Обзор экономических публикаций белорусских СМИ 1 февраля 2019 г
МИНСК, 1 февраля - ПраймПресс. Сегодня 70% белорусского экспорта поставляется в пять стран. Это наши традиционные партнеры, с которыми налажена четкая работа и нет необходимости вкладывать средства в маркетинг, говорит председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович в интервью государственной газете «СБ-Беларусь сегодня». «Но в этом кроется и уязвимость. Белорусские предприятия регулярно сталкиваются с недобросовестной конкуренцией, ограничениями, запретами. Чтобы нивелировать потери от подобных ситуаций, нам и нужна идеальная экспортная формула. Важно понимать, мы не ставим цель сократить объемы поставок в ЕАЭС до 30%, а говорим о том, чтобы нарастить до этих показателей объемы экспорта в Европу и страны дальней дуги. Пока формула выглядит так: на постсоветское пространство мы продаем более половины всей продукции, в страны ЕС - около 25%, оставшаяся часть приходится на рынки дальней дуги… Позитивных индикаторов немало на рынке стран Юго-Восточной Азии, в Китае. Если совсем недавно мы, например, говорили о поставках продукции в КНР на сумму 10 млн долл, то в прошлом году вышли уже на 100 млн долл. Не могу не упомянуть Африку - потенциал у рынка огромный. Есть ниша для белорусской продукции и в регионе Латинской Америки - у нас имеется опыт сотрудничества с Венесуэлой, Кубой, можно открывать и новые страны», - говорит Улахович. По его словам, с европейским рынком сложнее. «С одной стороны, наши партнеры говорят об открытости рынка и принципах ВТО, с другой - попасть на рынок ЕС со своей продукцией непросто: там действует немало ограничительных инструментов. Однако мы целенаправленно мотивируем наших производителей выходить на европейский рынок. Получив сертификат на рынок ЕС, предприятиям будет гораздо проще работать на других направлениях», - отмечает он.<br> <br> Тренд на снижение арендных ставок на торговые площади в Беларуси будет продолжаться, говорит эксперт Борис Кац в комментарии «Экономической газете». Снижение ставок эксперт объясняет, в первую очередь, их естественным падением. Чем меньше спрос на помещения со стороны арендаторов, тем ниже цена. Другой определяющий фактор – консолидация рынка. Все меньше игроков остается на торговом поле. Если еще несколько лет назад помещение готовы были взять десять компаний, сейчас претендент может быть единственным. Да и многие города для развития якорных арендаторов уже «закрыты». Они не предъявляют там спрос на помещения, так как открыто много торговых точек, и нужно учитывать не только выручку в новом магазине, но и отток от действующих. Продажи уходят в интернет. Магазины превращаются из места продажи в точку знакомства с товаром. Таких точек компаниям нужно меньше, чем мест продажи, в итоге спрос на торговые площади падает, отмечает Кац.<br> <br> Власти Беларуси уже несколько лет усиленно борются с долларизацией экономики, и успехи есть, но до решения проблемы еще далеко. Нацбанк решил продолжить давнюю борьбу, однако упоминать американскую валюту больше не будет и отказывается от использования термина дедолларизация, пишет интернет-газета naviny.by. По сведениям газеты, в Национальном банке уже подготовлена так называемая карта задач, на основании которой будет разработана Стратегия повышения доверия к национальной валюте. «Говорят, руководитель Нацбанка Павел Каллаур невзлюбил слово «дедолларизация», и с этим связан ребрендинг той политики, которая проводилась до последнего времени. И действительно, в стране, в которой почти 75% респондентов (согласно ноябрьскому опросу Нацбанка) предпочитают хранить сбережения в инвалюте, риторика против хождения долларов может иметь обратный эффект. Запретный плод сладок. Поэтому вместо долларизации власти станут использовать термин валютизация — именно это понятие появится в Стратегии повышения доверия к национальной валюте, которую предстоит подготовить Нацбанку», - отмечает газета. При этом регулятор собирается бороться с долларизацией, воздействуя не только на кредитный рынок, но и на другие сегменты финансового рынка. «У населения сохраняется нежелание покупать рублевые облигации. Белорусский бизнес пытается разместить на внутреннем рынке рублевые облигации под 15% годовых, но очереди из желающих купить нет. Люди предпочитают взять валютные облигации под 7% годовых, чем под 15% годовых в рублях», - говорит заместитель председателя Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Варивода. Помимо запрета валютных облигаций, власти в будущем планируют принять и иные административные меры по борьбе с долларизацией экономики.<br> <br> Около 4,48 тыс субъектов хозяйствования и общественных организаций Беларуси вступили в 2019 г с долгами перед бюджетом, пишет интернет-газета «Завтра твоей страны». В Минске новый год с долгами начали свыше 1,49 тыс компаний и индивидуальных предпринимателей. В полтора раза меньше должников по налоговой инспекции Минской области - около 900. В Гомельской области в новый год с долгами вошло свыше 580 предприятий и «ипэшников». На Брестчине около 490 должников. «Оршанские предприятия составляют весомую долю среди должников на Витебщине. Должны казне на 1 января были Оршанский инструментальный завод, Оршанский комбинат строительных материалов, Оршанский райагросервис, «Завод приборов автоматического контроля», фабрика «Лантан» из Оршанского района. Всего в Витебской области в новом году было около 450 должников», - сообщает газета. На Могилевщине к началу 2019 г обязательства перед бюджетом не смогли выполнить около 400 налогоплательщиков. Традиционно самый короткий «черный список» в Гродненской области. В ней в 2019 г с долгами вступили 180 субъектов хозяйствования.<br> <br> Запуск в Беларуси депозитно-залоговой системы обращения с тарой к 2020 г - слишком оптимистичный план, потому что и указ по депозитной системе и сама система требуют доработок, пишет портал tut.by со ссылкой на мнение экспертов. Сейчас в Беларуси собирают около 40% выпущенной на рынок тары. Планируется, что с внедрением депозитно-залоговой системы этот показатель вырастет до 80−90%. Предполагается, что залог будет 20 копеек, причем на любую принимаемую тару - что на металлическую банку, что на стеклянную бутылку. «Это достаточная цена для того, чтобы у потребителя было желание вернуть пустую тару, — считает начальник управления по координации деятельности в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» Анатолий Шагун. — Конечно, к цене товара сразу добавляется сумма залога 20 копеек. В магазине она будет на ценнике указываться отдельно, чтобы покупатель понимал, что он может ее вернуть. Из цены товара при ее включении в депозит уйдет сбор за обращение». По словам Шагуна, расчеты показывают, что залог и сбор (сбор за обращение, предположительно, будет 7 копеек) незначительно повлияет на уровень инфляции. По предварительным подсчетам, для внедрения новой системы сбора тары понадобится около 100 млн евро. Свои замечания и предложения относительно новой системы высказал исполнительный директор союза «Гильдия пивоваров» Владислав Скребцов. Союз объединяет 95% производителей пива в Беларуси. Рабочей группе не было предоставлено никакой математической модели просчета, что ждет конкретного производителя с внедрением депозитно-залоговой системы, говорит Скребцов. Также непонятно, куда будет распределяться выручка от продажи сырья и нераспределенный депозит. Представители торговых сетей подчеркнули, что по указу на кассе должны будут выдаваться деньги по чеку от таромата. Но в Беларуси ни одна касса не умеет выдавать деньги. Законодательством предусмотрена продажа товаров. А это значит, что нужно менять программное обеспечение всего кассового оборудования. На это уйдет минимум год.<br> <br>
2019-02-01
Primepress