Обзор экономических публикаций белорусских СМИ 31 января 2019 г
МИНСК, 31 января - ПраймПресс. В Беларуси за четыре года количество небольших магазинов стало вдвое больше - свыше 31 тыс. Интерес к такому формату растет и у бизнеса, и у покупателей, цитирует государственная газета «СБ-Беларусь сегодня» слова начальника управления Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Виолетта Брезовская. По оценкам экспертов, рынок Беларуси сегодня наполнен торговыми площадями. «И вместе с магазинами шаговой доступности наблюдается молниеносный рост ретейла. Европейский 20-летний путь наши сети прошли за восемь лет. Сегодня больших магазинов около 70, причем предпринимателей беспокоит, что товарооборотом управляют только несколько», - сообщает газета. Их монополия просто съедает магазины шаговой доступности, говорит сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. «Одна крупнейшая сеть сегодня заняла более 20% рынка в более чем 56 районах страны. С аффилированными структурами она занимает уже более половины товарооборота. И это ненормально. Доминирование на рынке позволяет сетям диктовать другим свои условия, демпинговать — и тем самым выживать конкурентов. А после спокойно повышать цены, собирая монопольную маржу», - отмечает Маргелов. Действительно, у 17 крупнейших торговых сетей сегодня в Беларуси более половины продовольственных магазинов страны. И 70% торговых площадей. «Доходную часть производителей собирают эти торговые сети. Если у обычного торгового предприятия, реализующего продукты питания, средняя наценка порядка 20%, то у крупнейших торговых сетей — порядка 40%. То есть они намного дешевле по себестоимости (либо даже ниже ее) берут товар у производителей. Понятно, у них есть из чего и зарплаты платить, и акции делать», - говорит Маргелов.<br> <br> Белорусские власти даже в условиях новых вызовов не рассматривают приватизацию как источник доходов бюджета, ни как инструмент повышения эффективности госпредприятий. Между тем, снижение энергодотаций со стороны России в этом и в последующие годы обострит обе проблемы еще в большей степени, пишет интернет-газета «Завтра твоей страны». «Анонсированный на днях Госкомимуществом перечень белорусских ОАО, госпакеты акций которых власти готовы продать инвесторам, вовсе не является знаком новой приватизационной политики в Беларуси. Скорее, наоборот. Белорусское приватизационное меню-2019 составлено по старому рецепту: список претендентов на продажу определяют отраслевые министерства, они же диктуют и условия продажи госпакетов – инвестиции в пакет и в модернизацию предприятия, сохранение персонала, высокой зарплаты, выход на новые рынки и т.д. При этом расставаться с контрольным пакетом ведущих предприятий государство не собирается. И никого не смущает, что многие предприятия который год перекочевывают из одного списка в другой, а инвесторы все не появляются. Продавец, тем не менее, своих «аппетитов» не меняет», - отмечает газета.<br> <br> Два месяца назад предприниматели в лице руководителей ключевых бизнес-объединений на заседании Совета по развитию предпринимательства при президенте скрепя сердце проголосовали за обновленный Налоговый кодекс. Хотя ряд моментов деловое сообщество принципиально не устраивал. Чуть ли не больше всего нареканий вызывал принцип налогообложения земли, пишет интернет-газета «Ежедневник». «И прежде всего – коэффициенты, повышающие ставку налога до 2,5 раз, которые имеют право вводить местные советы депутатов. Этой возможностью активно пользуются практически в каждом регионе. После повторных согласований в различных органах власти в Налоговом кодексе появился еще один «подарок» бизнесу. Налоговую базу земель производственного назначения будут исчислять исходя не из последней кадастровой оценки 2018-го года, а оценок предыдущих периодов. Парадокс: стоимость промышленных участков снизилась, активы компаний-владельцев уменьшились, а налог на землю останется почти на прежнем уровне. Или даже увеличится», - сообщает газета.<br> <br>
2019-01-31
Primepress