Fitch подтвердило рейтинги Беларуси на уровне «B», прогноз «Стабильный»
<p> МИНСК, 21 января – ПраймПресс. Агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Беларуси в иностранной и национальной валюте на уровне «B» со «Стабильным» прогнозом. О последних рейтинговых действиях, произведенных 18 января 2019 г, агентство сообщает в своем пресс-релизе. </p> <p> </p> <h4><b>Рейтинговые действия в отношении Республики Беларусь</b></h4> <p> Долгосрочный РДЭ в иностранной валюте подтвержден на уровне «B», прогноз «Стабильный». </p> <p> </p> <p> Долгосрочный РДЭ в национальной валюте подтвержден на уровне «B», прогноз «Стабильный». </p> <p> Краткосрочный РДЭ в иностранной валюте подтвержден на уровне «B». </p> <p> Краткосрочный РДЭ в национальной валюте подтвержден на уровне «В». </p> <p> Страновой потолок подтвержден на уровне «B». </p> <p> Рейтинги эмиссий по долгосрочным приоритетным необеспеченным облигациям в иностранной валюте подтверждены на уровне «B». </p> <p> </p> <h4><b>Комментарии агентства</b></h4> <p> Агентство отмечает улучшающуюся макроэкономическую стабильность в Беларуси, сильный структурный профиль в плане показателей дохода на душу населения и развития человеческого потенциала, а также хорошую историю погашения долга. С другой стороны, на рейтинг страны повлияли такие факторы, как низкие валютные резервы, относительно сдержанные перспективы роста, долговая нагрузка государства с высокой подверженностью валютным рискам, слабый банковский сектор, высокая внешняя задолженность и слабые индикаторы качества управления по сравнению со странами с сопоставимыми рейтингами. </p> <p> «Несмотря на некоторый прогресс в сторону диверсификации, Беларусь в высокой степени зависит от России в плане торговли и поддержки внешнего финансирования», отмечается в пресс-релизе. </p> <p> Вместе с тем, Fitch исходит из того, что в определенных ситуациях Беларусь будет получать финансовую поддержку от России и не произойдет существенного ухудшения двусторонних отношений, несмотря на периодические разногласия. </p> <p> </p> <h4><b>Инфляция пока под контролем</b></h4> <p> «Макроэкономическая стабильность продолжала улучшаться в 2018 г благодаря сочетанию благоприятной внешней конъюнктуры и устойчивого улучшения комплекса проводимых мер, - отмечает агентство. - Средний показатель инфляции снизился до 4,9%, что соответствует текущему медианному уровню для рейтинговой категории «B» и ниже целевого уровня, установленного Национальным банком Республики Беларусь». </p> <p> Fitch ожидает, что инфляция в среднем увеличится до 6% в 2019 г, при этом существуют риски более высокой инфляции, связанные с торговыми партнерами, волатильностью на финансовых рынках и продолжением быстрого роста заработной платы. Официальный прогноз инфляции на этот год – 5,5%. </p> <p> </p> <h4><b>Fitch ожидает замедления экономического роста в Беларуси</b></h4> <p> По мере ослабевания благоприятных циклических факторов рост, вероятно, станет более умеренным. Рост достиг 3% в 2018 г ввиду благоприятных условий внешнего финансирования, экспортных цен и спроса со стороны торговых партнеров, а также потребления домохозяйств, повышению которого способствовали быстрое увеличение реальной заработной платы и рост кредитования. По ожиданиям Fitch, рост замедлится до 2,2% в 2019 г (официальный прогноз – 4%) и до 2% в 2020 г, что ниже ожидаемых темпов роста в 3,4% и 3,5% для стран с сопоставимым рейтингом и отражает более слабый рост у торговых партнеров и замедление роста потребления со стороны населения, отмечается в пресс-релизе. </p> <p> В настоящее время Беларусь ведет переговоры о механизме возможной компенсации ввиду негативного влияния на бюджет налогового маневра в российской нефтяной отрасли, отмечает агентство. </p> <p> По оценке Fitch, общие максимальные потери для Беларуси могут составить 10,6 млрд долл в период с 2019 г по 2024 г, если цены на нефть в среднем будут на уровне 70 долл, а объем нефти, перерабатываемой на НПЗ Беларуси, увеличится с 18 млн т в 2019 г до 24 млн т в 2020-2024 гг. «Потери могут быть частично сглажены более высокими ценами на топливо внутри страны и более низкими объемами нефтепереработки, но это тем не менее, вероятно, потребует корректировок бюджета и скажется на перспективах роста», отмечает агентство. </p> <p> </p> <h4><b>Долговые риски остаются управляемыми</b></h4> <p> Риски в плане государственного и внешнего финансирования остаются управляемыми. Обслуживание суверенного валютного долга в 2019 г составит 3,2 млрд долл, и самая существенная выплата по основной сумме долга – это 600 млн долл по российским кредитам, которые могут быть рефинансированы за счет нового кредита от России. По оценке агентства, погашения валютного долга и процентные расходы в 2020-2021 гг будут по-прежнему находиться на высоком уровне, в среднем 3,5 млрд долл в год. </p> <p> Эксперты Fitch считают, что Беларусь может префинансировать часть выплат долга, приходящихся на 2020 г, за счет проведения эмиссий на российском рынке. Кроме того, у страны по-прежнему существуют планы эмиссий на китайском рынке, возвращение на рынок еврооблигаций не планируется до 2020 г. </p> <p> Fitch не учитывает программу МВФ в своих прогнозах. </p> <p> Fitch ожидает небольшого снижения международных резервов до 6,8 млрд долл в 2019 г по сравнению с 7,1 млрд долл в 2018 г ввиду обслуживания долга и сокращения чистых продаж иностранной валюты резидентами. Внешняя ликвидность останется одной из самых слабых в рейтинговой категории «B». Fitch ожидает, что дефицит счета текущих операций увеличится до 3,8% в 2019 г по сравнению с 2,1% в 2018 г на фоне ввода в эксплуатацию атомной электростанции и более высоких расходов, связанных с импортом нефти, а затем сократится до 2,6% в 2020 г. </p> <p> Как отмечает агентство, чистый внешний долг Беларуси в размере 42% от ВВП по состоянию на конец 2018 г заметно выше исторического медианного показателя в 15% для стран с рейтингом в категории «B». </p> <p> </p> <h4><b>Fitch прогнозирует дефицит госбюджета на уровне 3,1% ВВП</b></h4> <p> По оценкам Fitch, общегосударственный бюджет будет иметь дефицит в размере 0,4% от ВВП в 2018 г после применения корректировок к оценочному профициту консолидированного общегосударственного бюджета согласно официальным данным на уровне 2,6% от ВВП. Эти корректировки отражают расходы, относящиеся к АЭС (2,7% от ВВП), исполнение гарантий (0,2% от ВВП) и передачу капитала (0,2% от ВВП). Беларусь нацелена на бюджетный профицит в размере 1,2% от ВВП в 2019 г на консолидированном уровне согласно официальным данным. Fitch прогнозирует дефицит общегосударственного бюджета на уровне 3,1% от ВВП ввиду более слабого роста доходов, оценочных расходов по АЭС в размере 3,6% от ВВП, а также потенциальных расходов и гарантий, относящихся к банкам. </p> <p> Бюджет на 2019 г не включает какую-либо потенциальную компенсацию бюджетных потерь в результате налогового маневра. Агентство приводит данные, что бюджетные потери составят 192 млн долл, или 0,3% ВВП в 2019 г. Негативное влияние проявляется в более низких доходах от экспортных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты и более низких акцизов. При этом потери в доходах будут увеличиваться каждый год в соответствии с более высокими импортными ценами на нефть. </p> <p> По оценкам агентства, общегосударственный долг Беларуси (включая гарантии в размере 8,1% от ВВП) снизился до 51,4% от ВВП в 2018 г, что отражает снижение гарантий, авансовые погашения долга и более низкие, чем ожидалось, выплаты (от ЕФСР). Валютный риск остается высоким, поскольку 90% от государственного долга номинировано в иностранной валюте. Более слабые макроэкономические показатели и волатильность обменного курса могут создавать фискальные риски для государственных финансов ввиду существенного присутствия в экономике предприятий в госсобственности, сказано в пресс-релизе. </p> <p> </p> <h4><b>Факторы, которые могут влиять на рейтинги в будущем</b></h4> <p> Основные факторы, которые вместе или в отдельности могут привести к позитивному рейтинговому действию: </p> <p> - Устойчивое увеличение международных резервов, поддерживаемое дальнейшим прогрессом по диверсификации внешних источников финансирования. </p> <p> - Фискальная консолидация на более широком общегосударственном уровне, что обусловило бы сокращение государственного долга/ВВП и/или условных обязательств. </p> <p> -Устойчивое улучшение среднесрочных показателей роста Беларуси в контексте макроэкономической стабильности, например, в результате реализации структурных реформ. </p> <p> Основные факторы, которые вместе или в отдельности могут привести к негативному рейтинговому действию: </p> <p> - Возобновление давления в плане внешнего финансирования и снижение международных резервов. </p> <p> - Повышение макроэкономической нестабильности, например, ввиду снижения последовательности экономической политики или доверия к ней. </p> <p> - Ухудшение в области государственных финансов, что привело бы к существенному росту государственного долга или условных обязательств. </p>
2019-01-21
Primepress
МИНСК, 21 января – ПраймПресс. Агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») Беларуси в иностранной и национальной валюте на уровне «B» со «Стабильным» прогнозом. О последних рейтинговых действиях, произведенных 18 января 2019 г, агентство сообщает в своем пресс-релизе.
Долгосрочный РДЭ в иностранной валюте подтвержден на уровне «B», прогноз «Стабильный».
Долгосрочный РДЭ в национальной валюте подтвержден на уровне «B», прогноз «Стабильный».
Краткосрочный РДЭ в иностранной валюте подтвержден на уровне «B».
Краткосрочный РДЭ в национальной валюте подтвержден на уровне «В».
Страновой потолок подтвержден на уровне «B».
Рейтинги эмиссий по долгосрочным приоритетным необеспеченным облигациям в иностранной валюте подтверждены на уровне «B».
Агентство отмечает улучшающуюся макроэкономическую стабильность в Беларуси, сильный структурный профиль в плане показателей дохода на душу населения и развития человеческого потенциала, а также хорошую историю погашения долга. С другой стороны, на рейтинг страны повлияли такие факторы, как низкие валютные резервы, относительно сдержанные перспективы роста, долговая нагрузка государства с высокой подверженностью валютным рискам, слабый банковский сектор, высокая внешняя задолженность и слабые индикаторы качества управления по сравнению со странами с сопоставимыми рейтингами.
«Несмотря на некоторый прогресс в сторону диверсификации, Беларусь в высокой степени зависит от России в плане торговли и поддержки внешнего финансирования», отмечается в пресс-релизе.
Вместе с тем, Fitch исходит из того, что в определенных ситуациях Беларусь будет получать финансовую поддержку от России и не произойдет существенного ухудшения двусторонних отношений, несмотря на периодические разногласия.
«Макроэкономическая стабильность продолжала улучшаться в 2018 г благодаря сочетанию благоприятной внешней конъюнктуры и устойчивого улучшения комплекса проводимых мер, - отмечает агентство. - Средний показатель инфляции снизился до 4,9%, что соответствует текущему медианному уровню для рейтинговой категории «B» и ниже целевого уровня, установленного Национальным банком Республики Беларусь».
Fitch ожидает, что инфляция в среднем увеличится до 6% в 2019 г, при этом существуют риски более высокой инфляции, связанные с торговыми партнерами, волатильностью на финансовых рынках и продолжением быстрого роста заработной платы. Официальный прогноз инфляции на этот год – 5,5%.
По мере ослабевания благоприятных циклических факторов рост, вероятно, станет более умеренным. Рост достиг 3% в 2018 г ввиду благоприятных условий внешнего финансирования, экспортных цен и спроса со стороны торговых партнеров, а также потребления домохозяйств, повышению которого способствовали быстрое увеличение реальной заработной платы и рост кредитования. По ожиданиям Fitch, рост замедлится до 2,2% в 2019 г (официальный прогноз – 4%) и до 2% в 2020 г, что ниже ожидаемых темпов роста в 3,4% и 3,5% для стран с сопоставимым рейтингом и отражает более слабый рост у торговых партнеров и замедление роста потребления со стороны населения, отмечается в пресс-релизе.
В настоящее время Беларусь ведет переговоры о механизме возможной компенсации ввиду негативного влияния на бюджет налогового маневра в российской нефтяной отрасли, отмечает агентство.
По оценке Fitch, общие максимальные потери для Беларуси могут составить 10,6 млрд долл в период с 2019 г по 2024 г, если цены на нефть в среднем будут на уровне 70 долл, а объем нефти, перерабатываемой на НПЗ Беларуси, увеличится с 18 млн т в 2019 г до 24 млн т в 2020-2024 гг. «Потери могут быть частично сглажены более высокими ценами на топливо внутри страны и более низкими объемами нефтепереработки, но это тем не менее, вероятно, потребует корректировок бюджета и скажется на перспективах роста», отмечает агентство.
Риски в плане государственного и внешнего финансирования остаются управляемыми. Обслуживание суверенного валютного долга в 2019 г составит 3,2 млрд долл, и самая существенная выплата по основной сумме долга – это 600 млн долл по российским кредитам, которые могут быть рефинансированы за счет нового кредита от России. По оценке агентства, погашения валютного долга и процентные расходы в 2020-2021 гг будут по-прежнему находиться на высоком уровне, в среднем 3,5 млрд долл в год.
Эксперты Fitch считают, что Беларусь может префинансировать часть выплат долга, приходящихся на 2020 г, за счет проведения эмиссий на российском рынке. Кроме того, у страны по-прежнему существуют планы эмиссий на китайском рынке, возвращение на рынок еврооблигаций не планируется до 2020 г.
Fitch не учитывает программу МВФ в своих прогнозах.
Fitch ожидает небольшого снижения международных резервов до 6,8 млрд долл в 2019 г по сравнению с 7,1 млрд долл в 2018 г ввиду обслуживания долга и сокращения чистых продаж иностранной валюты резидентами. Внешняя ликвидность останется одной из самых слабых в рейтинговой категории «B». Fitch ожидает, что дефицит счета текущих операций увеличится до 3,8% в 2019 г по сравнению с 2,1% в 2018 г на фоне ввода в эксплуатацию атомной электростанции и более высоких расходов, связанных с импортом нефти, а затем сократится до 2,6% в 2020 г.
Как отмечает агентство, чистый внешний долг Беларуси в размере 42% от ВВП по состоянию на конец 2018 г заметно выше исторического медианного показателя в 15% для стран с рейтингом в категории «B».
По оценкам Fitch, общегосударственный бюджет будет иметь дефицит в размере 0,4% от ВВП в 2018 г после применения корректировок к оценочному профициту консолидированного общегосударственного бюджета согласно официальным данным на уровне 2,6% от ВВП. Эти корректировки отражают расходы, относящиеся к АЭС (2,7% от ВВП), исполнение гарантий (0,2% от ВВП) и передачу капитала (0,2% от ВВП). Беларусь нацелена на бюджетный профицит в размере 1,2% от ВВП в 2019 г на консолидированном уровне согласно официальным данным. Fitch прогнозирует дефицит общегосударственного бюджета на уровне 3,1% от ВВП ввиду более слабого роста доходов, оценочных расходов по АЭС в размере 3,6% от ВВП, а также потенциальных расходов и гарантий, относящихся к банкам.
Бюджет на 2019 г не включает какую-либо потенциальную компенсацию бюджетных потерь в результате налогового маневра. Агентство приводит данные, что бюджетные потери составят 192 млн долл, или 0,3% ВВП в 2019 г. Негативное влияние проявляется в более низких доходах от экспортных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты и более низких акцизов. При этом потери в доходах будут увеличиваться каждый год в соответствии с более высокими импортными ценами на нефть.
По оценкам агентства, общегосударственный долг Беларуси (включая гарантии в размере 8,1% от ВВП) снизился до 51,4% от ВВП в 2018 г, что отражает снижение гарантий, авансовые погашения долга и более низкие, чем ожидалось, выплаты (от ЕФСР). Валютный риск остается высоким, поскольку 90% от государственного долга номинировано в иностранной валюте. Более слабые макроэкономические показатели и волатильность обменного курса могут создавать фискальные риски для государственных финансов ввиду существенного присутствия в экономике предприятий в госсобственности, сказано в пресс-релизе.
Основные факторы, которые вместе или в отдельности могут привести к позитивному рейтинговому действию:
- Устойчивое увеличение международных резервов, поддерживаемое дальнейшим прогрессом по диверсификации внешних источников финансирования.
- Фискальная консолидация на более широком общегосударственном уровне, что обусловило бы сокращение государственного долга/ВВП и/или условных обязательств.
-Устойчивое улучшение среднесрочных показателей роста Беларуси в контексте макроэкономической стабильности, например, в результате реализации структурных реформ.
Основные факторы, которые вместе или в отдельности могут привести к негативному рейтинговому действию:
- Возобновление давления в плане внешнего финансирования и снижение международных резервов.
- Повышение макроэкономической нестабильности, например, ввиду снижения последовательности экономической политики или доверия к ней.
- Ухудшение в области государственных финансов, что привело бы к существенному росту государственного долга или условных обязательств.