Обзор экономических публикаций белорусских СМИ 25 января 2019 г
МИНСК, 25 января - ПраймПресс. При Министерстве финансов Беларуси с 2019 г планируется создать консультативный совет по налоговой политике, сообщает заместитель министра финансов Дмитрий Кийко в комментарии государственной газете «СБ-Беларусь сегодня». В его состав войдут те же эксперты, которые работали над Налоговым кодексом в 2018 г. Фактически это будет та же рабочая группа, которая просто продолжит начатую работу. «Нам было важно сохранить эту площадку для обсуждения проблемных вопросов налогового законодательства, чтобы там присутствовали мнения всех заинтересованных сторон, обсуждались все возникающие спорные вопросы», - отмечает Кийко. По словам министра по налогам и сборам Сергея Наливайко, в дальнейшем предполагается не усиливать фискальное давление, а улучшать условия обслуживания плательщиков. «На мой взгляд, налоговая нагрузка на реальный сектор сейчас оптимальна. И все же необходимо искать резервы для ее снижения, хотя в нынешней экономической ситуации это, конечно, непросто. Один из таких резервов — это отказ от индивидуальных точечных льгот. Думаю, в таком ключе очень аккуратно и деликатно мы будем совместно с коллегами и бизнес-сообществом работать», - отмечает министр. <br> <br> Принятие новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь по своему влиянию на экономику страны превышает все нововведения, принятые в 2018 г, пишет интернет-газета «Белрынок». «Пока сложно судить, каким (положительным или отрицательным) будет совокупный эффект от предложенных государством нововведений, но уже сейчас очевидно, что существенные изменения коснулись обеих частей Налогового кодекса, поэтому можно говорить о революционных новациях налогового законодательства. При этом мнение государственных чиновников, которые говорят об эволюционных редакционных новациях налогового законодательства, вызывает обоснованные сомнения по следующим основаниям. Изменения в порядке исчисления и уплаты налогов, налогового администрирования затронули весь нормативный документ, состоящий из почти 400 статей и более 1 000 страниц текста. Для изучения сути изменений потребуется не один месяц аналитической работы бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов, связанных с налоговым законодательством. Еще больше времени потребуется для выработки правоприменительной практики и устранения нестыковок в новой редакции Налогового кодекса. В качестве наглядного примера стоит рассмотреть статью 33 Налогового кодекса, в которой государство пытается выработать новый инструмент борьбы с лжепредпринимателями… Данные положения не только расширяют порядок наказания, установленный указом №488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», который на момент написания статьи не отменен, а значит фактически, будет действовать и в 2019 г, но и расширяет перечень оснований, по которым предприятие может быть наказано», - отмечает газета.<br> <br> Совершенствование госуправления, в том числе изменение роли государства в экономике, разделение функций государства как регулятора и собственника, – важнейшая задача, которая включена в Стратегию развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 г, пишет юрист Валерий Фадеев в «Экономической газете». «Давно понятно, что, пока эти две функции будут идти параллельно, мы всегда будем иметь приоритет государственной собственности перед частной, что не способствует созданию равных условий и препятствует развитию конкуренции. Эта задача обсуждается уже довольно давно, однако до сих пор мы слабо понимаем, как ее реализовать. Некоторые юристы предлагают принять специальный акт «О разделении функций государства как регулятора и собственника». Однако представляется, что он будет носить слишком «рамочный» характер и вряд ли поможет на практике», - отмечает Фадеев. По его словам, одним из ключевых является вопрос об отказе от отраслевого управления госпредприятиями (госимуществом) в том смысле, в каком оно существует сегодня. Эта проблема уже неоднократно обсуждалась, однако мы по-прежнему имеем в правительстве в лице отраслевых органов мощных лоббистов, которые правдами и неправдами требуют льготы, привилегии, субсидии и т.д. для «своих». Все функции по реальному управлению госимуществом, в т.ч. и госпредприятиями, следует передать Госкомимуществу, а министерства и концерны будут по-прежнему заниматься технической политикой в подведомственной отрасли. При этом Госкомимущество должно получить все необходимые права: самостоятельно распоряжаться госсобственностью, в т.ч. ее приватизацией, передачей неиспользуемого и неэффективно используемого имущества; осуществлять наем на контрактных условиях руководителей (управляющих организаций) госпредприятий, оговаривая в контрактах те цели и задачи, которые они должны решать; определять порядок оплаты их труда в зависимости от результатов работы, считает Фадеев.<br> <br> Представители банковского сектора обращают внимание, что кредитные организации используют санкции, чтобы клиенты своевременно возвращали взятые деньги. Ведь от сроков возврата кредитов зависит способность банков своевременно исполнять обязанности перед вкладчиками, которые размещают депозиты и рассчитывают на процентный доход, пишет интернет-газета naviny.by. «Повышенные процентные ставки, которые устанавливаются в случае возникновения просроченной задолженности, банки используют не для получения дополнительного дохода, а, скорее, как метод устрашения. Мы не заинтересованы в росте просроченной задолженности. Если вообще не предусмотреть санкции за несвоевременный возврат кредитов, то просрочка будет только расти», - говорит топ-менеджер одного из банков. На сегодняшний день банки используют разные методы воздействия на клиентов, чтобы последние старались своевременно возвращать взятый кредит. Мониторинг газеты показал, что пятерка крупнейших игроков на рынке потребительского кредитования («Беларусбанк», «Приорбанк», «МТБанк», «Белгазпромбанк» и «Банк ВТБ (Беларусь)»), выдавая клиенту кредит (без поручителей) на одну и ту же сумму, применяет совершенно разные санкции в случае возникновения просроченной задолженности. Повышенная ставка, применяемая банками в отношении просроченной задолженности, варьируется от 28% до 69% годовых. Кроме этого, отдельные банки начисляют пеню за каждый день просрочки, а иногда даже взимают серьезный штраф (5% от основного долга) в случае, если клиент хотя бы на один день просрочил платеж по кредиту.<br> <br> Компания «МотоВелоЗавод» хочет сохранить за собой площадку в Минске в случае переезда в Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень» под Смолевичами. На модернизацию предприятия потребуется около полусотни миллионов рублей (23,2 млн долл по курсу Национального банка Беларуси). Об этом интернет-газете naviny.by рассказал директор завода Николай Ладутько. «Есть площадка и в «Великом камне», и есть четкое понимание, в каком виде находиться на площадке на Партизанском проспекте, 8. Если решение [о переносе] будет принято, то присутствие на традиционной площадке для «МотоВелоЗавода» все равно сохраняется в виде главного офиса, торгово-выставочного комплекса, небольшого сервисного центра, склада для обслуживания города Минска. Это предприятие. Оно должно располагаться в нескольких местах. Варианты развития есть. Они будут реализовываться. Нужно еще небольшое время для окончательных решений», - говорит Ладутько. По его словам, интерес к белорусскому бренду проявляют инвесторы из Китая и России.<br> <br> Несмотря на очень скромные 3% роста экономики в 2018 г, руководство Беларуси надеется довести ВВП Беларуси до 100 млрд долл к 2025 г. Основная ставка при этом - на малый и средний бизнес, доля которого в ВВП страны должна вырасти в ближайшие годы до 50%. В нынешних законодательных условиях это сделать абсолютно нереально, пишет интернет-газета «Завтра твоей страны» со ссылкой на экспертов Минского союза предпринимателей и работодателей. Например, в розничной торговле тенденция прямо противоположная, рассказывает первый вице-председатель ОО «МССПиР» Виктор Маргелов. «Доля малого и среднего предпринимательства в розничном товарообороте страны стремительно падает. Идет активная монополизация торговой сферы. По данным МАРТ, всего за два года (2016-2017) семнадцать крупнейших торговых сетей увеличили свою долю в товарообороте страны на целых 15%», - говорит Маргелов. Антимонопольный и другие нормативные акты, формально создавая равные условия, на самом деле являются льготными для крупных, но дискриминационными для малых и средних предпринимателей, считает эксперт. «Если процесс не остановить, то уже в обозримом будущем именно эти сети будут определять, кто из белорусских производителей сможет полноценно поставлять на белорусский рынок свой товар, а кто – нет», - считает эксперт.<br> <br>
2019-01-25
Primepress