Эксперт предлагает ввести административную и уголовную ответственность за уклонение от расчетов с поставщиками
<p> МИНСК, 24 октября – ПраймПресс. В Беларуси следовало бы обсудить необходимость введения административной и уголовной ответственности за уклонение от погашения кредиторской задолженности. Такое мнение высказал член Совета по развитию предпринимательства Александр Швец. </p> <p> <b>НЕПЛАТЕЖИ - ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ</b> </p> <p> Неисполнение обязательств перед поставщиками Швец называет одной из основных проблем белорусской экономики. Причем, отмечает он, некоторые предприятия рассчитываются аккуратно или пытаются это делать по мере возможности, а другие игнорируют свои обязательства, пользуясь почти полной безнаказанностью. </p> <p> По данным статистики, которые приводит эксперт в публикации на сайте совета, просроченная кредиторская задолженность крупных и средних предприятий в Беларуси на 1 июля 2018 г составила более 7,630 млрд бел руб (3,64 млрд долл по курсу Национального банка Беларуси) – 16,3% к общей сумме кредиторской задолженности. Из этой суммы 14,9% приходится на задолженность за топливно-энергетические ресурсы, 2,5% – по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению, а 82,6% просроченной кредиторской задолженности – это долги за товары, работы и услуги. </p> <p> Просроченная кредиторская задолженность за январь-июнь 2018 г увеличилась на 5,5%, просроченная дебиторская задолженность – на 13%, а по абсолютному значению эти показатели почти равны, отмечает эксперт. </p> <p> На сельское хозяйство приходится 35,4% просроченной кредиторской задолженности при том, что в АПК получено всего 5,1% совокупной выручки, на промышленность – 40,3% против 53,2%, строительство – 7,5% против 4,1%. На торговлю приходится 9% просроченной кредиторской задолженности, транспорт – 2,9%, профессиональную, научную и техническую деятельность – 3,0%. Удельный вес просроченной кредиторской задолженности в общей сумме кредиторской задолженности в АПК достигает 35,5%, в промышленности – 15,6%, строительстве – 17%. </p> <p> «Эти цифры дают только внешнюю картину долговой проблемы. Одна из ее причин – череда девальваций и несколько лет высокой инфляции. Они привели к значительным потерям оборотных средств, резкому росту затрат в рублях, в том числе – на обслуживание кредитов. Но, помимо объективных внешних факторов, имеются и субъективные. Многие госпредприятия откровенно не заинтересованы в добросовестном исполнении своих обязательств», - отмечает Швец. </p> <p> <b>ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ НЕПЛАТЕЖЕЙ</b> </p> <p> Как правило, взыскать долг по исполнительной надписи нотариуса, путем обращения взыскания на дебиторов через инспекцию Министерства по налогам и сборам достаточно сложно, отмечает эксперт. В случае обращения в суд и удовлетворения иска судебные решения часто не исполняются, судебные исполнители не справляются со своими обязанностями. </p> <p> Кроме того, значительная часть выручки госпредприятий поступает на спецсчета, на которые взыскание не обращается. </p> <p> Суды, удовлетворяя иски о взыскании долгов, зачастую принимают решение о снижении штрафных санкций, полагая, что они несоразмерны последствиям нарушения обязательств. В ряде случаев решение об очередности платежей принимается даже не на предприятии, а в управлениях областных или районных исполкомов, отмечает Швец. Причем, в силу особенностей отечественного законодательства такие предприятия лишь в исключительных случаях могут быть признаны банкротами. </p> <p> Швец также обращает внимание, что в Беларуси практически отсутствует ответственность должностных лиц госпредприятий и их вышестоящих организаций за непогашение кредиторской задолженности. </p> <p> <b>СТРАДАЕТ МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС</b> </p> <p> «Наиболее уязвимы к этим проблемам малые и средние частные предприятия, для них неплатежи по одному единственному крупному контракту означают полное и немедленное банкротство. При этом, в силу названных причин, взыскать долги с контрагента – госпредприятия для них крайне сложно, а зачастую вообще нереально. Однако отказаться от сотрудничества с госпредприятиями невозможно: госсектор занимает доминирующее положение в основных отраслях экономики (кроме торговли), а потому выбирать приходится между рисками неплатежей и уходом с рынка. Это особенно явно проявляется в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве», - подчеркивает Швец. </p> <p> Для решения проблемы неплатежей эксперт предлагает пересмотреть законодательство о банкротстве, совершенствовать судебную практику, соблюдать принцип равенства всех форм собственности при проведении расчетов, исключить вмешательство представителей местных органов власти в хозяйственную деятельность предприятий. </p> <p> «Важно установить справедливую и прозрачную для кредиторов очередность погашения задолженности, а также организовать взаимозачет долгов госпредприятий и задолженности их дебиторов по налогам, сборам и отчислениям в ФСЗН и, кроме того, создать реестр предприятий-должников, в том числе неплатежеспособных предприятий, содержащий информацию о долгах и финансовом положении госпредприятий. Форма раскрытия информации должна быть единой и свободной», - считает Швец. </p> <p> Кроме того, считает эксперт, следовало бы обсудить необходимость введения административной и уголовной ответственности за уклонение от погашения кредиторской задолженности, а также за препятствование погашению кредиторской задолженности со стороны должностных лиц предприятий-должников и госорганов. </p>
2018-10-24
Primepress
МИНСК, 24 октября – ПраймПресс. В Беларуси следовало бы обсудить необходимость введения административной и уголовной ответственности за уклонение от погашения кредиторской задолженности. Такое мнение высказал член Совета по развитию предпринимательства Александр Швец.
НЕПЛАТЕЖИ - ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ
Неисполнение обязательств перед поставщиками Швец называет одной из основных проблем белорусской экономики. Причем, отмечает он, некоторые предприятия рассчитываются аккуратно или пытаются это делать по мере возможности, а другие игнорируют свои обязательства, пользуясь почти полной безнаказанностью.
По данным статистики, которые приводит эксперт в публикации на сайте совета, просроченная кредиторская задолженность крупных и средних предприятий в Беларуси на 1 июля 2018 г составила более 7,630 млрд бел руб (3,64 млрд долл по курсу Национального банка Беларуси) – 16,3% к общей сумме кредиторской задолженности. Из этой суммы 14,9% приходится на задолженность за топливно-энергетические ресурсы, 2,5% – по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению, а 82,6% просроченной кредиторской задолженности – это долги за товары, работы и услуги.
Просроченная кредиторская задолженность за январь-июнь 2018 г увеличилась на 5,5%, просроченная дебиторская задолженность – на 13%, а по абсолютному значению эти показатели почти равны, отмечает эксперт.
На сельское хозяйство приходится 35,4% просроченной кредиторской задолженности при том, что в АПК получено всего 5,1% совокупной выручки, на промышленность – 40,3% против 53,2%, строительство – 7,5% против 4,1%. На торговлю приходится 9% просроченной кредиторской задолженности, транспорт – 2,9%, профессиональную, научную и техническую деятельность – 3,0%. Удельный вес просроченной кредиторской задолженности в общей сумме кредиторской задолженности в АПК достигает 35,5%, в промышленности – 15,6%, строительстве – 17%.
«Эти цифры дают только внешнюю картину долговой проблемы. Одна из ее причин – череда девальваций и несколько лет высокой инфляции. Они привели к значительным потерям оборотных средств, резкому росту затрат в рублях, в том числе – на обслуживание кредитов. Но, помимо объективных внешних факторов, имеются и субъективные. Многие госпредприятия откровенно не заинтересованы в добросовестном исполнении своих обязательств», - отмечает Швец.
ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ НЕПЛАТЕЖЕЙ
Как правило, взыскать долг по исполнительной надписи нотариуса, путем обращения взыскания на дебиторов через инспекцию Министерства по налогам и сборам достаточно сложно, отмечает эксперт. В случае обращения в суд и удовлетворения иска судебные решения часто не исполняются, судебные исполнители не справляются со своими обязанностями.
Кроме того, значительная часть выручки госпредприятий поступает на спецсчета, на которые взыскание не обращается.
Суды, удовлетворяя иски о взыскании долгов, зачастую принимают решение о снижении штрафных санкций, полагая, что они несоразмерны последствиям нарушения обязательств. В ряде случаев решение об очередности платежей принимается даже не на предприятии, а в управлениях областных или районных исполкомов, отмечает Швец. Причем, в силу особенностей отечественного законодательства такие предприятия лишь в исключительных случаях могут быть признаны банкротами.
Швец также обращает внимание, что в Беларуси практически отсутствует ответственность должностных лиц госпредприятий и их вышестоящих организаций за непогашение кредиторской задолженности.
СТРАДАЕТ МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС
«Наиболее уязвимы к этим проблемам малые и средние частные предприятия, для них неплатежи по одному единственному крупному контракту означают полное и немедленное банкротство. При этом, в силу названных причин, взыскать долги с контрагента – госпредприятия для них крайне сложно, а зачастую вообще нереально. Однако отказаться от сотрудничества с госпредприятиями невозможно: госсектор занимает доминирующее положение в основных отраслях экономики (кроме торговли), а потому выбирать приходится между рисками неплатежей и уходом с рынка. Это особенно явно проявляется в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве», - подчеркивает Швец.
Для решения проблемы неплатежей эксперт предлагает пересмотреть законодательство о банкротстве, совершенствовать судебную практику, соблюдать принцип равенства всех форм собственности при проведении расчетов, исключить вмешательство представителей местных органов власти в хозяйственную деятельность предприятий.
«Важно установить справедливую и прозрачную для кредиторов очередность погашения задолженности, а также организовать взаимозачет долгов госпредприятий и задолженности их дебиторов по налогам, сборам и отчислениям в ФСЗН и, кроме того, создать реестр предприятий-должников, в том числе неплатежеспособных предприятий, содержащий информацию о долгах и финансовом положении госпредприятий. Форма раскрытия информации должна быть единой и свободной», - считает Швец.
Кроме того, считает эксперт, следовало бы обсудить необходимость введения административной и уголовной ответственности за уклонение от погашения кредиторской задолженности, а также за препятствование погашению кредиторской задолженности со стороны должностных лиц предприятий-должников и госорганов.