Обзор экономических публикаций белорусских СМИ 3 августа 2020 г
МИНСК, 3 августа – ПраймПресс. Налоговые платежи, проверки, неравные условия хозяйствования – вот только часть проблем белорусского бизнеса, которая отнюдь не способствует улучшению делового климата в стране. Как заметила в комментарии «Ежедневнику» директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского Жанна Тарасевич, отношения между государством и бизнесом за годы складывались по-разному. «Нужно признать, что были хорошие нормативно-правовые акты, Директива №4 и Декрет №7, которые давали надежду бизнесу в развитии, облегчили условия для начинающих предпринимателей», – отметила Тарасевич. Однако у действующего бизнеса, признала она, до сих пор существует ряд проблем, которые снижают конкурентоспособность отечественного товаропроизводителя по сравнению с другими странами. «Например, проблема фискальной нагрузки. Это даже не налоговые платежи, а, к примеру, идентификационные контрольные марки, которые клеятся на чай, напитки, воду и т.п. Они в структуре себестоимости на дешевый чай иногда доходят до 20%», – рассказала Жанна Тарасевич. Также болезненный вопрос для бизнеса – обязательные отчисления в ФСЗН, когда работник отчисляет 1% от своей зарплаты, а наниматель уплачивает еще 34% процента, и это, высокая нагрузка. Тарасевич убеждена, что нужно перейти к перераспределению нагрузки между работником и нанимателем, но пока в этом направлении ничего не сделано. Эксперт озвучила еще одну проблему – неравенство форм собственности по отдельным нормативно-правовым актам. «Также существует значительная закредитованность экономики, большие проблемы с точки зрения взаиморасчетов. И это, прежде всего, идет от того, что бюджет не всегда вовремя рассчитывается с бизнесом, и далее уже начинается клубок проблем», – добавила представительница бизнес-союза. Как констатируют бизнес-союзы, белорусский бизнес также лишен сегодня возможности выкупа арендуемых объектов.<br> <br> Меры поддержки бизнеса государством у нас оцениваются не более чем в 9 млн долларов. Это мизер, которого бизнес практически не заметит. Такое мнение в комментарии газете «Белорусы и рынок» высказал председатель Высшего координационного совета Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин. Поддержкой правительства в связи с пандемией коронавируса — дотациями, скидками по аренде — воспользовались 3,4 тыс. предпринимателей. Но предпринимательские союзы обращают внимание на то, что обещанное снижение арендной платы происходит очень плохо. Госпредприятия-арендодатели игнорируют политику, провозглашенную государством, и не идут на снижение арендной платы. Применение мер поддержки, даже таких незначительных, предусмотрено только до конца августа. А ведь пандемия не заканчивается, ограничительные меры не сняты, проблемы у бизнеса остаются. Особенно это касается ресторанов, кафе, туристического бизнеса. В России меры поддержки приняты до конца 2020 года, а некоторые продлены и на следующий. <br> <br> Нефтяные доходы белорусских госкомпаний в России выросли, бензиновые – упали, пишет «Завтра твоей страны». Единственная нефтедобывающая компания «Янгпур», которая принадлежит властям Беларуси на территории России, в прошлом году достигла рекордных (с момента ее перехода в руки белорусов) объемов выручки и прибыли. Владельцем компании «Янгпур», имеющей лицензию на добычу углеводородов в Ямало-Ненецком автономном округе, белорусское государство стало в 2013 году. По итогам 2018 года «Янгпур» продала нефти и газа на сумму 5,2 млрд российских рублей и заработала почти 575 млн российских рублей чистой прибыли. По недавно опубликованным результатам 2019 года выручка компании выросла до 6,8 млрд российских рублей, а чистая прибыль — почти до 760 млн российских рублей. По сравнению с 2014 годом доходность «Янгпура» увеличилась почти в 3,7 раза. Правда, в этом году, по прогнозам экспертов, нефтяникам в России трудно рассчитывать на положительную динамику – отрасль функционирует в условиях обвала мировых цен на нефть и экономической рецессии, вызванной пандемией коронавируса.<br> <br> В октябре начнет работать аэродром «Орша» возле поселка Болбасово под Оршей, пишет портал TUT.by. Он будет использоваться для приема грузовых рейсов, а также станет запасным для посадки крупных самолетов. Об этом в эфире СТВ сообщил директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Артем Сикорский. Аэродром «Орша» планируется как грузовой аэропорт для грузовой работы в Национальном аэропорту Минск. Там создаются значительные и достаточно мощные логистический центр и производственный кластер. Инвестор же всегда приходит к определенной транспортной доступности. Аэродром «Орша» имеет эту доступность и может называться мультимодальным, исходя из того, что там обеспечивается воздушное сообщение, железнодорожное и автомобильное.<br> <br>
2020-08-03
Primepress