Обзор экономических публикаций белорусских СМИ 19 ноября 2019 г
<p> МИНСК, 19 ноября – ПраймПресс. Личные гарантии высшей власти вызывают у иностранных инвесторов куда меньше доверия, чем наличие таких устойчивых институтов как верховенство права, независимый суд, неприкосновенность частной собственности и реальное разделение ветвей власти. Так экономист Леонид Фридкин прокомментировал для интернет-ресурса officeLife заявление президента Беларуси Александра Лукашенко в день парламентских выборов 17 ноября о том, что для инвесторов более важны личные гарантии президента по защите бизнеса, а не «то, как тут Лукашенко с вами сформирует белорусский парламент». Как отмечает экономист, для некоторых инвесторов действительно достаточно таких гарантий и «точечных» льгот. «В различных декретах и указах можно найти немало «пряников». Но за ними всегда маячит «кнут» рисков, которые не уменьшаются от обещаний, эксклюзивных поблажек и призывов доверять и вкладывать», - пишет он. Соответственно, такие инвесторы предпочитают выбирать проекты с кратчайшими сроками окупаемости, вкладывать минимум собственных денег и привлекать кредиты под гарантии тех самых властей, которые обещают защиту. «В результате проектов с зарубежным капиталом хватает для агитационной картинки, но явно недостаточно для приличных темпов роста экономики», - отмечает Фридкин. Так, с начала 2019 г иностранные инвестиции в белорусскую экономику составили более 7 млрд долл, но в 2012-2013 гг их среднегодовой объем был вдвое больше - 14 млрд долл. При этом объем прямых инвестиций в январе-сентябре 2019 г сократился на 15,6% к уровню января-сентября 2018 г до 5,19 млрд долл, а объем прямых иностранных инвестиций на чистой основе составил всего 1,11 млрд долл (минус 22,8% к уровню января-сентября 2018 г). «Попытки властей улучшить бизнес-климат часто непредсказуемы и непоследовательны. В последние годы расплодилось столько специальных инвестиционных режимов, что общие правила игры порой трудно даже сформулировать. Между тем условия доступа к льготам и открывают множество лазеек для коррупции и злоупотреблений, а бенефициарами преференций чаще всего оказываются лишь те, кто вхож в высокие кабинеты. Такой инвестиционный климат больше отталкивает капиталы, чем притягивает», - резюмирует экономист. </p> <p> В Беларуси отмечается рост стихийного импорта легковых автомобилей физическими лицами, пишет интернет-издание banki24.by со ссылкой на данные официальной статистики. Данное направление, отмечаемое в классификации Белстата как «страна неизвестна», за январь-сентябрь 2019 г охватило 13% импорта авто в физическом выражении и 9,6% - в денежном. Ввоз легковушек из «неизвестной» страны в физическом выражении вырос на 98,1% до 10,1 тыс шт, в денежном – в 2,3 раза до 86,7 млн долл. Средняя цена таких импортных авто (преимущественно - подержанных) в 2019 г достигла 8,6 тыс долл против 7,5 тыс долл в минувшем году. Всего же, по данным Белстата, в январе-сентябре 2019 г в Беларусь ввезено 77,4 тыс легковых автомобилей (+26,3% к уровню января-сентября 2018 г) на 903,4 млн долл (+16,8%). Средняя цена импортированного авто достигла 11,7 тыс долл (минус 7,5%). </p>
2019-11-19
Primepress
МИНСК, 19 ноября – ПраймПресс. Личные гарантии высшей власти вызывают у иностранных инвесторов куда меньше доверия, чем наличие таких устойчивых институтов как верховенство права, независимый суд, неприкосновенность частной собственности и реальное разделение ветвей власти. Так экономист Леонид Фридкин прокомментировал для интернет-ресурса officeLife заявление президента Беларуси Александра Лукашенко в день парламентских выборов 17 ноября о том, что для инвесторов более важны личные гарантии президента по защите бизнеса, а не «то, как тут Лукашенко с вами сформирует белорусский парламент». Как отмечает экономист, для некоторых инвесторов действительно достаточно таких гарантий и «точечных» льгот. «В различных декретах и указах можно найти немало «пряников». Но за ними всегда маячит «кнут» рисков, которые не уменьшаются от обещаний, эксклюзивных поблажек и призывов доверять и вкладывать», - пишет он. Соответственно, такие инвесторы предпочитают выбирать проекты с кратчайшими сроками окупаемости, вкладывать минимум собственных денег и привлекать кредиты под гарантии тех самых властей, которые обещают защиту. «В результате проектов с зарубежным капиталом хватает для агитационной картинки, но явно недостаточно для приличных темпов роста экономики», - отмечает Фридкин. Так, с начала 2019 г иностранные инвестиции в белорусскую экономику составили более 7 млрд долл, но в 2012-2013 гг их среднегодовой объем был вдвое больше - 14 млрд долл. При этом объем прямых инвестиций в январе-сентябре 2019 г сократился на 15,6% к уровню января-сентября 2018 г до 5,19 млрд долл, а объем прямых иностранных инвестиций на чистой основе составил всего 1,11 млрд долл (минус 22,8% к уровню января-сентября 2018 г). «Попытки властей улучшить бизнес-климат часто непредсказуемы и непоследовательны. В последние годы расплодилось столько специальных инвестиционных режимов, что общие правила игры порой трудно даже сформулировать. Между тем условия доступа к льготам и открывают множество лазеек для коррупции и злоупотреблений, а бенефициарами преференций чаще всего оказываются лишь те, кто вхож в высокие кабинеты. Такой инвестиционный климат больше отталкивает капиталы, чем притягивает», - резюмирует экономист.
В Беларуси отмечается рост стихийного импорта легковых автомобилей физическими лицами, пишет интернет-издание banki24.by со ссылкой на данные официальной статистики. Данное направление, отмечаемое в классификации Белстата как «страна неизвестна», за январь-сентябрь 2019 г охватило 13% импорта авто в физическом выражении и 9,6% - в денежном. Ввоз легковушек из «неизвестной» страны в физическом выражении вырос на 98,1% до 10,1 тыс шт, в денежном – в 2,3 раза до 86,7 млн долл. Средняя цена таких импортных авто (преимущественно - подержанных) в 2019 г достигла 8,6 тыс долл против 7,5 тыс долл в минувшем году. Всего же, по данным Белстата, в январе-сентябре 2019 г в Беларусь ввезено 77,4 тыс легковых автомобилей (+26,3% к уровню января-сентября 2018 г) на 903,4 млн долл (+16,8%). Средняя цена импортированного авто достигла 11,7 тыс долл (минус 7,5%).