Обзор экономических публикаций белорусских СМИ 19 января
<p> МИНСК, 19 января - ПраймПресс. У представителей бизнес-союзов Беларуси нет уверенности в том, что новая система проверок, которая пока не прошла экспертизу делового сообщества, будет намного лучше прежней, пишет интернет-газета naviny.by. Вместо плановых проверок появятся выборочные, но если фискальная направленность в деятельности контролирующих органов сохранится, то по понятным причинам они будут искать основания для назначения проверок, отмечает газета. Учитывая сложившуюся практику, белорусские бизнес-союзы крайне настороженно отнеслись к расплывчатой норме декрета № 7, которая устанавливает дополнительную ответственность руководителя предприятия за «ненадлежащую» организацию деятельности, которая может привести к причинению «вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан». «Норма об ответственности руководителя за «ненадлежащую организацию деятельности» — это кнут, которым можно хлестать бизнес и налево, и направо», - полагает юрист Валерий Фадеев. «Никто не знает, кто автор этой нормы, бизнес-сообществу это неизвестно. Мы сейчас добиваемся того, чтобы получить разъяснения, как и в каких случаях данная норма будет применяться», - говорит сопредседатель правления, директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Жанна Тарасевич. По мнению экспертов, если ясности в таких вопросах не появится, штрафные санкции над бизнесом будут нависать дамокловым мечом. «Вероятность, что вместо либерализации мы получим ее профанацию, существует. Норма о ненадлежащей организации деятельности является излишней, мы возражали против нее на этапе подготовки декрета. Эту норму можно применять по субъективным причинам к какому угодно нарушению», - отмечает Фадеев. </p> <p> </p> <p> За последние 12 лет из Беларуси пропало около 70 млрд долл, говорит руководитель Аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико в комментарии интернет-газете «Завтра твоей страны». «40 миллиардов мы набрали кредитов, то есть взяли в долг. Где эти 40 миллиардов? И наше ВВП с 2014 г снизилось на 30 миллиардов», - отмечает Заико. Политолог Алесь Логвинец отмечает, что власть в определенной степени заинтересована в том, чтобы чиновники и руководители имели доступ к общим ресурсам, так как это делает их зависимыми и контролируемыми. «Модель, выстроенная в Беларуси, в отличие от российской или украинской, предусматривает сдерживание аппетитов тех, кто имеет доступ к ресурсам. Хоть уже и Беларусь, не глядя на декларации Лукашенко о том, что у нас все равны, с каждым годом становится все более олигархической», - поясняет эксперт. </p> <p> </p> <p> Число субъектов хозяйствования, которые вошли в новый год с задолженностью перед бюджетом, составляет 4,3 тыс, пишет интернет-газета «Завтра твоей страны». Самое большое число должников концентрируется в Минске (около 1,55 тыс), далее следуют Минская (855), Гомельская (505), Брестская (495), Витебская (400), Могилевская (320) области. Самый короткий список у Инспекции по налогам и сборам по Гродненской области – около 165 неплательщиков. В Минске достаточно крупную группу образуют должники-девелоперы. В нее входят такие известные застройщики, как «Фарт и В», «Тамбаз», «ЛадаГарант», «БелстройВетурия», «Вигеврострой», «Лада ОМС –Инженеринг». </p> <p> </p> <p> В 2017 г рынок столичных квартир установил новый рекорд по количеству сделок, обновив 10-летний максимум, достигнутый в 2016 г, пишет интернет-газета «Ежедневник». В 2016 г основной рост рынка обеспечили региональные покупатели, которые приобретали в основном самое дешевое жилье. В 2017 г рост произошел за счет беспрецедентного снижения ставки рефинансирования Нацбанка и, как следствие, ставших доступными кредитных ресурсов, за которые приобреталось уже более качественное и дорогое жилье. Небывалый рост спроса подстегнул и цены на столичное жилье, которые выросли в среднем на 10%. </p> <p> </p> <p> До 2020 г не стоит ожидать изменения формулы ценообразования на российский газ для Беларуси, говорит ведущий аналитик фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков в интервью «Экономической газете». «Правительства двух стран определили четкую стоимость газа. С 2020 г Россия вполне может интегрировать Беларусь в свой газовый рынок: предоставить цены Смоленской области плюс стоимость доставки. Есть и другой вариант. Так как ситуация с поставками газа в Беларусь увязана с внутрироссийской конкуренцией нефтегазовых компаний, то может произойти либерализация экспорта газа в рамках ЕАЭС. Независимые производители газа в России – Роснефть и НОВАТЭК – лоббируют отмену экспортной монополии Газпрома. И как первый шаг они могут получить доступ к белорусскому рынку. Это позволит Минску создать конкуренцию среди российских поставщиков и попробовать выиграть за счет нее в цене на газ», - считает Юшков. </p> <p> </p> <p> Не совсем понятно, как правительство собирается обеспечить в 2018 г существенный (на 16,7%) прирост НДС, пишет «Экономическая газета». «То есть, не сумев обеспечить должный уровень налоговых поступлений по НДС в прошлом году, государство планирует обеспечить еще более существенный прирост поступлений от НДС в 2018 г. Но как этого достичь? Поступления НДС зависят от двух факторов: импорта товаров и внутренней торговли. Оба эти фактора, в свою очередь, зависят от внутреннего спроса, формируемого населением и бизнесом. Ни в одном прогнозе властей не планируется двухзначное увеличение доходов населения или бизнеса, а значит, план бюджета по НДС изначально необоснован и может быть номинально достигнут только за счет инфляции. Готово ли государство пожертвовать финансовой стабильностью ради номинального формирования бюджета за счет НДС, покажет только текущий год. Во-вторых, непонятно, какие государства готовы дополнительно предоставить Беларуси безвозмездно 0,87 млрд бел руб в 2018 г. Возможно, этой информацией обладают в Минфине, но скорее речь идет о технической неточности, и планируются лишь дополнительные поступления от межбюджетных трансфертов районов-доноров: Солигорского, Мозырского и г. Новополоцка. Последнее возможно в случае благоприятной конъюнктуры на калийные удобрения и нефтепродукты на внешних рынках в 2018 г», - отмечает газета. «Анализ расходов госбюджета вызывает сомнения в обоснованности расчетов по двум статьям. Во-первых, государство фактически планирует сохранить на уровне прошлого года расходы на обслуживание госдолга Беларуси… Второй недооцененной строкой расходов является планируемое сокращение расходов на социальную политику», - сообщает газета. </p> <p> </p> <p> Совет по развитию предпринимательства определил ключевые проблемы в сфере налогообложения, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса в Беларуси. Главной проблемой названы высокий уровень налоговой нагрузки и сложность администрирования налоговых платежей, пишет «Экономическая газета». Так, по данным Совета, сложившийся уровень фискальных изъятий (с учетом налогов и отчислений в ФСЗН – это 35–37% от общего объема ВВП) является одним из ведущих факторов неудовлетворительного финансового состояния субъектов малого и среднего предпринимательства. Что касается администрирования, Совет обращает внимание на авансовый характер основных платежей, существенно снижающий не только инвестиционные, но даже воспроизводственные возможности малых предприятий, особенно на стадии их становления или освоения новых видов продуктов, сообщает газета. </p>
2018-01-19
Primepress
МИНСК, 19 января - ПраймПресс. У представителей бизнес-союзов Беларуси нет уверенности в том, что новая система проверок, которая пока не прошла экспертизу делового сообщества, будет намного лучше прежней, пишет интернет-газета naviny.by. Вместо плановых проверок появятся выборочные, но если фискальная направленность в деятельности контролирующих органов сохранится, то по понятным причинам они будут искать основания для назначения проверок, отмечает газета. Учитывая сложившуюся практику, белорусские бизнес-союзы крайне настороженно отнеслись к расплывчатой норме декрета № 7, которая устанавливает дополнительную ответственность руководителя предприятия за «ненадлежащую» организацию деятельности, которая может привести к причинению «вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан». «Норма об ответственности руководителя за «ненадлежащую организацию деятельности» — это кнут, которым можно хлестать бизнес и налево, и направо», - полагает юрист Валерий Фадеев. «Никто не знает, кто автор этой нормы, бизнес-сообществу это неизвестно. Мы сейчас добиваемся того, чтобы получить разъяснения, как и в каких случаях данная норма будет применяться», - говорит сопредседатель правления, директор Бизнес союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Жанна Тарасевич. По мнению экспертов, если ясности в таких вопросах не появится, штрафные санкции над бизнесом будут нависать дамокловым мечом. «Вероятность, что вместо либерализации мы получим ее профанацию, существует. Норма о ненадлежащей организации деятельности является излишней, мы возражали против нее на этапе подготовки декрета. Эту норму можно применять по субъективным причинам к какому угодно нарушению», - отмечает Фадеев.
За последние 12 лет из Беларуси пропало около 70 млрд долл, говорит руководитель Аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико в комментарии интернет-газете «Завтра твоей страны». «40 миллиардов мы набрали кредитов, то есть взяли в долг. Где эти 40 миллиардов? И наше ВВП с 2014 г снизилось на 30 миллиардов», - отмечает Заико. Политолог Алесь Логвинец отмечает, что власть в определенной степени заинтересована в том, чтобы чиновники и руководители имели доступ к общим ресурсам, так как это делает их зависимыми и контролируемыми. «Модель, выстроенная в Беларуси, в отличие от российской или украинской, предусматривает сдерживание аппетитов тех, кто имеет доступ к ресурсам. Хоть уже и Беларусь, не глядя на декларации Лукашенко о том, что у нас все равны, с каждым годом становится все более олигархической», - поясняет эксперт.
Число субъектов хозяйствования, которые вошли в новый год с задолженностью перед бюджетом, составляет 4,3 тыс, пишет интернет-газета «Завтра твоей страны». Самое большое число должников концентрируется в Минске (около 1,55 тыс), далее следуют Минская (855), Гомельская (505), Брестская (495), Витебская (400), Могилевская (320) области. Самый короткий список у Инспекции по налогам и сборам по Гродненской области – около 165 неплательщиков. В Минске достаточно крупную группу образуют должники-девелоперы. В нее входят такие известные застройщики, как «Фарт и В», «Тамбаз», «ЛадаГарант», «БелстройВетурия», «Вигеврострой», «Лада ОМС –Инженеринг».
В 2017 г рынок столичных квартир установил новый рекорд по количеству сделок, обновив 10-летний максимум, достигнутый в 2016 г, пишет интернет-газета «Ежедневник». В 2016 г основной рост рынка обеспечили региональные покупатели, которые приобретали в основном самое дешевое жилье. В 2017 г рост произошел за счет беспрецедентного снижения ставки рефинансирования Нацбанка и, как следствие, ставших доступными кредитных ресурсов, за которые приобреталось уже более качественное и дорогое жилье. Небывалый рост спроса подстегнул и цены на столичное жилье, которые выросли в среднем на 10%.
До 2020 г не стоит ожидать изменения формулы ценообразования на российский газ для Беларуси, говорит ведущий аналитик фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков в интервью «Экономической газете». «Правительства двух стран определили четкую стоимость газа. С 2020 г Россия вполне может интегрировать Беларусь в свой газовый рынок: предоставить цены Смоленской области плюс стоимость доставки. Есть и другой вариант. Так как ситуация с поставками газа в Беларусь увязана с внутрироссийской конкуренцией нефтегазовых компаний, то может произойти либерализация экспорта газа в рамках ЕАЭС. Независимые производители газа в России – Роснефть и НОВАТЭК – лоббируют отмену экспортной монополии Газпрома. И как первый шаг они могут получить доступ к белорусскому рынку. Это позволит Минску создать конкуренцию среди российских поставщиков и попробовать выиграть за счет нее в цене на газ», - считает Юшков.
Не совсем понятно, как правительство собирается обеспечить в 2018 г существенный (на 16,7%) прирост НДС, пишет «Экономическая газета». «То есть, не сумев обеспечить должный уровень налоговых поступлений по НДС в прошлом году, государство планирует обеспечить еще более существенный прирост поступлений от НДС в 2018 г. Но как этого достичь? Поступления НДС зависят от двух факторов: импорта товаров и внутренней торговли. Оба эти фактора, в свою очередь, зависят от внутреннего спроса, формируемого населением и бизнесом. Ни в одном прогнозе властей не планируется двухзначное увеличение доходов населения или бизнеса, а значит, план бюджета по НДС изначально необоснован и может быть номинально достигнут только за счет инфляции. Готово ли государство пожертвовать финансовой стабильностью ради номинального формирования бюджета за счет НДС, покажет только текущий год. Во-вторых, непонятно, какие государства готовы дополнительно предоставить Беларуси безвозмездно 0,87 млрд бел руб в 2018 г. Возможно, этой информацией обладают в Минфине, но скорее речь идет о технической неточности, и планируются лишь дополнительные поступления от межбюджетных трансфертов районов-доноров: Солигорского, Мозырского и г. Новополоцка. Последнее возможно в случае благоприятной конъюнктуры на калийные удобрения и нефтепродукты на внешних рынках в 2018 г», - отмечает газета. «Анализ расходов госбюджета вызывает сомнения в обоснованности расчетов по двум статьям. Во-первых, государство фактически планирует сохранить на уровне прошлого года расходы на обслуживание госдолга Беларуси… Второй недооцененной строкой расходов является планируемое сокращение расходов на социальную политику», - сообщает газета.
Совет по развитию предпринимательства определил ключевые проблемы в сфере налогообложения, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса в Беларуси. Главной проблемой названы высокий уровень налоговой нагрузки и сложность администрирования налоговых платежей, пишет «Экономическая газета». Так, по данным Совета, сложившийся уровень фискальных изъятий (с учетом налогов и отчислений в ФСЗН – это 35–37% от общего объема ВВП) является одним из ведущих факторов неудовлетворительного финансового состояния субъектов малого и среднего предпринимательства. Что касается администрирования, Совет обращает внимание на авансовый характер основных платежей, существенно снижающий не только инвестиционные, но даже воспроизводственные возможности малых предприятий, особенно на стадии их становления или освоения новых видов продуктов, сообщает газета.