ЕЭК подготовила проекты правил определения страны происхождения и ведения реестра евразийской промышленной продукции в ЕАЭС
<p> МИНСК, 7 октября – ПраймПресс. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) подготовила проекты правил определения страны происхождения в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС – Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия) и правил формирования и ведения ЕЭК реестра евразийской промышленной продукции, планируемые к утверждению Коллегией ЕЭК. Правила уточняют порядок определения и подтверждения страны происхождения товаров для целей государственных закупок, а также ведение реестра евразийской промышленной продукции, говорится <a href="https://arzinger.by/news/law_news-novyiy_poryadok_statisticheskogo_deklarirovaniya_2020_09_28.html" target="_blank">в комментарии</a> юридической компании «Арцингер и партнеры». </p> <p> По инициативе Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок ЕЭК проекты были вынесены на публичное обсуждение на официальном сайте ЕАЭС, которое продлилось до 7 октября. </p> <p> <b>Определение и подтверждение страны происхождения товаров </b> </p> <p> В соответствии с правилами, порядок подтверждения страны происхождения товара зависит от того, является ли он происходящим из стран-участниц ЕАЭС. Для этой цели предлагается утвердить Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар может быть признан происходящим из страны-участницы ЕАЭС. </p> <p> Если товар окажется в Перечне, подтвердить его происхождение можно будет актом экспертизы и соответствующей записью в реестре. При этом при определении конкретной страны может быть использован кооперационный принцип и правило адвалорной доли. Акт экспертизы в этом случае должен подтвердить, что товар претерпел производственные и технологические операции, установленные в Перечне, и на основании этого может быть признан происходящим из государства-участника ЕАЭС. </p> <p> В качестве справки: правило адвалорной доли предполагает, что стоимость используемых материалов происхождения третьих стран достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции. </p> <p> Для остальных товаров необходимо будет предоставить сертификат о происхождении товара СТ-1. Страну происхождения товара в этом случае предлагается определять в соответствии с Соглашением о правилах определения страны происхождения товаров в СНГ. </p> <p> <b>Реестр евразийской промышленной продукции </b> </p> <p> Дополнительно устанавливаются требования к созданию реестра, который планируется вести в виде информационной системы. В реестр включается продукция, соответствующая критериям Перечня. </p> <p> Включение продукции в реестр, изменение сведений и ее исключение будут производиться на основе заявлений. Помимо данных о самой продукции и ее производителе, к заявлению нужно будет приложить копию акта экспертизы. Основаниями для исключения данных из реестра будут являться прекращение действия актов экспертизы, а также признание его недействительным, ликвидация или прекращение деятельности производителя, решение уполномоченного подразделения ЕЭК. </p> <p> Любое заинтересованное лицо сможет получить сведения, содержащиеся в Реестре, по запросу в электронном виде. </p> <p> <b>В ЕАЭС планируют утвердить новые правила в декабре 2020 г </b> </p> <p> Согласно данным ЕЭК, общий объем госзакупок ЕАЭС составляет 152 млрд долл. Основная доля проводимых в рамках госзакупок тендеров в ЕАЭС приходится на Россию - около 83%, или 126 млрд долл. Объемы госзакупок в Армении и Кыргызстане значительно ниже - менее 1 млрд долл, в Беларуси - более 2 млрд долл, в Казахстане - более 20 млрд долл. </p> <p> При этом поставки из стран союза в Россию по линии госзакупок на порядок ниже: на Армению приходится 1,5 млн долл, на Беларусь - 102,2 млн долл, Казахстан - 25,1 млн долл, Кыргызстан - 0,04 млн долл. </p> <p> Очевидно, что масштабный объем госзакупок в РФ представляет большой интерес для бизнеса из других государств ЕАЭС, в том числе для белорусских предприятий, тем более что сама процедура госзакупок означает безусловную оплату работ, услуг со стороны российских государственных органов. </p> <p> Между тем, правительство РФ постановлением №616 с 30 апреля 2020 г ввело запрет на приобретение иностранных промышленных товаров в рамках госпрограмм и для оборонных нужд. Исключение сделано только для продукции, произведенной в ЕАЭС при условии ее включения в реестр евразийской промышленной продукции. Это решение фактически лишило компании из других стран ЕАЭС возможности принимать участие в госзакупках в РФ </p> <p> На заседании Межправительственного совета ЕАЭС 17 июля 2020 г в Минске премьеры Беларуси и Казахстана обратили внимание на ограничение возможности участия в российских госзакупках. В этой связи ЕЭК было поручено до конца года разработать правила подтверждения страны происхождения товара и правила ведения реестра евразийской промышленной продукции. </p> <p> Сейчас ЕЭК на уровне законодательства ЕАЭС корректирует порядок, чтобы бизнес из стран евразийского союза получил допуск к госзакупкам в РФ. </p> <p> Также сообщалось, что при разработке правил подтверждения страны происхождения товара на территории ЕАЭС для целей государственных закупок ЕЭК предлагает применять так называемый «кооперационный принцип», когда в производстве товара используются комплектующие, произведенные в других государствах ЕАЭС, а также на их территории выполняются определенные технологические операции. Отмечалось, что это способствовало бы развитию кооперационных связей между производителями стран ЕАЭС. </p> <p> <b>Ряд белорусских предприятий уже включены в евразийский реестр </b> </p> <p> В Беларуси работу по включению продукции отечественных производителей в евразийский реестр промышленной продукции – то есть, по их допуску к госзакупкам в РФ, - координирует Министерство антимонопольного регулирования и торговли Беларуси (МАРТ). </p> <p> Ранее <a href="https://mart.gov.by/news/yevraziyskiy_reyestr" target="_blank">МАРТ</a> подготовило памятку по вопросу включения в евразийский реестр промышленной продукции и предложило белорусским предприятиям, заинтересованным в поставках на российский рынок, активизировать работу по подаче заявок в Минпромторг РФ. С 24 августа 2020 г эти заявки должны размещаться посредством функционала государственной информационной системы промышленности России. </p> <p> По данным на начало сентября, Минпромторг РФ уже включил в евразийский реестр продукцию 10 белорусских предприятий, в том числе ОАО «Минский автомобильный завод» - управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», ОАО «Амкодор», ОАО «Минский завод колесных тягачей», ОАО «Камволь». «Их продукция в настоящее время может участвовать в государственных (муниципальных) закупках, проводимых в России, с ограничениями, предусмотренными постановлением правительства РФ от 30 апреля 2020 года №616», - пояснили в МАРТ. </p>
2020-10-07
Primepress
МИНСК, 7 октября – ПраймПресс. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) подготовила проекты правил определения страны происхождения в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС – Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия) и правил формирования и ведения ЕЭК реестра евразийской промышленной продукции, планируемые к утверждению Коллегией ЕЭК. Правила уточняют порядок определения и подтверждения страны происхождения товаров для целей государственных закупок, а также ведение реестра евразийской промышленной продукции, говорится в комментарии юридической компании «Арцингер и партнеры».
По инициативе Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок ЕЭК проекты были вынесены на публичное обсуждение на официальном сайте ЕАЭС, которое продлилось до 7 октября.
Определение и подтверждение страны происхождения товаров
В соответствии с правилами, порядок подтверждения страны происхождения товара зависит от того, является ли он происходящим из стран-участниц ЕАЭС. Для этой цели предлагается утвердить Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар может быть признан происходящим из страны-участницы ЕАЭС.
Если товар окажется в Перечне, подтвердить его происхождение можно будет актом экспертизы и соответствующей записью в реестре. При этом при определении конкретной страны может быть использован кооперационный принцип и правило адвалорной доли. Акт экспертизы в этом случае должен подтвердить, что товар претерпел производственные и технологические операции, установленные в Перечне, и на основании этого может быть признан происходящим из государства-участника ЕАЭС.
В качестве справки: правило адвалорной доли предполагает, что стоимость используемых материалов происхождения третьих стран достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.
Для остальных товаров необходимо будет предоставить сертификат о происхождении товара СТ-1. Страну происхождения товара в этом случае предлагается определять в соответствии с Соглашением о правилах определения страны происхождения товаров в СНГ.
Реестр евразийской промышленной продукции
Дополнительно устанавливаются требования к созданию реестра, который планируется вести в виде информационной системы. В реестр включается продукция, соответствующая критериям Перечня.
Включение продукции в реестр, изменение сведений и ее исключение будут производиться на основе заявлений. Помимо данных о самой продукции и ее производителе, к заявлению нужно будет приложить копию акта экспертизы. Основаниями для исключения данных из реестра будут являться прекращение действия актов экспертизы, а также признание его недействительным, ликвидация или прекращение деятельности производителя, решение уполномоченного подразделения ЕЭК.
Любое заинтересованное лицо сможет получить сведения, содержащиеся в Реестре, по запросу в электронном виде.
В ЕАЭС планируют утвердить новые правила в декабре 2020 г
Согласно данным ЕЭК, общий объем госзакупок ЕАЭС составляет 152 млрд долл. Основная доля проводимых в рамках госзакупок тендеров в ЕАЭС приходится на Россию - около 83%, или 126 млрд долл. Объемы госзакупок в Армении и Кыргызстане значительно ниже - менее 1 млрд долл, в Беларуси - более 2 млрд долл, в Казахстане - более 20 млрд долл.
При этом поставки из стран союза в Россию по линии госзакупок на порядок ниже: на Армению приходится 1,5 млн долл, на Беларусь - 102,2 млн долл, Казахстан - 25,1 млн долл, Кыргызстан - 0,04 млн долл.
Очевидно, что масштабный объем госзакупок в РФ представляет большой интерес для бизнеса из других государств ЕАЭС, в том числе для белорусских предприятий, тем более что сама процедура госзакупок означает безусловную оплату работ, услуг со стороны российских государственных органов.
Между тем, правительство РФ постановлением №616 с 30 апреля 2020 г ввело запрет на приобретение иностранных промышленных товаров в рамках госпрограмм и для оборонных нужд. Исключение сделано только для продукции, произведенной в ЕАЭС при условии ее включения в реестр евразийской промышленной продукции. Это решение фактически лишило компании из других стран ЕАЭС возможности принимать участие в госзакупках в РФ
На заседании Межправительственного совета ЕАЭС 17 июля 2020 г в Минске премьеры Беларуси и Казахстана обратили внимание на ограничение возможности участия в российских госзакупках. В этой связи ЕЭК было поручено до конца года разработать правила подтверждения страны происхождения товара и правила ведения реестра евразийской промышленной продукции.
Сейчас ЕЭК на уровне законодательства ЕАЭС корректирует порядок, чтобы бизнес из стран евразийского союза получил допуск к госзакупкам в РФ.
Также сообщалось, что при разработке правил подтверждения страны происхождения товара на территории ЕАЭС для целей государственных закупок ЕЭК предлагает применять так называемый «кооперационный принцип», когда в производстве товара используются комплектующие, произведенные в других государствах ЕАЭС, а также на их территории выполняются определенные технологические операции. Отмечалось, что это способствовало бы развитию кооперационных связей между производителями стран ЕАЭС.
Ряд белорусских предприятий уже включены в евразийский реестр
В Беларуси работу по включению продукции отечественных производителей в евразийский реестр промышленной продукции – то есть, по их допуску к госзакупкам в РФ, - координирует Министерство антимонопольного регулирования и торговли Беларуси (МАРТ).
Ранее МАРТ подготовило памятку по вопросу включения в евразийский реестр промышленной продукции и предложило белорусским предприятиям, заинтересованным в поставках на российский рынок, активизировать работу по подаче заявок в Минпромторг РФ. С 24 августа 2020 г эти заявки должны размещаться посредством функционала государственной информационной системы промышленности России.
По данным на начало сентября, Минпромторг РФ уже включил в евразийский реестр продукцию 10 белорусских предприятий, в том числе ОАО «Минский автомобильный завод» - управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ», ОАО «Амкодор», ОАО «Минский завод колесных тягачей», ОАО «Камволь». «Их продукция в настоящее время может участвовать в государственных (муниципальных) закупках, проводимых в России, с ограничениями, предусмотренными постановлением правительства РФ от 30 апреля 2020 года №616», - пояснили в МАРТ.