Обзор экономических публикаций белорусских СМИ 19 февраля
<p> МИНСК, 19 февраля - ПраймПресс. В первую очередь инвесторов интересуют белорусские предприятия, в которых внедрены международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и развито корпоративное управление, говорит первый заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Беларуси Алексей Васильев в интервью интернет-газете «Белрынок». «Поэтому наша первостепенная задача – внедрить на белорусских предприятиях МСФО и корпоративное управление, что удовлетворит запросы потенциальных инвесторов. Что касается системы корпоративного управления в ОАО, то мы вместе с отраслевыми министерствами определили 10 предприятий для первоочередной работы в этой части. В этом списке - БАТЭ, БелАЗ, Керамин и другие. Мы не собираемся насильно насаждать корпоративные элементы в ОАО - перечень сформирован из числа желающих. Для них мы предоставили пакет документов по внедрению корпоративного управления: положение о комитетах (они создаются при наблюдательных советах – в частности, по стратегии, по кадровым вопросам, аудиту и т. д.), корпоративные кодексы, провели ряд семинаров с участием представителей Нацбанка (где эта система давно работает), независимых директоров коммерческих структур», - сообщает Васильев. По его словам, быстро провести реформу, как предлагает МВФ, - это значит поломать всю систему. «В частности, в предложениях МВФ речь шла о том, что Минпром вырабатывает промышленную политику, а активы из министерства передаются Госкомимуществу. Мы прекрасно видим, что на сегодняшний день идея передать сегодня все активы Госкомимуществу – это практически утопия. Если бы перед нами при этом поставили задачу максимизировать прибыль предприятий, то мы, например, тому же «Белавтодору» могли четко сказать: в таких-то проектах вам участвовать не надо. Но мы прекрасно понимаем, что это предприятие вынуждено заниматься в том числе и проектами социального плана. Здесь и возникают вопросы: где баланс между экономической выгодой и социальной ответственностью?», - отмечает Васильев. </p> <p> Белорусский экспорт нуждается в революционных переменах, пишет интернет-газета naviny.by. Валютная выручка Беларуси опять начала расти, но в основном за счет сырьевых низкомаржинальных товаров и удачной конъюнктуры, отмечает газета. «Основные причины роста валютной выручки в Беларуси в прошлом году - рост цены на нефть, а также восстановление российской экономики, что способствовало увеличению экспорта белорусской продукции в Россию», - отмечает экономист ИПМ Ирина Точицкая. По информации газеты, Нацбанк придерживается мнения, что в последние годы в структуре белорусского экспорта наблюдается сдвиг в сторону относительно низкомаржинальных товаров. Данные последних лет, отмечают в Нацбанке, свидетельствуют о доминировании сырьевых товаров (в частности, топлива, молока, мяса), то есть товаров, имеющих сравнительно невысокую добавленную стоимость. Это наводит на мысль о необходимости изменения структуры экспортной корзины в пользу более маржинальных позиций. Эксперты считают, что рост экспорта услуг — положительный фактор, однако обольщаться не стоит. «Экспорт белорусских услуг намного ниже, чем товарный экспорт. Беларусь экспортирует в основном транспортные и компьютерные услуги. Поэтому возможности для существенного увеличения экспортной выручки за счет услуг у нас ограничены», — полагает эксперт Георгий Гриц. «Увеличение экспорта компьютерных услуг - положительное явление. Однако следует понимать, что IT-сектор не вытянет всю белорусскую экономику. Даже для маленькой белорусской экономики объем экспорта IT-услуг (1,2 млрд долл) является незначительной суммой», — отмечает экономист Игорь Пелипась. Белорусские экономисты считают, что пристальное внимание следует уделять не только развитию сектора услуг, но и решению проблем в традиционных сегментах экономики. </p> <p> Если повышение зарплат учителям в Беларуси произойдет единовременно для достаточно широких категорий низкооплачиваемых групп, это может привести к некоторому снижению обменного курса белорусского рубля и ускорению темпов роста инфляции, говорит финансовый аналитик Александр Муха в комментарии интернет-газете «Завтра твоей страны». По его мнению, зарплаты низкооплачиваемым категориям населения, а также жителям регионов действительно необходимо повышать. «Но в любом случае, речь должна идти о взвешенном и аккуратном подходе. С учетом того, как это повлияет на внутренний валютный рынок, на денежно-кредитную систему. Я надеюсь, что правительству и Нацбанку удастся найти в решении этого вопроса золотую середину, чтобы не навредить обменному курсу и уровню инфляции», - отмечает Муха. </p> <p> Белорусское предприятие «Полоцктранснефть Дружба» и российско-латвийская компания LatRosTrans уже семь лет спорят о том, кому принадлежит техническая нефть из законсервированного нефтепровода Полоцк-Вентспилс, пишет интернет-газета «Ежедневник». В феврале ожидается очередной раунд судебной тяжбы, при этом суд последней инстанции склоняется на сторону Беларуси, сообщает газета. Как сообщалось, в нефтепроводе Полоцк - Вентспилс находилось около 150 тыс т нефти стоимостью примерно 50 млн евро. </p> <p> В 2008 г белорусы приобрели и ввезли из-за границы 199,9 тыс новых и подержанных легковых автомобиля. В оплату автомобильного импорта приобретено и вывезено из страны без малого 1,5 млрд долл, пишет эксперт Сергей Варивода в интернет-газете «Ежедневник». «С небольшой долей погрешности можно утверждать, что ввоз легковых автомобилей в прошлом году составил около 55 тыс новых и подержанных автомобилей, а в оплату импорта вывезено из страны около 700 млн долл… На показатели ввоза влияет не только уровень доходов, процентные ставки и степень потребительского оптимизма, но и цена автомобиля. В эпоху «до Таможенного союза» она составила в среднем 7,5 тыс долл за ввезенный автомобиль, по итогам прошлого года средняя цена превысила 13 тыс долл», - отмечает Варивода. </p>
2018-02-19
Primepress
МИНСК, 19 февраля - ПраймПресс. В первую очередь инвесторов интересуют белорусские предприятия, в которых внедрены международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и развито корпоративное управление, говорит первый заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Беларуси Алексей Васильев в интервью интернет-газете «Белрынок». «Поэтому наша первостепенная задача – внедрить на белорусских предприятиях МСФО и корпоративное управление, что удовлетворит запросы потенциальных инвесторов. Что касается системы корпоративного управления в ОАО, то мы вместе с отраслевыми министерствами определили 10 предприятий для первоочередной работы в этой части. В этом списке - БАТЭ, БелАЗ, Керамин и другие. Мы не собираемся насильно насаждать корпоративные элементы в ОАО - перечень сформирован из числа желающих. Для них мы предоставили пакет документов по внедрению корпоративного управления: положение о комитетах (они создаются при наблюдательных советах – в частности, по стратегии, по кадровым вопросам, аудиту и т. д.), корпоративные кодексы, провели ряд семинаров с участием представителей Нацбанка (где эта система давно работает), независимых директоров коммерческих структур», - сообщает Васильев. По его словам, быстро провести реформу, как предлагает МВФ, - это значит поломать всю систему. «В частности, в предложениях МВФ речь шла о том, что Минпром вырабатывает промышленную политику, а активы из министерства передаются Госкомимуществу. Мы прекрасно видим, что на сегодняшний день идея передать сегодня все активы Госкомимуществу – это практически утопия. Если бы перед нами при этом поставили задачу максимизировать прибыль предприятий, то мы, например, тому же «Белавтодору» могли четко сказать: в таких-то проектах вам участвовать не надо. Но мы прекрасно понимаем, что это предприятие вынуждено заниматься в том числе и проектами социального плана. Здесь и возникают вопросы: где баланс между экономической выгодой и социальной ответственностью?», - отмечает Васильев.
Белорусский экспорт нуждается в революционных переменах, пишет интернет-газета naviny.by. Валютная выручка Беларуси опять начала расти, но в основном за счет сырьевых низкомаржинальных товаров и удачной конъюнктуры, отмечает газета. «Основные причины роста валютной выручки в Беларуси в прошлом году - рост цены на нефть, а также восстановление российской экономики, что способствовало увеличению экспорта белорусской продукции в Россию», - отмечает экономист ИПМ Ирина Точицкая. По информации газеты, Нацбанк придерживается мнения, что в последние годы в структуре белорусского экспорта наблюдается сдвиг в сторону относительно низкомаржинальных товаров. Данные последних лет, отмечают в Нацбанке, свидетельствуют о доминировании сырьевых товаров (в частности, топлива, молока, мяса), то есть товаров, имеющих сравнительно невысокую добавленную стоимость. Это наводит на мысль о необходимости изменения структуры экспортной корзины в пользу более маржинальных позиций. Эксперты считают, что рост экспорта услуг — положительный фактор, однако обольщаться не стоит. «Экспорт белорусских услуг намного ниже, чем товарный экспорт. Беларусь экспортирует в основном транспортные и компьютерные услуги. Поэтому возможности для существенного увеличения экспортной выручки за счет услуг у нас ограничены», — полагает эксперт Георгий Гриц. «Увеличение экспорта компьютерных услуг - положительное явление. Однако следует понимать, что IT-сектор не вытянет всю белорусскую экономику. Даже для маленькой белорусской экономики объем экспорта IT-услуг (1,2 млрд долл) является незначительной суммой», — отмечает экономист Игорь Пелипась. Белорусские экономисты считают, что пристальное внимание следует уделять не только развитию сектора услуг, но и решению проблем в традиционных сегментах экономики.
Если повышение зарплат учителям в Беларуси произойдет единовременно для достаточно широких категорий низкооплачиваемых групп, это может привести к некоторому снижению обменного курса белорусского рубля и ускорению темпов роста инфляции, говорит финансовый аналитик Александр Муха в комментарии интернет-газете «Завтра твоей страны». По его мнению, зарплаты низкооплачиваемым категориям населения, а также жителям регионов действительно необходимо повышать. «Но в любом случае, речь должна идти о взвешенном и аккуратном подходе. С учетом того, как это повлияет на внутренний валютный рынок, на денежно-кредитную систему. Я надеюсь, что правительству и Нацбанку удастся найти в решении этого вопроса золотую середину, чтобы не навредить обменному курсу и уровню инфляции», - отмечает Муха.
Белорусское предприятие «Полоцктранснефть Дружба» и российско-латвийская компания LatRosTrans уже семь лет спорят о том, кому принадлежит техническая нефть из законсервированного нефтепровода Полоцк-Вентспилс, пишет интернет-газета «Ежедневник». В феврале ожидается очередной раунд судебной тяжбы, при этом суд последней инстанции склоняется на сторону Беларуси, сообщает газета. Как сообщалось, в нефтепроводе Полоцк - Вентспилс находилось около 150 тыс т нефти стоимостью примерно 50 млн евро.
В 2008 г белорусы приобрели и ввезли из-за границы 199,9 тыс новых и подержанных легковых автомобиля. В оплату автомобильного импорта приобретено и вывезено из страны без малого 1,5 млрд долл, пишет эксперт Сергей Варивода в интернет-газете «Ежедневник». «С небольшой долей погрешности можно утверждать, что ввоз легковых автомобилей в прошлом году составил около 55 тыс новых и подержанных автомобилей, а в оплату импорта вывезено из страны около 700 млн долл… На показатели ввоза влияет не только уровень доходов, процентные ставки и степень потребительского оптимизма, но и цена автомобиля. В эпоху «до Таможенного союза» она составила в среднем 7,5 тыс долл за ввезенный автомобиль, по итогам прошлого года средняя цена превысила 13 тыс долл», - отмечает Варивода.