Обзор экономических публикаций белорусских СМИ 2 октября 2019 г
<p> МИНСК, 2 октября – ПраймПресс. В сентябре произошло знаковое событие - кредитные рейтинги находящейся в состоянии необъявленной войны с РФ Украины от агентств Fitch и S&P сравнялись с кредитными рейтингами Беларуси. Теперь обе страны имеют суверенный рейтинг «В» со «стабильным» прогнозом, пишет интернет-издание banki24.by. Как отмечают аналитики Fitch, по их модели рейтинг Беларуси мог быть к данной временной отметке на две ступени выше - «ВВ-», однако выход на такой уровень сдержали слабые макроэкономические показатели и уязвимость внешних финансов. Так, по официальным данным, на 1 сентября 2019 г внешний госдолг Беларуси достиг 16,6 млрд долл (27,3% ВВП), при этом Минфин не учитывает в его составе гарантии правительства по кредитам и займам предприятий (около 2,7 млрд долл на 1 сентября). МВФ и Всемирный банк включают такие гарантии в общий показатель госдолга Беларуси. Отсутствие структурных реформ затрудняет сокращение госдолга, а невысокие кредитные рейтинги повышают стоимость его обслуживания, особенно в условиях, когда примерно 75% от общего объема годовых платежей по обслуживанию и погашению внешнего госдолга рефинансируется. </p> <p> В Беларуси объем денежной базы на 1 сентября 2019 г уменьшился на 3,7% к уровню на 1 января 2019 г до 8,302 млрд бел руб (3,985 млрд долл по курсу Национального банка Беларуси), сообщает интернет-издание «Ежедневник» со ссылкой на Статистический бюллетень Нацбанка. К уровню 1 сентября 2018 г денежная база увеличилась на 17,1%. Удельный вес в составе денежной базы наличных денег в обращении увеличился в этот период с 34,7% до 40,7%, обязательных резервов банков – уменьшился на 0,5% и составил 47%. </p> <p> Действующие в Беларуси немецкие компании и бизнес-объединения подготовили пакет рекомендаций по улучшению деловой среды и стимулированию притока частных инвестиций в Беларусь, пишет интернет-издание «Завтра твоей страны». Прежде всего, исследователи предлагают оптимизировать всю систему административно-правовых взаимоотношений бизнеса и государства. В частности, рекомендуют принятие кодекса работы госорганов, который четко определял бы минимальные стандарты для выполнения процедур (например, обязательное слушание вовлеченных сторон, правила, касающиеся заинтересованных лиц, участвующих в процедурах, права на получение информации из документов, относящихся к делу), а также унификацию процедур обжалования по юридическим разбирательствам в отношении государства. Дополнительно может быть принят Кодекс административных судебных процедур и создан отдельный орган, что, по мнению составителей исследования, приведет к значительному улучшению правовой среды для компаний и улучшит инвестиционный и деловой климат в целом. Кроме того, предлагается создание электронной базы данных всех судебных решений с полной аргументацией судей, доступ в которую осуществлялся бы без затруднений. Такая база позволит получить информацию о вопросах, связанных с трактовкой и применением юридических норм судами, что упростит процесс принятия экономических решений компаниями, а также минимизирует случаи ошибок и непреднамеренного нарушения юридических норм и их трактовок, используемых судами. В исследовании также рекомендуется комплексная переработка трудового кодекса, «советская» версия которого уже не отвечает интересам ни компаний, ни сотрудников. Здесь же предлагается четко оговорить процедуры иммиграции и вопросы трудоустройства управленцев и ключевых сотрудников из-за рубежа, что особенно важно для иностранных компаний и компаний, финансируемых с помощью прямых иностранных инвестиций. И, наконец, немецкие бизнесмены приводят свои рекомендации по оптимизации налоговой системы. В частности, смягчить процедуры замораживания счетов в случае споров по поводу недоплаченных налогов, что позволило бы Беларуси в большей степени соответствовать международным стандартам взаимоотношений между компаниями и государством. Отменить отсрочку возмещения НДС при ввозе товаров, которая оказывает давление на ликвидность компаний (ведь Беларусь не сталкивается с серьезными проблемами по принудительной уплате НДС, которые бы потребовали таких жестких мер). Рекомендуется также снизить количество случаев блокировки счетов во время налоговых споров и отменить «налогообложение нереализованной прибыли от курсовых разниц». «Упрощение налогообложения нереализованной прибыли позволит сохранить в среднесрочной перспективе налоговые доходы неизменными, упростит налоговые декларации и сделает кассовые потоки более предсказуемыми», - считают исследователи. </p>
2019-10-02
Primepress
МИНСК, 2 октября – ПраймПресс. В сентябре произошло знаковое событие - кредитные рейтинги находящейся в состоянии необъявленной войны с РФ Украины от агентств Fitch и S&P сравнялись с кредитными рейтингами Беларуси. Теперь обе страны имеют суверенный рейтинг «В» со «стабильным» прогнозом, пишет интернет-издание banki24.by. Как отмечают аналитики Fitch, по их модели рейтинг Беларуси мог быть к данной временной отметке на две ступени выше - «ВВ-», однако выход на такой уровень сдержали слабые макроэкономические показатели и уязвимость внешних финансов. Так, по официальным данным, на 1 сентября 2019 г внешний госдолг Беларуси достиг 16,6 млрд долл (27,3% ВВП), при этом Минфин не учитывает в его составе гарантии правительства по кредитам и займам предприятий (около 2,7 млрд долл на 1 сентября). МВФ и Всемирный банк включают такие гарантии в общий показатель госдолга Беларуси. Отсутствие структурных реформ затрудняет сокращение госдолга, а невысокие кредитные рейтинги повышают стоимость его обслуживания, особенно в условиях, когда примерно 75% от общего объема годовых платежей по обслуживанию и погашению внешнего госдолга рефинансируется.
В Беларуси объем денежной базы на 1 сентября 2019 г уменьшился на 3,7% к уровню на 1 января 2019 г до 8,302 млрд бел руб (3,985 млрд долл по курсу Национального банка Беларуси), сообщает интернет-издание «Ежедневник» со ссылкой на Статистический бюллетень Нацбанка. К уровню 1 сентября 2018 г денежная база увеличилась на 17,1%. Удельный вес в составе денежной базы наличных денег в обращении увеличился в этот период с 34,7% до 40,7%, обязательных резервов банков – уменьшился на 0,5% и составил 47%.
Действующие в Беларуси немецкие компании и бизнес-объединения подготовили пакет рекомендаций по улучшению деловой среды и стимулированию притока частных инвестиций в Беларусь, пишет интернет-издание «Завтра твоей страны». Прежде всего, исследователи предлагают оптимизировать всю систему административно-правовых взаимоотношений бизнеса и государства. В частности, рекомендуют принятие кодекса работы госорганов, который четко определял бы минимальные стандарты для выполнения процедур (например, обязательное слушание вовлеченных сторон, правила, касающиеся заинтересованных лиц, участвующих в процедурах, права на получение информации из документов, относящихся к делу), а также унификацию процедур обжалования по юридическим разбирательствам в отношении государства. Дополнительно может быть принят Кодекс административных судебных процедур и создан отдельный орган, что, по мнению составителей исследования, приведет к значительному улучшению правовой среды для компаний и улучшит инвестиционный и деловой климат в целом. Кроме того, предлагается создание электронной базы данных всех судебных решений с полной аргументацией судей, доступ в которую осуществлялся бы без затруднений. Такая база позволит получить информацию о вопросах, связанных с трактовкой и применением юридических норм судами, что упростит процесс принятия экономических решений компаниями, а также минимизирует случаи ошибок и непреднамеренного нарушения юридических норм и их трактовок, используемых судами. В исследовании также рекомендуется комплексная переработка трудового кодекса, «советская» версия которого уже не отвечает интересам ни компаний, ни сотрудников. Здесь же предлагается четко оговорить процедуры иммиграции и вопросы трудоустройства управленцев и ключевых сотрудников из-за рубежа, что особенно важно для иностранных компаний и компаний, финансируемых с помощью прямых иностранных инвестиций. И, наконец, немецкие бизнесмены приводят свои рекомендации по оптимизации налоговой системы. В частности, смягчить процедуры замораживания счетов в случае споров по поводу недоплаченных налогов, что позволило бы Беларуси в большей степени соответствовать международным стандартам взаимоотношений между компаниями и государством. Отменить отсрочку возмещения НДС при ввозе товаров, которая оказывает давление на ликвидность компаний (ведь Беларусь не сталкивается с серьезными проблемами по принудительной уплате НДС, которые бы потребовали таких жестких мер). Рекомендуется также снизить количество случаев блокировки счетов во время налоговых споров и отменить «налогообложение нереализованной прибыли от курсовых разниц». «Упрощение налогообложения нереализованной прибыли позволит сохранить в среднесрочной перспективе налоговые доходы неизменными, упростит налоговые декларации и сделает кассовые потоки более предсказуемыми», - считают исследователи.