этом говорится в экономическом обзоре, подготовленном Белорусским экономическим исследовательско-образовательном центром BEROC, который цитирует интернет-газета Ежедневник. Экономисты отмечают, что второй квартал 2018 года стал водоразделом между периодом восстановительного – а потому ускоренного – роста (2017 – первое полугодие 2018 года) и будущим периодом более низкого роста. Ключевыми механизмами, обусловившими исчерпание восстановительного роста, стали насыщение существующего внешнего спроса, при растущем импорте, а также ослабление стимулов/возможностей фирм к осуществлению инвестиций. «Со стороны спроса повышенный рост пока сохранялся лишь в потребительском сегменте, поддерживаемый розничным кредитованием и сохраняющимися практиками директивного стимулирования доходов. При этом в потребительском спросе заметно усилилась негативная с точки зрения перспектив роста внутреннего выпуска тенденция: практически по всем группам потребительских товаров ощутимо возросла доля импорта», - констатируется в обзоре. Экономисты отмечают, что вплоть до недавнего времени в качестве наиболее вероятного сценария представлялось, что после завершения периода восстановительного роста последует период штиля – стабилизации роста в диапазоне 2-3% в годовом выражении (оценка среднесрочного равновесного роста). При этом вероятность существенного отклонения от макроравновесия виделась не столь высокой, и в основном ассоциировалась с накопленными внутренними диспропорциями (проблемные долги фирм и избыточная долговая нагрузка на бюджет). </p> <p> </p> <p> В белорусских городах в среднем на 10% дорожает проезд в общественном транспорте. А это означает, что вырастет и стоимость проездных билетов на декаду и месяц. По данным Министерства антимонопольного регулирования и торговли, покупая билет на автобус, граждане оплачивают только 70% его реальной стоимости.– об этом пишет Завтра твоей страны. Повышение цен на общественный транспорт частично связано с инфляционными процессами. Поскольку рынок городских общественных перевозок занят только государственными компаниями, а система формирования тарифов закрыта, узнать себестоимость проездного билета можно, только рассчитав его из названных данных. Исходя из данных МАРТ о том, что сейчас пассажиры платят только 70% стоимости проезда, можно рассчитать его полную стоимость – в среднем около 70 копеек. Разница не так велика для одной поездки. Но если посчитать, сколько платят люди, пользуясь за одну поездку несколькими видами транспорта, то его стоимость – даже при неполной оплате — не такая уж дешевая. В областном городе, до нынешнего повышения, один маршрут с пересадкой обходился пассажиру не в 50 копеек, а в 1 рубль, даже если на каждом автобусе или троллейбусе он ехал по одной остановке. А дорога туда-обратно, каждая с одной пересадкой, в 2 рубля. В 2015 году представители Минсктранса сообщали, что себестоимость проезда на автобусе или троллейбусе равна 95 копейкам деноминированных рублей, а пассажиры возмещали 48,4% из них. Годом позже предприятие собиралось оптимизировать затраты и снизить себестоимость проезда в городском транспорте. Себестоимость одной поездки наземным транспортом тогда была около 90 копеек. Тогда пассажиры оплачивали, по разным данным, от 50% до 65% реальной стоимости поездки. В прошлом году, по официальным данным, пользователи столичного наземного транспорта возмещали около 60% стоимости билетов. </p> <p> </p> <p> </p> <p> Основы психологии новогодних распродаж в интервью Naviny.by рассказал директор по развитию бизнес-школы ИПМ Алексей Дунаевский. «Рождество и Новый год, с точки зрения экономики, это идеальный шторм, когда складывается вместе огромное количество необходимых факторов, когда потребитель наиболее уязвим. У него падает психологический барьер, который в другое время удерживает от покупок. В этот период мы подвержены импульсивным приобретениям. Это бывает по разным причинам — люди, пребывающие в стрессе, покупают больше, чем обычно. Также те, кто пришел в магазин с друзьями, покупают больше чем те, кто пришел с родственниками…. Я бы рекомендовал ни в коем случае не игнорировать период, а сделать то, чего ждет потребитель. Если от тебя ждут рождественской распродажи — значит надо сделать ее именно рождественской: украсить елками, фонариками, дать возможность празднично упаковать, включить соответствующую музыку, воздействуя на психологию — наше поведение достаточно простое. В принципе, если выехать за пределы Беларуси и пройтись по любому западному супермаркету, можно за полчаса собрать все приемы. И это выгодно — в декабре розничный магазин может сделать до четверти годового оборота», - отметил эксперт. </p>
2018-12-03
Primepress
МИНСК, 3 декабря – ПраймПресс. Усиливающиеся внешние вызовы ставят под вопрос стабилизацию роста экономики Беларуси в диапазоне 2-3% в год. Экономисты считают более вероятным уменьшение данного роста. Об этом говорится в экономическом обзоре, подготовленном Белорусским экономическим исследовательско-образовательном центром BEROC, который цитирует интернет-газета Ежедневник. Экономисты отмечают, что второй квартал 2018 года стал водоразделом между периодом восстановительного – а потому ускоренного – роста (2017 – первое полугодие 2018 года) и будущим периодом более низкого роста. Ключевыми механизмами, обусловившими исчерпание восстановительного роста, стали насыщение существующего внешнего спроса, при растущем импорте, а также ослабление стимулов/возможностей фирм к осуществлению инвестиций. «Со стороны спроса повышенный рост пока сохранялся лишь в потребительском сегменте, поддерживаемый розничным кредитованием и сохраняющимися практиками директивного стимулирования доходов. При этом в потребительском спросе заметно усилилась негативная с точки зрения перспектив роста внутреннего выпуска тенденция: практически по всем группам потребительских товаров ощутимо возросла доля импорта», - констатируется в обзоре. Экономисты отмечают, что вплоть до недавнего времени в качестве наиболее вероятного сценария представлялось, что после завершения периода восстановительного роста последует период штиля – стабилизации роста в диапазоне 2-3% в годовом выражении (оценка среднесрочного равновесного роста). При этом вероятность существенного отклонения от макроравновесия виделась не столь высокой, и в основном ассоциировалась с накопленными внутренними диспропорциями (проблемные долги фирм и избыточная долговая нагрузка на бюджет).
В белорусских городах в среднем на 10% дорожает проезд в общественном транспорте. А это означает, что вырастет и стоимость проездных билетов на декаду и месяц. По данным Министерства антимонопольного регулирования и торговли, покупая билет на автобус, граждане оплачивают только 70% его реальной стоимости.– об этом пишет Завтра твоей страны. Повышение цен на общественный транспорт частично связано с инфляционными процессами. Поскольку рынок городских общественных перевозок занят только государственными компаниями, а система формирования тарифов закрыта, узнать себестоимость проездного билета можно, только рассчитав его из названных данных. Исходя из данных МАРТ о том, что сейчас пассажиры платят только 70% стоимости проезда, можно рассчитать его полную стоимость – в среднем около 70 копеек. Разница не так велика для одной поездки. Но если посчитать, сколько платят люди, пользуясь за одну поездку несколькими видами транспорта, то его стоимость – даже при неполной оплате — не такая уж дешевая. В областном городе, до нынешнего повышения, один маршрут с пересадкой обходился пассажиру не в 50 копеек, а в 1 рубль, даже если на каждом автобусе или троллейбусе он ехал по одной остановке. А дорога туда-обратно, каждая с одной пересадкой, в 2 рубля. В 2015 году представители Минсктранса сообщали, что себестоимость проезда на автобусе или троллейбусе равна 95 копейкам деноминированных рублей, а пассажиры возмещали 48,4% из них. Годом позже предприятие собиралось оптимизировать затраты и снизить себестоимость проезда в городском транспорте. Себестоимость одной поездки наземным транспортом тогда была около 90 копеек. Тогда пассажиры оплачивали, по разным данным, от 50% до 65% реальной стоимости поездки. В прошлом году, по официальным данным, пользователи столичного наземного транспорта возмещали около 60% стоимости билетов.
Основы психологии новогодних распродаж в интервью Naviny.by рассказал директор по развитию бизнес-школы ИПМ Алексей Дунаевский. «Рождество и Новый год, с точки зрения экономики, это идеальный шторм, когда складывается вместе огромное количество необходимых факторов, когда потребитель наиболее уязвим. У него падает психологический барьер, который в другое время удерживает от покупок. В этот период мы подвержены импульсивным приобретениям. Это бывает по разным причинам — люди, пребывающие в стрессе, покупают больше, чем обычно. Также те, кто пришел в магазин с друзьями, покупают больше чем те, кто пришел с родственниками…. Я бы рекомендовал ни в коем случае не игнорировать период, а сделать то, чего ждет потребитель. Если от тебя ждут рождественской распродажи — значит надо сделать ее именно рождественской: украсить елками, фонариками, дать возможность празднично упаковать, включить соответствующую музыку, воздействуя на психологию — наше поведение достаточно простое. В принципе, если выехать за пределы Беларуси и пройтись по любому западному супермаркету, можно за полчаса собрать все приемы. И это выгодно — в декабре розничный магазин может сделать до четверти годового оборота», - отметил эксперт.