Обзор экономических публикаций белорусских СМИ 30 ноября 2018 г
МИНСК, 30 ноября - ПраймПресс. Проблема облуживания внешнего госдолга Беларуси становится настолько острой, что Минфин выработал три направления работы по снижению финансовой нагрузки на бюджет, обусловленной ростом госдолга. Предлагаемые меры являются во многом традиционными для «устоявшихся» экономик, не желающих проводить кардинальные экономические реформы, отмечает «Экономическая газета». Первым направлением работы по управлению госдолгом (традиционным в нашем понимании) декларируется рефинансирование части долга. Второе направление работы с госдолгом предполагает улучшение его профиля. На практике это означает получение новых кредитов и займов, причем по процентным ставкам более низким, чем ранее привлеченные кредиты и займы. Третьим направлением работы Минфин называет разработку стратегии, которая позволит без увеличения госдолга финансировать деятельность госпредприятий. «Обобщая предложенные Минфином меры по управлению госдолгом, нельзя не отметить, что все они направлены, скорее, на консервацию существующей проблемы. В случае реализации всех мероприятий будут достигнуты лишь временная отсрочка в части обслуживания госдолга или стабилизация его размера… Вместо борьбы с причинами затевается борьба с отрицательными последствиями роста госдолга», - пишет газета.<br> <br> В экспресс-комментарии интернет-газете «Салiдарнасць» экономист Ярослав Романчук оценил стартовый отрезок работы нового Совета министров во главе с Сергеем Румасом. «Сначала Румас воспринимался как человек, который в 2011 году выступал против восстановления госплана. Он тогда публично спорил с Мясниковичем, хотя был с ним в одной команде, не соглашался с силовиками… Если вспомнить, как Румас руководил Банком развития, то он производил впечатление прагматика и технократа. Но сейчас, судя по тем решениям, которые были приняты в течение первых ста дней, и тем высказываниям, которыми он ответил на критику Лукашенко, новый премьер в итоге стал клоном связки Кобяков-Мясникович на разных этапах их премьерства. Ни новых подходов, ни нового формата обсуждение проблем, ни четкой защиты прав собственности. Такое ощущение, что должности свалились на Румаса и первого вице-премьера Турчина как снег на голову: генералиссимус, как солдатам, сказал им, что делать, а они взяли под козырек и пошли», - отмечает Романчук.<br> <br> Урегулирование вопросов, связанных с налоговым маневром, имеет большое значение для Беларуси, поскольку от этого зависит и стоимость топлива на внутреннем рынке, и конкурентоспособность белорусских нефтепродуктов на внешних рынках, и поступления бюджета, говорит эксперт Георгий Гриц в комментарии интернет-газете naviny.by. Он убежден, что без участия президентов Беларуси и России урегулировать вопрос, касающийся налогового маневра, будет невозможно. При этом многие наблюдатели склоняются к мысли, что компенсировать все потери Беларуси, связанные с налоговым маневром, Россия не будет. В пользу этой версии говорит тот факт, что налоговые маневры Россия проводит уже не первый раз, и одна из целей предыдущего маневра, реализованного в 2015 г, как раз и заключалась в сокращении размера таможенных нефтяных пошлин, остающихся в распоряжении Беларуси. На тот маневр Россия вынуждена была пойти, поскольку в 2015 году начал функционировать Евразийский экономический союз и прекратили действие соглашения, в соответствии с которыми Беларусь возвращала России пошлины на нефтепродукты, произведенные из российской нефти. Теперь Москва пытается реализовать новый налоговый маневр, который может привести к сокращению оставшихся нефтяных бонусов, получаемых Беларусью.<br> <br> Экономист Евгений Довгель предложил вариант перестройки экономики Беларуси, которая нам жить не хуже, чем европейцам. Начать он предлагает с переподчинения Нацбанка правительству, пишет интернет-газета «Ежедневник». Как считает экономист, подчинение Нацбанка правительству позволит правительству решить ряд первостепенных задач. В первую очередь речь идет об инвестиционном развития национальных производств, а не кредитном, как происходит сейчас. Кроме того, такой вариант позволит эффективно реализовывать инновационные бизнес-проекты на всех перспективных направлениях и резко повысить конкурентоспособность национальных предприятий. Это в свою очередь приведет к укреплению национальной валюты, ее свободной конвертируемости и востребованности на мировых рынках, росту поступлений в госбюджет за счет доходов от государственных инвестиций. Довгель считает, что для достижения этих целей правительству необходимо оптимизировать национальную валютно-денежную систему, преобразовав ее в источник государственных инвестиций для национальной экономики.<br> <br>
2018-11-30
Primepress