Минфин Беларуси предлагает установить размер уставного фонда страховой организации в зависимости от вида страхования - законопроект
<p> МИНСК, 15 ноября – ПраймПресс. Министерство финансов Беларуси предлагает установить размер уставного фонда страховой организации в зависимости от вида страхования, предлагаемого страховой компанией. Это предусматривает проект закона «О страховой деятельности», вынесенный на общественное обсуждение на Правовом форуме Беларуси с 15 по 25 ноября. </p> <p> </p> <p> В частности, компании, специализирующиеся на страховании жизни, должны сформировать уставный фонд в размере не менее 11 млн бел руб (4,488 млн долл по курсу Национального банка Беларуси). Для компаний, которые занимаются перестрахованием, уставный фонд составит не менее 22 млн бел руб (8,976 млн долл, 1 долл – 2,4511 бел руб). Для страховщиков, которые осуществляют виды обязательного страхования, и (или) виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни, по которым страхователями выступают Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы, госорганы, уставный фонд должен быть сформирован в размере не менее 16,5 млн бел руб (6,732 млн долл). </p> <p> </p> <p> Минимальный размер уставного фонда страхового брокера устанавливается в сумме 55 тыс белорусских рублей (22,4 тыс долл). </p> <p> </p> <p> Законопроект предлагает, чтобы уставный фонд страховой организации или страхового брокера был сформирован до их государственной регистрации полностью. При этом часть уставного фонда, соответствующая его минимальному размеру, установленному законодательством, вносится денежными средствами в белорусских рублях. Часть уставного фонда, превышающая его минимальный размер, может быть сформирована не только денежными средствами на счетах в банках, но и иными активами, например, государственными ценными бумагами, ценными бумагами Нацбанка, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» и др. Это позволит диверсифицировать риски, связанные с размещением денежных средств на счетах в банке, оптимизировать расходы страховщиков, страховых брокеров, повысить уровень доходности вкладываемых средств исходя из текущей ситуации развития фондового рынка, структуры инвестиционного портфеля. </p> <p> </p> <p> Законопроектом установлено, что оплата иностранными инвесторами долей в уставных фондах (акций) страховщиков и страховых брокеров производится исключительно денежными средствами. </p> <p> </p> <p> <b>Квоты для нерезидентов не будет </b> </p> <p> </p> <p> Как говорится в подготовленном Минфином обосновании законопроекта, в документ не включены действующие нормативные предписания о квоте иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций. В настоящее время квота иностранных инвесторов в уставных фондах всех страховых организаций Республики Беларусь установлена в размере 30%. Квота вводилась в целях защиты национального страхового рынка, когда капитализация белорусских страховщиков была очень низкой. </p> <p> </p> <p> «За последние десятилетия требования к минимальному размеру уставного фонда страховых организаций выросли в разы. В результате капитализация страховщиков ежегодно растет. В этой связи суммарная стоимость всех вкладов (акций) иностранных инвесторов и их дочерних организаций в уставные фонды белорусских страховых организаций за все годы не превышала 6%. Таким образом, отмена квоты не создаст угрозу национальному страховому рынку», - говорится в обосновании законопроекта. </p> <p> </p> <p> <b>Появится вмененное страхование </b> </p> <p> </p> <p> Законопроект помимо действующих видов (обязательного и добровольного) предусматривает появление нового вида страхования – вмененного. В настоящее время в Беларуси действуют нормы, устанавливающие обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей страховать свою ответственность на случай причинения вреда при осуществлении ими деятельности. Учитывая требования к порядку осуществления обязательного и добровольного страхования, такое страхование напрямую нельзя отнести ни к одной из указанных форм страхования. </p> <p> </p> <p> Отличительной особенностью вмененного страхования является закрепление в законодательстве требования о наличии договора страхования в качестве обязательного условия для осуществления той или иной деятельности или для получения тех или иных благ и льгот. При этом условия страхования и страховые тарифы определяются страховщиком, то есть, нет фиксированных одинаковых для всех условий, и страхователь имеет возможность выбрать наиболее приемлемые и выгодные. </p> <p> </p> <p> Для дальнейшего развития видов страхования, относящихся к страхованию жизни, повышения привлекательности данного сегмента страхового рынка для инвесторов, включая иностранных, законопроектом предложено снять запрет на участие негосударственных страховщиков в страховании имущественных интересов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, государственных юридических лиц. Документ также предлагает допустить страховые организации-резиденты, являющиеся дочерними или зависимыми хозяйственными обществами по отношению к иностранным инвесторам, к заключению договоров страхования жизни с юридическими лицами (в настоящее время такие страховщики могут заключать договоры страхования только с гражданами). </p> <p> </p> <p> <b>Страховые организации создадут гарантийные фонды </b> </p> <p> </p> <p> Созданию дополнительной гарантии защиты имущественных интересов страхователей будет способствовать изменение подходов к гарантированию государством страховых выплат. В настоящее время государство гарантирует страховые выплаты по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, видам обязательного страхования, если договоры страхования заключены с государственными страховыми организациями. </p> <p> Законопроект устанавливает, что страховые организации обязаны создавать гарантийные фонды на случай невыполнения своих обязательств от поступивших страховых взносов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, видам обязательного страхования, за исключением обязательного государственного страхования, обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и иных случаев, предусмотренных актами президента Республики Беларусь. </p> <p> </p> <p> Проектом закона (статья 32) предлагается изменить подходы к гарантированию государством страховых выплат: государство будет гарантировать страховые выплаты по видам страхования, по которым страховые организации формируют гарантийные фонды и перечисляют их средства на отдельный текущий (расчетный) банковский счет Министерства финансов, открытый в Национальном банке. За пользование этими средствами Нацбанк будет уплачивать в доход республиканского бюджета проценты на уровне ставки ОАО «АСБ Беларусбанк» по вкладам населения до востребования. Временно свободные средства гарантийных фондов Минфин сможет размещать в банковские вклады (депозиты) на срок не более сорока календарных дней в порядке, установленном правительством. </p>
2021-11-15
Primepress
МИНСК, 15 ноября – ПраймПресс. Министерство финансов Беларуси предлагает установить размер уставного фонда страховой организации в зависимости от вида страхования, предлагаемого страховой компанией. Это предусматривает проект закона «О страховой деятельности», вынесенный на общественное обсуждение на Правовом форуме Беларуси с 15 по 25 ноября.
В частности, компании, специализирующиеся на страховании жизни, должны сформировать уставный фонд в размере не менее 11 млн бел руб (4,488 млн долл по курсу Национального банка Беларуси). Для компаний, которые занимаются перестрахованием, уставный фонд составит не менее 22 млн бел руб (8,976 млн долл, 1 долл – 2,4511 бел руб). Для страховщиков, которые осуществляют виды обязательного страхования, и (или) виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни, по которым страхователями выступают Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы, госорганы, уставный фонд должен быть сформирован в размере не менее 16,5 млн бел руб (6,732 млн долл).
Минимальный размер уставного фонда страхового брокера устанавливается в сумме 55 тыс белорусских рублей (22,4 тыс долл).
Законопроект предлагает, чтобы уставный фонд страховой организации или страхового брокера был сформирован до их государственной регистрации полностью. При этом часть уставного фонда, соответствующая его минимальному размеру, установленному законодательством, вносится денежными средствами в белорусских рублях. Часть уставного фонда, превышающая его минимальный размер, может быть сформирована не только денежными средствами на счетах в банках, но и иными активами, например, государственными ценными бумагами, ценными бумагами Нацбанка, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» и др. Это позволит диверсифицировать риски, связанные с размещением денежных средств на счетах в банке, оптимизировать расходы страховщиков, страховых брокеров, повысить уровень доходности вкладываемых средств исходя из текущей ситуации развития фондового рынка, структуры инвестиционного портфеля.
Законопроектом установлено, что оплата иностранными инвесторами долей в уставных фондах (акций) страховщиков и страховых брокеров производится исключительно денежными средствами.
Квоты для нерезидентов не будет
Как говорится в подготовленном Минфином обосновании законопроекта, в документ не включены действующие нормативные предписания о квоте иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций. В настоящее время квота иностранных инвесторов в уставных фондах всех страховых организаций Республики Беларусь установлена в размере 30%. Квота вводилась в целях защиты национального страхового рынка, когда капитализация белорусских страховщиков была очень низкой.
«За последние десятилетия требования к минимальному размеру уставного фонда страховых организаций выросли в разы. В результате капитализация страховщиков ежегодно растет. В этой связи суммарная стоимость всех вкладов (акций) иностранных инвесторов и их дочерних организаций в уставные фонды белорусских страховых организаций за все годы не превышала 6%. Таким образом, отмена квоты не создаст угрозу национальному страховому рынку», - говорится в обосновании законопроекта.
Появится вмененное страхование
Законопроект помимо действующих видов (обязательного и добровольного) предусматривает появление нового вида страхования – вмененного. В настоящее время в Беларуси действуют нормы, устанавливающие обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей страховать свою ответственность на случай причинения вреда при осуществлении ими деятельности. Учитывая требования к порядку осуществления обязательного и добровольного страхования, такое страхование напрямую нельзя отнести ни к одной из указанных форм страхования.
Отличительной особенностью вмененного страхования является закрепление в законодательстве требования о наличии договора страхования в качестве обязательного условия для осуществления той или иной деятельности или для получения тех или иных благ и льгот. При этом условия страхования и страховые тарифы определяются страховщиком, то есть, нет фиксированных одинаковых для всех условий, и страхователь имеет возможность выбрать наиболее приемлемые и выгодные.
Для дальнейшего развития видов страхования, относящихся к страхованию жизни, повышения привлекательности данного сегмента страхового рынка для инвесторов, включая иностранных, законопроектом предложено снять запрет на участие негосударственных страховщиков в страховании имущественных интересов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, государственных юридических лиц. Документ также предлагает допустить страховые организации-резиденты, являющиеся дочерними или зависимыми хозяйственными обществами по отношению к иностранным инвесторам, к заключению договоров страхования жизни с юридическими лицами (в настоящее время такие страховщики могут заключать договоры страхования только с гражданами).
Страховые организации создадут гарантийные фонды
Созданию дополнительной гарантии защиты имущественных интересов страхователей будет способствовать изменение подходов к гарантированию государством страховых выплат. В настоящее время государство гарантирует страховые выплаты по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, видам обязательного страхования, если договоры страхования заключены с государственными страховыми организациями.
Законопроект устанавливает, что страховые организации обязаны создавать гарантийные фонды на случай невыполнения своих обязательств от поступивших страховых взносов по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, видам обязательного страхования, за исключением обязательного государственного страхования, обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и иных случаев, предусмотренных актами президента Республики Беларусь.
Проектом закона (статья 32) предлагается изменить подходы к гарантированию государством страховых выплат: государство будет гарантировать страховые выплаты по видам страхования, по которым страховые организации формируют гарантийные фонды и перечисляют их средства на отдельный текущий (расчетный) банковский счет Министерства финансов, открытый в Национальном банке. За пользование этими средствами Нацбанк будет уплачивать в доход республиканского бюджета проценты на уровне ставки ОАО «АСБ Беларусбанк» по вкладам населения до востребования. Временно свободные средства гарантийных фондов Минфин сможет размещать в банковские вклады (депозиты) на срок не более сорока календарных дней в порядке, установленном правительством.