Обзор экономических публикаций белорусских СМИ 19 декабря
МИНСК, 19 декабря - ПраймПресс. Жители Беларуси сохранили привязанность к валюте и разочаровались в банках, пишет интернет-газета «Белрынок». Усилия Национального банка РБ, направленные на увеличение привлекательности рублевых депозитов среди населения, не принесли серьезного результата: за год сторонников валюты и наличных в Беларуси стало больше. «Данные тенденции могут сохраниться и в 2019 г, который обещает быть непростым для белорусского рубля, как, впрочем, и для всей белорусской экономики, особенно с учетом очередного раунда разборок между руководством Беларуси и России. Правда, Александр Лукашенко на совещании 17 декабря сказал, что у жителей Беларуси нет причин волноваться, хотя в худшем случае исхода переговоров президентов РБ и РФ по поводу компенсации потерь из-за налогового маневра, Беларусь потеряет только в 2019 году 400-500 млн долл. Но эта потеря означает снижение притока валюты в страну, что ослабит белорусский рубль. Волноваться из-за этого, может быть, и не стоит, а вот учитывать этот фактор при планировании своих сбережений следует», - отмечает газета.<br> <br> Ненавистный предпринимателям указ №488 отменяют, но в проекте обновленного Налогового кодекса появились новые опасные для бизнеса формулировки, пишет интернет-газета «Завтра твоей страны». Так как законными способами доказать легальность проведения своих операций было практически невозможно, указ стал головной болью предприятий, которые никогда не могли быть уверенными, что за ними не придут контролеры из-за того, что их контрагенты нечисты на руку. Практика применения документа показала, что это чрезвычайно некорректный способ борьбы с нарушениями в сфере налогообложения, считает независимый эксперт в экономике Леонид Фридкин. Но предпринимателям все еще рано радоваться, говорит Фридкин. В пункт 4 статьи 33 принятой в первом чтении Палатой представителей новой редакции Налогового кодекса включены нормы, дающие контролирующим органам широкие возможности борьбы с нарушениями в сфере налогообложения. Теперь сумма, подлежащая возврату НДС по результатам проверки, может корректироваться, если будет установлено искажение сведений о фактах совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, отражении плательщиков в бухгалтерском налоговом учете или налоговой отчетности. Или если основной целью совершения хозяйственной операции является неуплата или неполная уплата налога, а также если будет выявлено отсутствие реальности совершения хозяйственных операций, включая случаи, когда фактически не поступал товар, не выполнялись работы, не оказывались услуги, не были переданы имущественные права. «Трактовать цель операции можно достаточно широко. И при наличии творческого подхода можно каждую вторую операцию рассматривать как направленную на уход от уплаты налогов. Доказывать же, что целью совершения хозяйственных операций не являлось уклонение от уплаты налогов, будет проблемно», - отмечает Фридкин.<br> <br> Чтобы «отбиться» от претензий официального Минска, который добивается равных с внутрироссийскими цен на газ, Москва теоретически могла бы - по аналогии с налоговым маневром в нефтяной отрасли - пойти на либерализацию внутренних цен на газ, пишет интернет-газета «Завтра твоей страны». Если бы Россия решилась либерализировать рынок газа в 2015 г, то средняя цена на газ выросла бы до 137 долл за 1 тыс куб м - то есть, почти сравнялась с ценой на газ в Америке. Поэтому российские власти стали притормаживать этот процесс, заранее объявив, что переход на равнодоходные цены откладывается на 2015-2018 гг, а то и на период после 2020 г. И хотя в России продолжается дискуссия о необходимости либерализации внутреннего рынка природного газа, пока довлеет мнение, что в силу ряда объективных и субъективных причин делать это нецелесообразно.<br> <br> Уже четыре месяца как действует новая редакция Закона Беларуси «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», а субъекты хозяйствования до сих пор не могут понять, что там, зачем и почему, пишет интернет-газета «Ежедневник». Больше всего вопросов вызывает существенное расширение понятия экономической концентрации, а конкретно п.1.9. ст.32 Закона, согласно которому экономической концентрацией признается в том числе «получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом находящегося на территории Республики Беларусь имущества, которое является основными средствами и (или) нематериальными активами коммерческой организации, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки или взаимосвязанных сделок, превышает двадцать процентов балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов коммерческой организации, имущество которой отчуждается». «Очевидно, что приведенное в законе понятие очень широкое, так как по большому счету, все сделки и действия компаний так или иначе влияют на конкуренцию. Поэтому и потребовалась ст.32 Закона, где конкретно указаны действия, которые признаются экономической концентрацией. От того, классифицируется сделка как экономическая концентрация или нет, зависит очень многое. В одних случаях до совершения сделки, признающейся экономической концентрацией, необходимо получать согласие Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТа), а в других случаях – необходимо просто уведомлять МАРТ о совершении сделки. Вроде все понятно и правильно, никто не спорит, что бороться с монополизацией следует. Но такое ощущение, что наши законотворцы сделали себя героями известной поговорки про молитву и расшибленный лоб. Под концентрацию подвели сделки по продаже и даже аренде имущества, если это имущество является основным средством или нематериальным активом стоимостью более 20% балансовой стоимости всех основных средств и нематериальных активов продавца или арендодателя», - отмечает газета. <br> <br>
2018-12-19
Primepress