Бизнес-союзы предлагают ввести мораторий на применяемую практику доначисления налогов и штрафов
<p> МИНСК, 13 мая – ПраймПресс. Республиканский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Белорусская научно-промышленная ассоциация (БНПА) предлагают ввести мораторий на применяемую в настоящее время практику доначисления налогов и штрафных санкций при применении пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса (НК), который содержит ряд оснований для корректировки налоговой базы и суммы налогов. Эти предложения содержатся в письме бизнес-союзов, направленном в Администрацию президента, Совет министров, Конституционный Суд и Верховный Суд, сообщается в пресс-релизе РСПП. </p> <p> Обращение БНПА и РСПП содержит подробности реальных кейсов, связанных с ретроспективным применением пункта 4 статьи 33 НК. Отмечается, что практика его реализации с первых дней столкнулась с рядом проблем, обусловленных неполнотой предписаний пункта 4 статьи 33 НК. </p> <p> Ранее Верховный Суд направил в адрес экономических судов «Разъяснения об отдельных вопросах применения пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь». «К сожалению, данные разъяснения Верховного Суда и их использование контролирующими и правоохранительными органами, а также судами не сняли остроту проблемы применения пункта 4 статьи 33 НК к отношениям по исчислению и уплате налогов, совершенных хозяйствующими субъектами до 1 января 2019 г», - говорится в обращении. </p> <p> Проблема отсутствия должного правового регулирования оценки и правовых последствий применения действующих с 1 января 2019 г норм пункта 4 статьи 33 НК рассматривалась на расширенном заседании юридического совета БНПА с участием экспертов от членских организаций РСПП и представителей депутатского корпуса. </p> <p> «Контролирующие органы, проводя проверки хозяйствующих субъектов за периоды до 1 января 2019 г по правилам, установленным пунктом 4 статьи 33 НК, действующим с 1 января 2019 г, принимают решения, приводящие к изъятию в бюджет существенных сумм в виде доначисленных налогов и штрафных санкций, что ведет к ликвидации хозяйствующих субъектов, увольнению работников и другим негативным последствиям для экономики и социальной сферы. При этом ранее уплаченные хозяйствующими субъектами налоги не принимаются в зачет при определении размера доначисленных налогов и штрафных санкций», - подчеркивается в сообщении. </p> <p> Этот вопрос был также предметом обсуждения в Министерстве по налогам и сборам (МНС). Руководство министерства указало представителям бизнес-сообщества, «что применение норм пункта 4 статьи 33 НК показало увеличение уровня недобросовестности бизнеса, применяемые меры в отношении хозяйствующих субъектов являются мерами ответственности и не позволяют учитывать при расчете сумм недоплаченных налогов суммы налогов, ранее уплаченные хозяйствующими субъектами». </p> <p> В этой связи бизнес-союзы отмечают, что МНС не учло известную практику применения в России аналогичных норм российского Налогового кодекса, согласно которым, доначисляя налоги по результатам проверок с применением таких норм, контролирующий орган должен рассчитать доначисляемую сумму налогов с учетом сумм тех налогов, которые плательщик уже уплатил в бюджет по своей деятельности, несмотря на то, что уплата в бюджет могла быть в виде другого налога. </p> <p> Бизнес-союзы предлагают принять решение о введении моратория на применяемую в настоящее время практику доначисления налогов и штрафных санкций при применении пункта 4 статьи 33 НК до урегулирования этой проблемы в соответствующем нормативном правовом акте. Представители бизнеса считают, что Верховному Суду необходимо провести анализ практики рассмотрения судами дел, связанных с применением пункта 4 статьи 33 НК (экономических, дел об административных правонарушениях, уголовных дел), и по результатам анализа принять соответствующее постановление Пленума Верховного Суда или рекомендации по урегулированию рассматриваемой проблемы в ином нормативном правовом акте. </p> <p> Также бизнес-союзы считают, что Конституционному Суду следует пересмотреть свое решение от 22 декабря .2018 г ввиду выявившейся в правоприменительной практике неполноты и неопределенности предписаний пункта 4 статьи 33 НК. </p> <p> Как сообщалось ранее, после отмены в апреле 2019 г указа президента №488 от 23 октября 2012 г «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» с его широкими трактовками понятия «лжепредпринимальство» регулирование данной сферы было вынесено в статью 33 Налогового кодекса (НК) Беларуси. Бизнес-союзы не были до конца согласны с формулировками законодательства, но ждали правоприменительную практику, чтобы сформировать свою позицию. </p>
2021-05-13
Primepress
МИНСК, 13 мая – ПраймПресс. Республиканский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Белорусская научно-промышленная ассоциация (БНПА) предлагают ввести мораторий на применяемую в настоящее время практику доначисления налогов и штрафных санкций при применении пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса (НК), который содержит ряд оснований для корректировки налоговой базы и суммы налогов. Эти предложения содержатся в письме бизнес-союзов, направленном в Администрацию президента, Совет министров, Конституционный Суд и Верховный Суд, сообщается в пресс-релизе РСПП.
Обращение БНПА и РСПП содержит подробности реальных кейсов, связанных с ретроспективным применением пункта 4 статьи 33 НК. Отмечается, что практика его реализации с первых дней столкнулась с рядом проблем, обусловленных неполнотой предписаний пункта 4 статьи 33 НК.
Ранее Верховный Суд направил в адрес экономических судов «Разъяснения об отдельных вопросах применения пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь». «К сожалению, данные разъяснения Верховного Суда и их использование контролирующими и правоохранительными органами, а также судами не сняли остроту проблемы применения пункта 4 статьи 33 НК к отношениям по исчислению и уплате налогов, совершенных хозяйствующими субъектами до 1 января 2019 г», - говорится в обращении.
Проблема отсутствия должного правового регулирования оценки и правовых последствий применения действующих с 1 января 2019 г норм пункта 4 статьи 33 НК рассматривалась на расширенном заседании юридического совета БНПА с участием экспертов от членских организаций РСПП и представителей депутатского корпуса.
«Контролирующие органы, проводя проверки хозяйствующих субъектов за периоды до 1 января 2019 г по правилам, установленным пунктом 4 статьи 33 НК, действующим с 1 января 2019 г, принимают решения, приводящие к изъятию в бюджет существенных сумм в виде доначисленных налогов и штрафных санкций, что ведет к ликвидации хозяйствующих субъектов, увольнению работников и другим негативным последствиям для экономики и социальной сферы. При этом ранее уплаченные хозяйствующими субъектами налоги не принимаются в зачет при определении размера доначисленных налогов и штрафных санкций», - подчеркивается в сообщении.
Этот вопрос был также предметом обсуждения в Министерстве по налогам и сборам (МНС). Руководство министерства указало представителям бизнес-сообщества, «что применение норм пункта 4 статьи 33 НК показало увеличение уровня недобросовестности бизнеса, применяемые меры в отношении хозяйствующих субъектов являются мерами ответственности и не позволяют учитывать при расчете сумм недоплаченных налогов суммы налогов, ранее уплаченные хозяйствующими субъектами».
В этой связи бизнес-союзы отмечают, что МНС не учло известную практику применения в России аналогичных норм российского Налогового кодекса, согласно которым, доначисляя налоги по результатам проверок с применением таких норм, контролирующий орган должен рассчитать доначисляемую сумму налогов с учетом сумм тех налогов, которые плательщик уже уплатил в бюджет по своей деятельности, несмотря на то, что уплата в бюджет могла быть в виде другого налога.
Бизнес-союзы предлагают принять решение о введении моратория на применяемую в настоящее время практику доначисления налогов и штрафных санкций при применении пункта 4 статьи 33 НК до урегулирования этой проблемы в соответствующем нормативном правовом акте. Представители бизнеса считают, что Верховному Суду необходимо провести анализ практики рассмотрения судами дел, связанных с применением пункта 4 статьи 33 НК (экономических, дел об административных правонарушениях, уголовных дел), и по результатам анализа принять соответствующее постановление Пленума Верховного Суда или рекомендации по урегулированию рассматриваемой проблемы в ином нормативном правовом акте.
Также бизнес-союзы считают, что Конституционному Суду следует пересмотреть свое решение от 22 декабря .2018 г ввиду выявившейся в правоприменительной практике неполноты и неопределенности предписаний пункта 4 статьи 33 НК.
Как сообщалось ранее, после отмены в апреле 2019 г указа президента №488 от 23 октября 2012 г «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» с его широкими трактовками понятия «лжепредпринимальство» регулирование данной сферы было вынесено в статью 33 Налогового кодекса (НК) Беларуси. Бизнес-союзы не были до конца согласны с формулировками законодательства, но ждали правоприменительную практику, чтобы сформировать свою позицию.