Нацбанк Беларуси предлагает изменить законодательство о банковской деятельности
<p> МИНСК, 8 октября – ПраймПресс. Национальный банк Беларуси вынес на общественное обсуждение проект закона «Об изменении законов по вопросам банковской деятельности», предполагающего, в частности, корректировку норм Банковского кодекса Республики Беларусь, совершенствование банковских отношений с учетом правоприменительной практики и международного опыта. Проект опубликован на правовом форуме Беларуси 8 октября, обсуждение закончится 21 октября. </p> <p> Как отмечается в обосновании проекта, принятие нового закона приблизит институциональную основу обеспечения финансовой стабильности в стране к действующим европейским стандартам, позволит принимать согласованные и комплексные меры макропруденциального регулирования, ограничивая потенциал дестабилизирующих факторов в финансовой сфере, а также повысить эффективность правового регулирования банковских отношений. Для этого предполагается внести изменения в Бюджетный и Банковский кодексы страны, закон об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики страны, законы о Национальном собрании и Совете министров. </p> <p> Как отмечает Нацбанк, в Беларуси созданы начальные экономические условия для реализации перехода на режим инфляционного таргетирования - способ проведения денежно-кредитной политики, направленный на обеспечение ценовой стабильности, что является основой для сбалансированного экономического роста. Переход к такому режиму предполагает ряд институциональных изменений, закрепленных в проекте закона. </p> <p> В частности предлагается, чтобы президент утверждал целевой показатель ценовой стабильности (количественный показатель годовой инфляции, который готовится Нацбанком и правительством) на трехлетний срок, а Основные направления денежно-кредитной политики на очередной год и два последующих года определялись - на основе утвержденного на трехлетний период целевого показателя ценовой стабильности - Нацбанком во взаимодействии с правительством. </p> <p> При этом Основные направления денежно-кредитной политики будут содержать описание различных сценариев развития экономики, индикативные (то есть, уточняемые в зависимости от изменения макроэкономических и внешних условий) оценки денежно-кредитных показателей. </p> <p> Предлагается также ужесточить контроль за эмиссией, в частности, исключить возможность финансирования дефицита бюджета за счет эмиссионных ресурсов Нацбанка, в том числе через покупку государственных ценных бумаг при их первичном размещении. </p> <p> </p> <p> Как отмечает Нацбанк, «предлагаемые изменения не только позволят снизить инфляционные ожидания экономических агентов, но и повысят предсказуемость как проводимой Национальным банком политики, так и в целом макроэкономической политики в глазах инвесторов и тем самым окажут положительное влияние на инвестиционный климат страны». </p> <p> </p> <p> Кроме того, предлагается законодательно закрепить возможность для Нацбанка осуществлять собственный анализ и прогноз не только тенденций в денежно-кредитной сфере, но и в экономике в целом, а также доводить соответствующую информацию до сведения экономических агентов. </p> <p> </p> <p> В целях повышения степени операционной независимости Нацбанка и четкого разграничения сфер ответственности с другими органами госуправления предлагается внести в Банковский кодекс следующую установку: «Государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Национального банка, осуществляемую в рамках его полномочий, кроме государственных органов, уполномоченных законодательными актами». </p> <p> </p> <p> Проект также содержит комплекс поправок, нацеленных на повышение уровня правовой защиты потребителей банковских услуг, исключение чрезмерной финансовой нагрузки на кредитополучателей. </p> <p> </p> <p> В частности, предлагается запретить включение в кредитные договора условий об уплате процентов за пользование кредитом в повышенном размере в случае невозврата (непогашения) кредитополучателем кредита в срок, ограничить размеры пени и штрафов (например, годовая сумма неустойки не может превышать 20% от суммы предоставленного кредита по краткосрочным кредитам и 10% - по долгосрочным). Предлагается установить закрытый перечень случаев, когда кредитодатель может требовать досрочного возврата кредита, а также срок, в течение которого должен быть произведен такой возврат. </p> <p> </p> <p> Как отмечает Нацбанк, в законодательство также необходимо внести коррективы, нацеленные на повышение эффективности осуществления банковского надзора и контроля за соблюдением законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем; усиление информационной безопасности банков, противодействия компьютерным атакам и мошенничеству с использованием электронных платежных инструментов и средств платежа. </p> <p> </p> <p> Кроме того, предлагается принять меры по переходу банков к применению международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). </p>
2020-10-08
Primepress
МИНСК, 8 октября – ПраймПресс. Национальный банк Беларуси вынес на общественное обсуждение проект закона «Об изменении законов по вопросам банковской деятельности», предполагающего, в частности, корректировку норм Банковского кодекса Республики Беларусь, совершенствование банковских отношений с учетом правоприменительной практики и международного опыта. Проект опубликован на правовом форуме Беларуси 8 октября, обсуждение закончится 21 октября.
Как отмечается в обосновании проекта, принятие нового закона приблизит институциональную основу обеспечения финансовой стабильности в стране к действующим европейским стандартам, позволит принимать согласованные и комплексные меры макропруденциального регулирования, ограничивая потенциал дестабилизирующих факторов в финансовой сфере, а также повысить эффективность правового регулирования банковских отношений. Для этого предполагается внести изменения в Бюджетный и Банковский кодексы страны, закон об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики страны, законы о Национальном собрании и Совете министров.
Как отмечает Нацбанк, в Беларуси созданы начальные экономические условия для реализации перехода на режим инфляционного таргетирования - способ проведения денежно-кредитной политики, направленный на обеспечение ценовой стабильности, что является основой для сбалансированного экономического роста. Переход к такому режиму предполагает ряд институциональных изменений, закрепленных в проекте закона.
В частности предлагается, чтобы президент утверждал целевой показатель ценовой стабильности (количественный показатель годовой инфляции, который готовится Нацбанком и правительством) на трехлетний срок, а Основные направления денежно-кредитной политики на очередной год и два последующих года определялись - на основе утвержденного на трехлетний период целевого показателя ценовой стабильности - Нацбанком во взаимодействии с правительством.
При этом Основные направления денежно-кредитной политики будут содержать описание различных сценариев развития экономики, индикативные (то есть, уточняемые в зависимости от изменения макроэкономических и внешних условий) оценки денежно-кредитных показателей.
Предлагается также ужесточить контроль за эмиссией, в частности, исключить возможность финансирования дефицита бюджета за счет эмиссионных ресурсов Нацбанка, в том числе через покупку государственных ценных бумаг при их первичном размещении.
Как отмечает Нацбанк, «предлагаемые изменения не только позволят снизить инфляционные ожидания экономических агентов, но и повысят предсказуемость как проводимой Национальным банком политики, так и в целом макроэкономической политики в глазах инвесторов и тем самым окажут положительное влияние на инвестиционный климат страны».
Кроме того, предлагается законодательно закрепить возможность для Нацбанка осуществлять собственный анализ и прогноз не только тенденций в денежно-кредитной сфере, но и в экономике в целом, а также доводить соответствующую информацию до сведения экономических агентов.
В целях повышения степени операционной независимости Нацбанка и четкого разграничения сфер ответственности с другими органами госуправления предлагается внести в Банковский кодекс следующую установку: «Государственные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Национального банка, осуществляемую в рамках его полномочий, кроме государственных органов, уполномоченных законодательными актами».
Проект также содержит комплекс поправок, нацеленных на повышение уровня правовой защиты потребителей банковских услуг, исключение чрезмерной финансовой нагрузки на кредитополучателей.
В частности, предлагается запретить включение в кредитные договора условий об уплате процентов за пользование кредитом в повышенном размере в случае невозврата (непогашения) кредитополучателем кредита в срок, ограничить размеры пени и штрафов (например, годовая сумма неустойки не может превышать 20% от суммы предоставленного кредита по краткосрочным кредитам и 10% - по долгосрочным). Предлагается установить закрытый перечень случаев, когда кредитодатель может требовать досрочного возврата кредита, а также срок, в течение которого должен быть произведен такой возврат.
Как отмечает Нацбанк, в законодательство также необходимо внести коррективы, нацеленные на повышение эффективности осуществления банковского надзора и контроля за соблюдением законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем; усиление информационной безопасности банков, противодействия компьютерным атакам и мошенничеству с использованием электронных платежных инструментов и средств платежа.
Кроме того, предлагается принять меры по переходу банков к применению международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).